Работа над программой целостного воцерковления

Прот. Анатолий ГАРМАЕВ

Работа над программой последовательного воцерковления исторически сложилась из встреч и знакомств на Рождественских чтениях в Москве. Затем она продолжилась при взаимных посещениях друг друга авторов программ, дальше в ходе нескольких семинаров в Волгограде в стенах Свято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики и на четырёхдневном семинаре в г. Нерехта в Духовно-просветительском центре «Кострома» костромской епархии, состоявшемся по благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра, далее на Августовских педсоветах в Волгограде, и, наконец, на конференции в Свято-Духовом монастыре, которую возглавлял митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. Наиболее интенсивная совместная работа пришлась на 2006–07 годы.

В целостную программы входят пять (за последние пятнадцать лет) наиболее значительных направлений работы Церкви по воцерковлению людей. Это: «Истоки», «Отечественный язык» и на его основе формирование языковой личности, «Основы православной культуры», «Приходская катехизация» и «Общиноучительный, т. е. церковный, трудовой уклад, или труд над общинообразованием». Более десяти лет работа в каждом из этих направлений совершалась независимо одна от другой, параллельно и, порою, со стороны авторов в полном неведении друг о друге. В 2006 году авторы встретились. Стало очевидно, что каждому направлению есть что дать другому и есть куда позвать — к какому содержанию и к каким умениям.

С позиций каждого из направлений лучше видны недоработки другого. Если их сейчас не поправить, по прохождении лет они откроются и всё равно нужно будет над ними работать, если всерьёз радеть о формировании личности, тем более о домостроительстве Церкви, Отечества, семьи, а в конечном итоге — о спасении людей. Это те недоработки, которых в соборном разуме и опыте Церкви можно избежать, если каждому автору направления внимательно вслушаться и всмотреться в то, что делают другие. Как наставляет апостол Павел: «Принимайте друг друга» (Рим. 15, 7); «Друг друга честию больше себя творяще» (Флп. 2, 3). Держитесь того, что «Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8, 16).

Каждое из направлений имеет попечение о детях и взрослых, пребывающих в каком-либо одном нравственном и духовном состоянии или возрасте. Поэтому подопечные направлений не одновременно участвуют в них, но по мере воцерковления переходят последовательно из одного в другое. Исключение составляют только первые два — «Истоки» и усвоение «Отечественного языка», по которым нужно бы трудиться одновременно, частью параллельно, частью проникаясь одно другим.

Каждое последующее направление воцерковления не отменяет обретённого предыдущим, а наполняет его. В конечном итоге в общиноустроении всем нужно исполниться Христом. «Чтобы любовь ваша более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были… исполнены плодов праведности Иисусом Христом» (Флп. 1, 9–10), «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4, 13).

Следовательно, наполнение знаниями о Христе и Церкви и умениями ходить за Христом в Его Церкви, исполнение плодами праведности и в итоге Самим Христом должны стать единообразующей основой для всех пяти направлений. Здесь, по всему видно, предстоит ещё много работы.

Во всех направлениях формируется один взгляд на человека, опирающийся на православное предание, во все времена христианства живое в народе, на православную антропологию, нравственное и догматическое богословие. Соответственно формируется единство взгляда на Церковь, отечество, семью, на предоглашение, оглашение и последующее воцерковление, на общинообразование и на общиноучительный трудовой уклад.

В каждом из направлений есть сегодня ведущие делатели. Они разрабатывают и выверяют дело. Есть разное число сотрудников, близких им. Наконец, есть исполнители дела, которые подхватывают его и внедряют в своих регионах, школах, приходах, в семьях. Сегодня есть всё необходимое, чтобы началось, а в каких-то областях продолжилось возрастание всех участников — делателей, сотрудников, исполнителей. Этой задаче будет служить и наш сайт. Следите, участвуйте, входите в состав любой из трёх категорий участников большого церковного дела.

Краткое описание направлений нравственного приготовления и воцерковления детей, подростков, молодёжи и взрослых.

