«…Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…»

7 апреля Православная Церковь воспоминает особое событие в истории человечества — Благовещение Пресвятой Богородицы. Оно положило начало спасению рода человеческого через Пречистую Деву, от Которой непорочно родился Господь Иисус Христос. Недаром этот двунадесятый праздник считается главным среди всех праздников в честь Пресвятой Богородицы.

Предание повествует нам о том, как Святую Отроковицу, желавшую посвятить всю Свою жизнь Богу, дабы сохранить иудейский обычай, обручили благочестивому старцу из рода Давидова Иосифу. Он должен был охранять Марию и быть мнимым Ее мужем. Пресвятая Дева была кротка, молчалива, все время проводила в молитве, в рукоделии и чтении священных книг, что доставляло ей большое утешение. Прочитав в пророчествах Исайи о том, что Мессия должен родиться от девы, Она всем сердцем желала видеть эту благословенную деву и быть хоть служанкой той, от которой родится Спаситель мира.

Однажды, когда Она так размышляла, перед Ней явился ангел и сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами!» Она, увидев его, смутилась. На что Ангел ответил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус…»

«…Как будет это, когда Я мужа не знаю?», — спросила Мария.

В ответ Она услышала: «Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда Мария сказала: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И отошел от Нее Ангел [Лк, 1, 26–38].

С этого события и началась новая жизнь и новая Церковь, — говорит в своей проповеди настоятель нашей общины отец Анатолий Гармаев. Новая жизнь — это жизнь во Христе и со Христом. А новая Церковь — это новые люди — христиане.

Новизна эта заключается не только в исповедании Евангелия, как это делают и секты, — поясняет отец Анатолий, — но и в реальном исполнении евангельского слова силой, которую дает Сам Господь.

(Далее приводим Вам слова из проповеди о. Анатолия, полную версию которой Вы можете послушать здесь. Прим. Ред.)

Многие сегодня ищут ответ на духовные вопросы. Но как, отвечая на них, передать не только книжные знания, а силу этого знания? Это действие не ума, а сердца, — учит нас батюшка. Одним образом будет обращаться к тебе умный человек. Совсем другим — человек сердца, знающий силу благости и ею, от нее действующий.

В эту силу благости и зовет нас сегодня Пресвятая Богородица. Она по человеческому Своему естеству стала Матерью Бога. А по благословению, которое Господь дал Ей с креста, Она стала Матерью всех верных чад Церкви, про которых Господь сказал: «Отче,<…> тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил <…> да будут в Нас едино» [Ин, 17, 12; 21].

— Но что же нам нужно сделать для того, чтобы последовать за благодатью и стать человеком, в котором участвует действующая благодать Божия?

— Нам надо исполнить труд желания быть с Господом, — поясняет отец Анатолий, ¬- придумать это соединение нельзя, вообразить или восчувствовать артистическим чувственным свойством души человека — невозможно.

— Тогда как к этому прийти?

— По покаянии следовать за Господом. Без него — покаяния невозможно начаться живому общению с Богом. Удостоверением того, что ты на правильном пути, будет возникшая в тебе жажда небесной жизни.

— Кто поддержит в нас чувство покаяния и чувство жажды небесной жизни?

— Матерь Божия. Ей дано благословение собирать народ Божий для Сына Своего. Ей дана эта дивная благодать, которая оживляет, обретает человека и в покаяние, и в жажду небесной жизни, и через это — в путь Господень, делая его христианским подвижником. Это — борьба и брань со своей страстной натурой. Силу в этой брани, и ревность в ней, и готовность к следованию ей подает Пресвятая Владычица наша Богородица.

— Кому может дать Она эту силу?

— Всякому, кто имеет к Ней естественное движение духовных сына или дочери. Благословением Господним Она сделалась для нас Матерью. С матерью может общаться только сын или дочь. Однако мы не придаем значения этому чувству.

— Почему?

— Иные чувства захватывают нас, кажутся более жизненными. Вот мы успешно завершили дела. При этом думаем: я — профессионал. Вот у нас хорошо складывается семейная жизнь. Мы радуемся: я — счастливый семьянин. Вот какие-то перемены происходят в нашей стране. Мы беспокоимся: я — готов постоять за доброе в своем Отечестве. И что же выходит? Во всех ярких движениях своей личности я не являюсь сыном или дочерью Богородицы. Потому что я знаю Ее умом, книжно, сознательно; или чувством, но душевно, чувственно; вроде искренне, но не как сын, дочь; как нуждающийся в Ее помощи, но оставаясь при своем чине и звании, при своих потребностях и земных нуждах.

Никто из святых не прошел мимо Матери Божией. Именно через Нее и через Ее благословение, благодатное участие у многих подвижников складывался особый внутренний порядок жизни. Также и простые бабушки, юноши и девушки из глубоко верующих в искреннем обращении к Богородице получали живой Ее отклик от иконы. Нет почти никого, кто не имел бы Ее Материнского попечения.

В этом году Благовещение удивительным образом совпало с Лазаревой субботой — событие редкое в многолетнем церковно-богослужебном круге. Известие о новой Жизни, которая Духом Божиим зачинается в Пресвятой Богородице, совпадает с почти последним событием в жизни Христа: когда Он воскрешает четырехдневного Лазаря. Начало и конец соединились для того, чтобы мы с вами оба их имели в своей жизни. Начало для того, чтобы мы обрели Матерь Божию и стали сыном Ей или дочерью. А конец — для того, чтобы воскресли и удержались воскресшими, живыми в братолюби и страннолюбии, по словам апостола Павла, Послание которого мы сегодня читали.

— Какое должно быть настроение, чтобы мы имели не только образ, но и силу в этих добродетелях?

— Этим настроением является — милость. Милость к людям, милость к падшим… Милость дает братолюбие и страннолюбие. Воскресший Лазарь имел все эти добродетели.

Праздники Божией Матери — единственное оправдание нас с вами, — говорит батюшка. Мы чтим их по неизъяснимой внутренней потребности, по жажде в такие дни Ее быть с Нею. В праздник непосредственного общения с Нею мы отложились от всех забот и пришли к Ней. Было бы хорошо при этом отложиться от внутренних земных устремлений для того, чтобы минутами, часами каждую неделю, каждый месяц иметь живые отношения с Нею, Пресвятой Богородицей.

Подготовила Татьяна Хворостяная