Доклад «Уступая, приобретай или как любить»

Ермакова Даниила

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими,
а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал
звучащий. <…>. Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде,
а сорадуется истине; все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит. Любовь никогда
не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится.»
(1 Кор. 13, 1, 4 — 7).

Обоснование

Все началось с того, что при общении с близкими мне людьми я не понимал, чем же я их обижаю при разговоре, почему они начинают возмущаться, сопротивляться, отчего происходит спор? Ведь вроде бы я ничего обидного не говорю, да и веду разговор с добрыми намерениями. Что же тогда происходит? И я задумался над этим вопросом.

Мне приходили мысли, что я говорю без любви. Тогда я попробовал, как мне казалось, говорить ласково, но ничего не менялось. Пробовал молчать, но все равно на меня обижались, снова говорил, и опять начинался спор. Как же выйти из этого тупика? Я стал следить за собой и спрашивать собеседника, на что он так реагирует? И к моему удивлению услышал, что я всегда хочу, чтобы все — в разговоре или в деле — было по-моему. Да, я согласился с этим, но ведь, как мне кажется, я говорю все правильно и это истина. А оказывается, не всегда, где человек прав, нужно настаивать: по-моему, возможно, я прав, а по мнению другого человека — не прав. Как же нужно поступать в таком случае? Необходимо терпение и уступчивость. Когда я это понял, то начал стараться не настаивать, уступать. Но уступать не получалось.

Началось время подготовки к написанию докладов. Мы получили вопросы, по которым я разобрал свою «трудную ситуацию».

Вот что я написал: «Обижаю ближнего тем, что требую от него исполнения дела так, как я хочу, не обращая внимания на внутреннее движение его души. Не слышу, что он чувствует, стою на своем, требую внимания, хочу удовлетворить свой эгоизм. Начинаю злиться, когда не по-моему исполнили то или иное дело, т. е. не даю ближнему быть самим собой, проявить свою творческую способность, отстаиваю свою точку зрения, не даю ему свободы. Не радуюсь ему, какой он есть.

И вот осознав это, ставлю себе цель: научиться уступать и любить. Чтобы пришла истинная любовь, начать делать дела любви. Любить человека по-Божьи.

Тогда задача моя будет выражаться словами святителя Митрофания Воронежского: «Употребить труд, хранить мерность — богат будеши». Т. е. чтобы стать уступчивым и любить, должно потрудиться.

Основная часть

Чтобы не оставаться наедине со своими мыслями и правильно выполнить задание к докладу, я начал спрашивать разных людей: как можно уступать? Знакома ли им уступчивость? И как, уступая, можно приобрести доброе? Вот что они мне отвечали:

Начни с того, что соглашайся и даже, если человек неправ, увидишь пользу себе. Тем более, если он старше тебя по возрасту и чину.

Главное любить, а если любишь, то и уступать будешь. Нужно видеть, кому уступаешь. Если неправ младший, то его надо поправить: «Подумай сейчас, что ты сказал, потом приходи, будем разговаривать». Если же кто-то очень настаивает, то несогласием только разозлишь его и себя. Дделай все для исполнения дела качественно, до конца и в срок, как по правилам, но не дерзи, а только исполняй дело. В семье — другой разговор. Уклад семьи устанавливается в течение многих лет. Нельзя хотеть всего сразу, но потихоньку выстраивать семью. Любить всех и все любовью Божьей.

Время, терпение, выдержка.

Уступать во всем, кроме вопросов вероисповедания, если вопрос касается нарушения заповедей или Устава Церкви, то уступать нельзя. Нужно уступать разумно, ради пользы ближнего.

Уступчивостью восстанавливаются отношения. Поведал мне о. Сергий П.: дочка захотела привести домой подружек, которые имели на нее негативное влияние, и настойчиво просила меня об этом в течение двух недель. Если рассудить, то в этом ничего хорошего нет. Но о. Сергий решил все-таки пригласить подружек дочери, проявив христианскую любовь. Устроил трапезу с блинами и беседу. После этого его дочь расположилась к родителям, а отношение ее подружек поменялось к ней. Таким образом, уступив дочери, о. Сергий приобрел доброе поведение ее подруг.

Как же трудно уступить, если не уверен: будет ли это во благо? Значит надо верить, что Бог все устроит. Надо только потерпеть, как нам рассказывал подполковник Антоний Маньшин, участник Чеченской войны. В Чечне они брали один объект, и вот уже можно было входить, но они подождали сутки, пока здание проверили. Там обнаружили заложенную взрывчатку. Если бы его бригада зашла в здание сразу, все бойцы погибли бы. Благодаря выдержке все остались живы.

