Смыловой метод обучения в школе Гуманитарий

Основания смыслового метода обучения в школе «Гуманитарий»

1. Основные теоретические положения:

  1. Смысл и значение каждого слова, действия, поступка человека принципиально и качественно различны.
  2. Смысл — это постигаемая цель деятельности, на достижение которой должны быть направлены усилия ученика и учителя.
  3. Значения — это имеющиеся в распоряжении ученика и учителя средства, инструменты взаимодействия и деятельности, направленной на достижение цели.
  4. Смысл — этимон — в неизменном виде содержится в словах родного языка и в народных культовых образцах действий и поступков — идеалах.
  5. Значения произвольно придаются словам родного языка в современной речи (наречии). Действиям и поступкам значения придаются в тех современных субкультурах, к которым относят себя учащиеся и учителя.
  6. Неправомерная подмена смысла значениями на уроках в школе приводит к вытеснению этимологии произвольными толкованиями; совести — сознательностью; свободы — лицемерием.
  7. В отличие от формально-содержательного подхода к обучению в рамках смыслового метода главное внимание уделяется не овладению формами и знаниями, а качеству восприятия смысла усваиваемого учебного материала. Формальная и содержательная стороны обучения — практические навыки, умения и знания — при этом не утрачивают своего значения, но и не отождествляются со смыслом учебного процесса.
  8. Овладение стандартными знаниями, навыками и умениями — это те задачи, решение которых подчинено главной цели обучения: постижению смысла изучаемых предметов и явлений на пути самосовершенствования каждого учащегося и учителя.

2. Основные категории — понятийный аппарат.

  • Субъективный личностный смысл (СЛС) — смысл, который всегда содержится в словах, действиях и поступках каждого учащегося и является главным объектом методической учебной работы, а также возможным объектом самопознания и самоконтроля в процессе самосовершенствования или личностного роста (ЛР).
  • Этимон — истинный смысл — неподвластная рассудку цель человеческой жизни; образ совершенства, отражения которого содержатся и преломляются в природе, в произведениях искусства и литературы, в научных данных, символах и в ключевых словах родного языка. Хранится в памяти о Боге — Отце Небесном.
  • Родовой смысл (PC) — представление о цели, предназначении и поведении человека как представителе своего рода (народа) в обществе и в природе. Хранится в генетической памяти и в произведениях народного творчества — фольклоре. Передается по наследству.
  • Общепринятый смысл (ОС) — дух времени (Zeitgeist по Юнгу) — представление о цели и предназначении, усвоенное из личного опыта повседневного общения в современном обществе.
  • Рассудочное воззрение/видение — эгоцентрическое восприятие, то есть критический взгляд с позиций судьи — «сверху вниз». Склонность к самооправданию и предпочтению в пользу своего «я».
  • Умное видение — способность видеть совершенство и высокий смысл в изучаемом мироустройстве, осознание собственного несовершенства. Уверенность в невидимом.
  • Сердечное восприятие — основанное на любви умное видение, сдерживающее и направляющее рассудок на поиск истинной сути.
  • Живое слово — слово любви, произносимое от сердца.
  • Пустое слово — отвлеченное от ума и сердца бессмысленное суждение.

3. Формы организации учебно-воспитательного процесса в рамках смыслового метода.

С учетом сложившихся в системе школьного образования традиций в «Гуманитарии» сохраняется общепринятая классно-урочная форма работы с учащимися с 1 по 11 класс.

Ряд предметов и уроков предусматривает деление учащихся на группы двух видов: 1) внутриклассные одновозрастные; 2) межклассные разновозрастные группы. Большое внимание уделяется различным формам взаимодействия старших и младших учащихся в урочной и досуговой творческой работе, а также в познавательной деятельности.

Главным отличием классно-урочной работы в рамках смыслового метода является обязательный основанный на авторских технологиях принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся на каждом уроке в каждом классе.

Для реализации этого принципа в «Гуманитарии» уже более пяти лет действует авторская девятибалльная шкала параллельных буквенных оценок мотивации обучения. Каждая текущая стандартная цифровая оценка знаний и умений учащегося сопровождается буквенной оценкой, которая заносится в классный журнал (к примеру, 2а, Зс, 4е).

Буквенные оценки ставятся в журнале и в дневнике рядом со стандартными цифровыми оценками. Для успешного применения буквенных оценок как средства определения структуры мотивов и как средства воспитания учащегося на уроке требуется специальная подготовка учителя. Подробно методика применения девятибалльной шкалы буквенных оценок описана в книге «Индивидуализация классно-урочного образования: проблемы и перспективы» (В. Семенцов. М.: Сентябрь, 1998, 160 с.).

А — собственный интерес ребенка к учебе полностью отсутствует; усваивает знания только под влиянием сильного внешнего принуждения и постоянного жесткого контроля; активно противится образованию.

В — собственный интерес отсутствует; учится под воздействием внешнего принуждения и контроля; пассивно сопротивляется своему образованию; основное стремление — избежать крайних отрицательных цифровых оценок.

С — усваивает знания в обмен на цифровую оценку, значимую не столько для себя, сколько для родителей; к предмету интереса нет, но нет и сопротивления; пассивно усваивает преподаваемый материал и выполняет требования учителя в минимальном объеме.

