Выступление Владыки Александра, Костромского и Галичского

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Председателя Синодального отдела по делам молодежи
Архиепископа Костромского и Галичского Александра на Всероссийском семинаре «Истоки»
4 ноября 2007 г.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Уважаемые педагоги!

Выступая 2 октября на Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге, Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II отметил: «Я убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни».

Действительно, на рубеже веков религия начинает играть все более заметную роль в жизни людей нашей страны — взрослых и молодых. Вполне естественно, что многие из них стремятся получить более глубокое представление о своей вере и о вере своих отцов. Костромской край — древняя, Богом хранимая православная земля, где испокон веков с уважением относились к представителям иных религий. Подавляющее большинство наших жителей крещены в Православной Церкви. Крещение как вхождение в Церковь есть сугубо добровольный акт — Церковь никого насильно не крестит. Но, если человек принял это таинство сам или крестил своего ребенка, он дал обещание Богу поучаться самому и научать свое чадо в истинах православной веры. Поэтому объясним тот факт, что все больше взрослых сознательно стремятся к тому, чтобы их крещеным детям основы Православия преподавались начиная со школьной скамьи. В этом побуждении — не проявление церковной экспансии, не попытка пересмотреть принципы светского образования, а простое требование времени.

Сегодня речь идет даже не о преподавании основ Православия, но о введении в школах культурологических дисциплин, знакомящих ребенка лишь с некоторыми традиционными культурными и духовными ценностями Отечества. Но и этот процесс встречает сопротивление. Противники указывают на несоответствие этого предмета светскому статусу государства, считая, что он является формой навязывания человеку религии. С этим нельзя согласиться. Светский не означает — атеистический. Есть европейская практика, где во многих странах преподают предметы религиозного содержания, и есть модель организации такого преподавания — по конфессиональному принципу. Причем в Бельгии в государственной школе детей из католических семей должны подготовить к конфирмации. А Бельгия — светская страна, и там действует принцип отделения Церкви от школы, но там не считают, что преподавание основ той или иной религии вносит нестроение в общество. Кроме того, порой мы слышим, что преподавание «Основ православной культуры» скучно для детей. Но и это — надуманный аргумент. Ведь многое зависит как от таланта учителя, так и от современных методик, включающих интерактивное преподавание.

Как показал опыт последних лет, преподавание в школах Белгородской, Смоленской и ряда других областей учебного предмета «Православная культура» не вызвало каких-либо конфликтов на национальной или религиозной почве. Более того, преподавание данного предмета даже заметно снизило уровень правонарушений, что подтверждают органы правопорядка этих регионов. В защиту преподавания «Основ православной культуры» выступали многие деятели отечественной науки, культуры, искусства и даже высокие представители государственной власти.

Сегодня мы все лучше начинаем понимать подлинные, глубинные цели педагогики вообще и российской школы в частности. Наша школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке носителя духовных и культурных ценностей своего народа, глубоко знающего и трепетно относящегося к своей истории, вере и культуре. В России предстоит построить систему обучения, которая имела бы неразрывную связь с воспитанием, и которая будет видеть в школах не «питомники населения», а центры воспитания просвещённой нравственной нации и подготовки духовно здоровой элиты.

В конце минувшего столетия, после падения прежней идеологии и разрушения привычной системы ценностей, отечественная система образования оказалась в духовном вакууме, многие педагоги и воспитатели были в полной растерянности. В условиях духовной разрухи пришлось расти целому поколению, предоставленному самому себе. Не находившие опоры ни в вере, ни в нравственности, молодые люди стали легкой жертвой в сетях порока, цинизма, жестокости и агрессивности нового потребительского общества. Единая система воспитания была полностью разрушена, взамен же предлагались разнополярные и часто противоречащие друг другу педагогические эксперименты. Мы знаем из Евангелия, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). Тяжким катком прокатились эти педагогические опыты по молодым людям. Жестокой ценой заплатили они за беспечность и невнимание старшего поколения, озабоченного прежде всего проблемами выживания в нарождавшейся рыночной экономике.

Многие общественные институты того времени старались избавиться от воспитательного придатка как от отжившего наследия тоталитарного прошлого. Телевидение и пресса сначала отказались от всякой идеологии, в том числе и от программ воспитательного характера, и вскоре стали проводниками самых темных явлений жизни. Сопровождение сюжетов какими-либо этическими комментариями стали считать в журналистской среде некорректным и непрофессиональным приемом. Но самое страшное было в том, что об избавлении от воспитательной функции стали всерьез говорить и в системе образования. Школа должна обеспечивать только знаниями и социальными навыками, ни о какой воспитательной роли не может быть и речи, сказали деятели от образования. Главной целью школы ставилась лишь трансляция ученику некоей суммы знаний, предназначенной помочь ему в социальной адаптации в новых условиях общественной жизни. Плоды и результаты подобного отношения нам также хорошо известны. Забыв о словах Пушкина, что «отсутствие воспитания есть корень всякого зла», наше образование потерпело серьезное поражение в битве с духом мира сего, с культом денег, разврата и наживы. Лучшие кадры стали покидать стены образовательных учреждений, отечественное образование встало перед серьезной проблемой тяжелейшего мировоззренческого кризиса.