«Истоки» — знакомство с нравственно-духовными ценностями семьи, Отечества, Церкви; усвоение преемственности ценностей — от старших к младшим, от опыта в опыт, от характера в характер. Сила программы «Истоки» в способе передачи — от истока к истоку. Авторы программы: директор её, академик РАН И. А. Кузьмин, автор учебников — профессор А. В. Камкин.

«Воспитание личности на основе Отечественного языка» — умение на всех предметных занятиях в школе, ВУЗе распознавать в корнях слов заветы Отца Небесного. Слово дано любому народу от Творца ради его исполнения и через то — устроения жизни так, как того хочет Отец Небесный. Согласно этому хотению Отца и будет формироваться характер человека, чтущего Бога Отца. Автор программы — кандидат педагогичеких наук, директор гимназии «Гуманитарий» в Царском Селе г. Пушкин — В. В. Семенцов.

«Основы православной культуры». Здесь много авторов и много опыта с положительным результатом, но много и с отрицательным. Есть над чем думать и над чем дальше работать.

«Приходская катехизация». Синодальный отдел религиозного образования и катехизации собрал много описаний опыта воскресных школ для детей и взрослых, курсов катехизации для взрослых. Есть опыт пяти-семилетней катехизации через обучение в Свято-Сергиевском училище православной катехизации и церковной педагогики в Волгограде.

Много лет председатель секции приходского просвещения Синодального отдела иерей Игорь Киреев с сотрудниками работают над важнейшим документом «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви». Много раз обсуждался этот документ на Августовском педсовете. Сегодня документ фактически готов к представлению его Синоду Церкви.

«Общиноучительный трудовой уклад, или общинообразование». Работа над укладом идёт более тринадцати лет в нашем училище прп. Сергия Радонежского и приходе Сорока мучеников Севастийских. Общинный уклад образуется там, где внешние дела и события церковного становятся характера для людей жизнью по причине опыта причастия благодати именно в этих делах и событиях. Тогда люди не просто в них участвуют, но сами с желанием устраивают их. И это не в первые годы воцерковления, когда подвигает человека призывающая благодать, а по прохождении десяти-пятнадцати лет церковной жизни. Потребность церковного, т. е. общинного уклада является в этом случае следствием сохранённой духовной ревности.

Программа «Истоки» и «Воспитание личности на основе Отечественного языка» разработаны для общеобразовательных школ. Они могут быть введены как обязательный предмет с 1 по 11 класс, раз в неделю поставленный в расписание уроков. Всем — детям, родителям и учителям — нравится предмет «Истоки», они с нетерпением ждут его и с радостью занимаются. Там, где начинается на предметных уроках внедрение Отечественного языка (как на уроках естественнонаучного цикла, так и на гуманитарных предметах), там меняется внутренняя атмосфера урока, пробуждается нравственный задел в детях.

После обязательных уроков первых двух направлений дети с охотой начинают посещать факультативные занятия «Основ православной культуры». Происходит это в одной и той же школе, и занятия ОПК ведут учителя, владеющие методикой «Истоков». Результат — занятия по ОПК делаются так же любимы, как и занятия по «Истокам». Тем более что и родители, участвовавшие в первых занятиях вместе с детьми, приходят и на вторые.

От «Истоков» и ОПК дети вместе с родителями переходят в приходскую воскресную школу, сохраняющую истоковские традиции и наполняющую их церковностью. Здесь начинается труд катехизации, воцерковления, задача которого вывести семьи, детей и родителей в общину. Происходит это там, где катехизация имеет два состава — знания и труд над христианским характером.

Приглашение

Приглашаем участвовать в работе нашего сайта.

Присылайте статьи, доклады, сообщения по направлениям воцерковления и подготовки к нему.

Участвуйте в форумах направления, заявляя темы и откликаясь на уже заявленные.

Участвуйте в «гостиной» направления в качестве её хозяина, участника (гостя) или слушателя, который будет иметь возможность задать вопросы, поставить проблему, выразить отношение к тому, что происходит в «гостиной».

У вас есть возможность провести конференцию, назвав предварительный состав её участников и пригласив кого-то из них или всех выступить с серьёзными докладами.