D — цифровая оценка становится подтверждением собственных усилий и признается как показатель собственной успешности; собственный интерес к предмету не сформирован; активность ситуационная.

Е — значима не только внешняя оценка, но и самооценка успехов и достижений в образовании; успехи в усвоении предмета на какое-то время воодушевляют; неудачи обескураживают, приводят к потере интереса к предмету.

F — начинает преобладать интерес к предмету, а не к внешней оценке; заинтересованность в преподаваемых знаниях избирательная, неустойчивая; активно усваивает новый понятный материал по значимым для него темам, но теряет интерес к теме и предмету, когда требуется постоянная самостоятельная работа.

G — преобладает интерес к предмету; порой демонстрирует знания, выходящие за рамки программы; стремится к получению объективных внешних оценок не ниже ранее достигнутого уровня; проявляет готовность к дополнительной работе по плохо усвоенным темам.

Н — сформирован постоянный познавательный интерес к предмету; активность внимания высока, но не постоянна; самостоятельно и творчески выполняет домашние задания.

I — высокая личная заинтересованность и собственная постоянная познавательная и творческая активность; цифровые оценки знаний воспринимаются адекватно; низкие цифровые оценки не оспариваются, но исправляются в сотрудничестве с учителем.

После обобщения буквенных оценок по всем предметам за четверть, полугодие и учебный год выявляется динамика изменений структуры мотивов поведения ученика.

  1. Типу А соответствуют средние буквенные оценки с (незрелый, инфантильный тип, А) и f (зрелый, ответственный тип, А).
  2. Типу В соответствуют средние буквенные оценки в (незрелый, инфантильный) и е (зрелый, устойчивый).
  3. Типу С соответствуют средние буквенные оценки g (незрелый, инфантильный), h (более устойчивый, созревающий), i (убежденный, стойкий подвижник).
  4. Типу D соответствуют средние буквенные оценки, а (инфантильный, капризный, неустойчивый), d (упрямый, устойчивый, отчаянный).

Выявленная после обобщения буквенных оценок предположительная структура мотивов обязательно должна быть обсуждена на малом педагогическом совете с участием всех ведущих учителей и родителей учащегося.

Каждый учитель, работающий в школе, проходит специальное обучение в виде семинара «Критерии субъективного оценивания мотивов успеваемости учащихся в ходе урока». Практика показывает, что для выработки навыка оценивания мотивации учащихся требуется около 6 месяцев практической работы учителя в классе со шкалой.

На основе данных обработки буквенных оценок за учебный год для учащихся разрабатываются индивидуальные программы классно-урочного обучения.

В настоящее время в «Гуманитарии» разработаны и применяются три вида индивидуальных программ:

  1. программа повышения уровня успеваемости учащегося;
  2. программа улучшения поведения учащегося;
  3. программа содействия самосовершенствованию личности учащегося.

Индивидуальные программы составляются, утверждаются и выполняются при обязательном согласии и участии родителей учащегося. Структура индивидуальной программы являетсятиповой и включает в себя единый перечень компонентов. К примеру, в каждую программу входит описание общей цели педагогического воздействия на учащегося в ходе уроков в классе; перечень опорных и вспомогательных учебных предметов; описание планируемых форм и методов работы с учащимся; констатирующая часть и т. п.

Ход работы по каждой индивидуальной программе отражается в индивидуальном журнале учащегося, который заполняется каждым учителем после урока вместе с классным журналом. Содержание каждой записи о работе с учащимся на уроке строго структурировано, что позволяет за минимальное время изложить максимум информации.

Согласование работ по индивидуальной программе осуществляется на малых педагогических советах с участием родителей учащегося не реже 1 раза в месяц. С целью координации работ по индивидуальным программам в штат школы включены ставки старшего методиста по индивидуальной работе с учащимися и индивидуальных руководителей-наставников, подчиненных старшему методисту. Один индивидуальный руководитель-наставник курирует индивидуальные программы от 5 до 9 учащихся.

4. Содержание учебно-воспитательной работы с учащимися в рамках смыслового метода.

Главной преобразующей силой воздействия на учащихся в ходе их обучения и воспитания является живое слово. Как источник сведений о смысле слово рассматривается учителем и предлагается к рассмотрению учащихся не столько в виде инструмента человеческого общения, сколько в виде субъекта — представителя духовного мира во внутреннем мире воспринимающего. Целью учителя является не низведение слова до уровня восприятия учащихся, а возвышение уровня восприятия учащихся, максимально возможно приближающее их к постижению истинного смысла слова.

Значения слов и символов, придаваемые им общественным мнением, должны усваиваться учащимися не отвлеченно, но в сопоставлении с неизменным смыслом и конкретным предназначением этих слов в контексте межличностного общения. Служа человеку, живое слово истины делает его благородным и просвещенным только тогда, когда человек воспринимает его с доверием, уважением, послушанием и благоговением.

Когда словом называют какой-либо объект, слово придает этому объекту новые свойства и более глубокий смысл, хотя называющие часто и не сознают этого. Эта сила слов может и должна учитываться в учебном процессе.

ИТОГ: содержание учебной работы в рамках смыслового метода сводится не к усвоению суммы отвлеченных знаний и умений, а к осмыслению предназначения усваиваемых знаний и умений в процессе самосовершенствования.