Понадобились годы, чтобы излечиться от прежних недугов и перегибов, чтобы начать задумываться о возвращении утраченных традиций, в том числе и дореволюционных, основанных на православной культуре. Слава Богу, сегодня все чаще вспоминают о том, что в течение многих лет в России в основном совпадали воспитательные задачи школы, общества и Церкви. Подвижники отечественной педагогической науки вторили церковным проповедникам, не уставая согласно повторять простые и очевидные для большинства людей того времени истины об ущербности однобокого, безрелигиозного духовного развития детей и молодежи. «Школа должна быть не только школой арифметики и элементарной грамматики, но, прежде всего, школой жизни христианской под руководством пастырей Церкви», — писал С. А. Рачинский. «Без христианства, — подчеркивал Ушинский, - педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод… деятельность без цели и без результата впереди».

Своим апостолам Господь заповедал быть прежде всего учителями. «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»(Мф. 28, 19). То есть сперва научите, а потом крестите. Важнейшей задачей Церкви всегда оставалось воспитание и просвещение народа Божия, в этом у Церкви накоплен поистине богатейший опыт, которым она готова делиться с каждым ее вопрошающим.

И потому не случайно, что среди педагогов, чье сердце отзывалось искренней заботой и болью о подрастающем поколении, появились люди, желавшие прикоснуться к многовековому воспитательному опыту Православной Церкви, стремившиеся применить его в условиях новой общественной формации. Появились программы изучения православной культуры в образовательных учреждениях.

В деятельности таких учителей в особом свете предстает преподавание таких образовательных дисциплин, как история, география, литература, русский язык. История должна давать школьнику конкретное проникновение в этнокультурные истоки своего народа, опыт переживания наиболее значительных и основополагающих событий прошлого и деяний выдающихся исторических лиц. География должна дать переживание реального пространства страны — у нас нет развитых центров и окраин, а одна Россия. Возродился истинный, не искажаемый идеологическими стереотипами советских времен, взгляд на отечественную литературу, воспевающую лучшие христианские черты русского характера. В этой связи нельзя не отметить выдающийся вклад известного российского ученого, доктора филологических наук, профессора Костромского Государственного университета Ю. В. Лебедева.

Появились и первые программы духовно-нравственного воспитания в школе. Они были с энтузиазмом восприняты многими педагогами-подвижниками, стремящимися вложить в учеников все свои душевные силы, опыт и знания. В попытке оградить молодое поколение от тлетворного влияния массовой псевдокультуры они старались передать такие забытые и немодные в современном циничном обществе ценности и понятия, как сострадание и милосердие, самоотверженность и жертвенность.

Серьезной проблемой в деле преподавания духовно-нравственных основ явился выбор подходящих учебных пособий, программ и методических разработок. За эти годы их появилось достаточно много, не все из них бесспорны в некоторых вопросах, а некоторые нуждаются в довольно серьезных доработках. Поэтому с большим интересом педагоги нашей Костромской области познакомились с опытом ближайших соседей, авторов созданной в Вологодской области социокультурной образовательной программы «Истоки» — Игоря Алексеевича Кузьмина и Александра Васильевича Камкина. «Истоки» —уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого — научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации. Достаточно посмотреть только на темы учебного курса: «Имя и род», «Дом и семья», «Вера», «Храм», «Любовь и милосердие», «Труд и традиции». Может ли кто всерьез говорить о том, что знакомство ребенка с этими ценностями является идеологически вредным и нарушает религиозный мир в нашем государстве?

Программа «Истоки» успешно развивается и внедряется в Вологодской, Ивановской, Владимирской, Ярославской областях, в отдельных образовательных учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других регионов России. В настоящее время в разном объеме программа «Истоки» преподается в 36 регионах Российской Федерации. Так, министерство общего и профессионального образования Свердловской области утвердило проект «Человек. Урал. Истоки». Разработан учебный курс для 1 — 11-х классов, изданы учебники, хрестоматии, рабочие тетради, учебно-методические пособия, подготовлены видеоматериалы. Апробированы новые педагогические технологии. Сердцевиной урока становятся диалоги. Идет не запоминание, а совместное размышление. Каждый урок ориентирован на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких — так «Истоки» превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам.

Приказом департамента образования и науки Костромской области летом 2006 г. был утвержден региональный базисный учебный план совместной работы епархии и департамента по внедрению в образовательный процесс общеобразовательных учреждений Костромской области учебно-методического комплекса «Истоки». Посещая занятия «Истоковедения», школьники смогут глубже узнать свои корни, традиции, историю и культуру костромского края. Вряд ли можно придумать более подходящее название для нового школьного предмета, чем «Истоки», ведь без знания того, откуда мы пришли, без знания своих истоков, невозможно гармоничное развитие и становление личности.

Составной частью «Истоков» является воспитательная программа «Северная Фиваида» (Северной Фиваидой называли жемчужину Русского Севера — Ферапонтов монастырь, в котором сохранились росписи Дионисия). Программа предполагает погружение в историко-культурное пространство историко-архитектурных памятников и святынь. А это особенно актуально для школьников Костромской области, ведь наш регион также является частью Северной Фиваиды, в которой подвизались многие преподобные отцы, чью память мы будем молитвенно вспоминать 5 февраля в день Собора Костромских святых. В число выдающихся подвижников Богохранимого Костромского края входят преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский, Паисий Галичский и Авраамий Чухломской, Александр Вочский и Макарий Писемский, Адриан, Ферапонт и Амвросий Монзенские, Варнава Ветлужский и Тихон Луховский, Тимон Надеевский, Пахомий Нерехтский, Иаков Железноборовский и Макарий Унженский и Желтоводский.

Однако нельзя не предостеречь и от возможных ошибок, которые могут случиться при реализации программы. Иногда тем, кто занимается продвижением идеи преподавания духовно-нравственных дисциплин в школе, в том числе и некоторым священнослужителям, кажется, что главное — добиться официального распоряжения государственных структур о введении предмета в школе. Кажется, что основная проблема заключается в том, чтобы «достучаться» до нужного чиновника и получить нужную директиву гриф допущения от Министерства образования для учебного пособия, включить некий административный ресурс, чтобы нерадивые директора, по каким-то причинам не принимающие этих задач, все же включились в работу. Отвечу, что это отнюдь не самая главная проблема. Можно найти общий язык с департаментами и управлениями образования, можно даже изыскать средства для издания большого количества учебных пособий и методической литературы, найти возможности их распространения. Но самой главной проблемой является то, кто будет доносить до учеников истину, как подготовить кадры для преподавания. И здесь нельзя действовать вслепую и на ощупь, ведь оттого, в чьи руки попадет учебный материал, каким образом он будет транслирован школьнику, зависит успех нашего начинания. Учитель, говорящий детям о вере, духовности, нравственности и патриотизме, должен не просто проводить учебные часы, он должен сам стать живым примером, помнить о той величайшей моральной ответственности, лежащей на нем. Вспомним слова Спасителя: «…кто соблазнит одного из малых сих, ….тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6–7).

Сердца учеников должны зажигаться от пламенного учительского слова. Приведу простой пример — выпускники школ, где урок литературы велся учителем ярко, живо и интересно, вынесли любовь к русской литературе и родной словесности. Там же, где литература преподавалась формально, где писателей лишь «проходили», где глаза учителя не выражали живого интереса к предмету, выпускники вынесли стойкую неприязнь к русской классике, и до сих пор школьные воспоминания заставляют их обходить вниманием книжные полки с томами Пушкина, Тургенева, Достоевского. Будет страшно, если духовно-нравственные дисциплины будут преподаваться иными учителями по лекалам советской школы, если ученики будут писать о святых подвижниках земли русской по образцу советских сочинений на тему: «Светлый образ Павки Корчагина».

Существует и опасность, что некоторые педагоги, малосведущие в духовных вопросах и страдающие «неофитством», могут сделать главный акцент в преподавании на мытарствах и вопросах восстановления самодержавия, грядущем царстве Антихриста и сухариках от святых мощей, всеобщем покаянии за грех цареубийства и осуждении брючных костюмов у девочек и джинсов у мальчиков. У детей непременно сложится мнение о Православии как о собрании суеверий, предрассудков, мракобесия и невежества.

И здесь огромное бремя ответственности ложится на епархиальные отделы религиозного образования. Им предстоит важнейший труд по подготовке будущих кадров. В Костромской епархии такая работа ведется уже не первый год. Многие костромские учителя не раз посещали курсы повышения квалификации преподавателей «Основ православной культуры» при Московской Духовной Академии. Изучение вероучительных дисциплин в старейшем учебном заведении Русской Церкви вкупе с жизнью в Троице-Сергиевой лавре под сенью преподобного Сергия Радонежского стало для них незабываемым и весьма полезным опытом. Многие из них впервые приобщились к святыням и многовековым православным традициям. Педагоги Костромской области стали частыми гостями на всех образовательных форумах и конференциях, посвященных духовно-нравственному воспитанию. При Костромской духовной семинарии уже третий год действует вечернее отделение для выпускников педагогических вузов и преподавателей школ. Тем самым мы можем смело поручиться за наших педагогов, мы знаем, что имеем в наличии опытные и квалифицированные кадры, умеющие увлечь своим словом и примером, и надеемся, что их деятельность не останется бесплодной.

В завершение своего выступления хотелось бы напомнить всем педагогам словавеликого русского поэта Н. А. Некрасова: «…сейте разумное, доброе, вечное». Именно в этом состоит предназначение учителя — приобщить молодого человека к нравственным началам, пробудить его совесть и честь. Помните, что любой ребенок является «tabula rasa» (чистая доска), и от того, что будет записано в этих неокрепших душах, доброе или злое, зависит и будущее нашего Отечества.

Желаю участникам конференции благоприятной и эффективной работы, призываю на вас Божие благословение!

Архиепископ Костромской и Галичский Александр