Очень яркий пример. Если его соотносить с житейскими ситуациями и поступать в них так же, то, думаю, можно много приобрести.

Вот случай из своей жизни рассказала мне т. Лида Л. Когда-то у нее в жизни был выбор: купить машину или дать деньги брату в долг — и она дала в долг. Брат купил себе жилье, и уже много лет они живут рядом и общаются друг с другом. Если бы она не уступила своему старшему брату, неизвестно, что было бы с ним.

Уступил в споре (хотя не хотелось), приобрел спокойствие. «Тем, что мы уступаем, мы не покоряемся под „Я“ другого человека и под его право. Этим, что покоряемся, делаем то, что считаем правильным, но не будем вести с ним безцельные беседы, не будем осуждать, не будем терять тишину».

Вот что рассказал мне д. Вова Л. Когда он летом работал на полях, то должен был найти покупателя. Нашел, уже договорился о сделке. Покупатель приехал и начал отказываться от покупки, хотя был заключен договор. Д. Вова предложил ему уступку в цене. И не прошло двух часов, как приехал другой покупатель и купил все в два раза дороже.

Так д. Вова приобрел двойную выгоду: получил больше денег и сохранил мир с другим человеком.

Еще один человек привел мне пример уступчивости в общении с девушкой. Поначалу очень много требуешь, настаиваешь на своем. Но, если ей уступать, делать, как она просит, получаешь взамен большее: доброе и хорошее.

«Мы слишком держимся за свой эгоизм, требуем к себе внимания, какого-то особенного отношения. Кажется, что неуютно в одной одежде, в другой — чувствуешь себя уверенно. А на самом деле это все такая ерунда, это — пустая трата времени. На пустоту тратится очень много времени, которое можно было посвятить Богу».

Моя мама и бабушка рассказывали, что у нас дома всегда было много народу. Одни уходили, приходили другие, и так было все время. Мама с бабушкой уставали от постоянных гостей. Но если кто-то приходил, из приличия не хотелось отказывать их принять. — Можно к вам? — Да, можно. А в мыслях было только одно: «Ну зачем он опять пришел».

И так было все время.

Однажды, когда мама поехала ко мне в гости, бабушка осталась дома совсем одна. Ей позвонила наша знакомая, у которой случились жизненные проблемы, и ей с мужем и ребенком надо было где-то временно пожить. Лиза (так звали знакомую) просила пожить у нас дома, и бабушка очень испугалась: как же она сможет принять их, если сама болеет, а тут еще с ребенком, с которым придется нянчиться.

Но к вечеру они все-таки пришли, т. к. другого места просто не смогли найти. Пришлось их принять, а куда же деваться. И, слава Богу, все две недели, которые у нас жили гости, прошли тихо и спокойно. Потом бабушка даже обрадовалась, что будет не одна, и если ей станет вдруг плохо, будет кому помочь. Бабушка варила свой фирменный борщ, который всем нравился; Ангелина оказалась тихой и скромной девочкой, была всегда со своей мамой и не шумела. Когда вернулась моя мама домой, гостей уже не было, и тогда бабушка с мамой пересмотрели все события, которые произошли.

Оказывается, Бог посылал людей в помощь, чтобы изменить отношение к ним, чтобы ушло лицемерие. После этого мама и бабушка стали принимать приходивших с добрым чувством гостеприимства. И к нам перестали так часто приходить люди. Стало все спокойно, так тихо, о чем мама столько мечтала. А может, просто у нее изменилось к этому отношение, и все стало незаметным. Не стали зацикливаться на себе и все успокоилось. Жить ради Бога, а Он приходит с близкими людьми.

Или вот, одна моя знакомая уступила мужу при разводе все имущество и осталась почти ни с чем, но с детьми. Потом поняла, что уступила по гордости, а не по любви, и лучше бы не уступала. А если смотреть с Божьей стороны, все, что случилось, к ее же спасению: чтобы поняла, в какой гордости она пребывала по отношению к мужу.

Терпением, только терпением и мужеством можно вынести это испытание уступчивостью. И тогда Бог даст большое утешение.

Старец Паисий Святогорец рассказывал про одного человека. Этот человек уступал жене во всех ее прихотях; она дошла до того, что стала жить одна, а потом начала изменять ему, вести распущенную жизнь. А он за нее только молился и ни в чем ее не упрекал. И Бог сподобил его увидеть Нетварный Божественный свет и ощутить благодать. Этот случай показывает, что Бог никогда не оставит человека. Ведь Он всех нас любит.

«Надо принимать человека так, чтобы он отдыхал в общении с нами. Должно быть постоянное чувство, что это Господь послал его к нам, и Господь Сам — в этом человеке. Не стоять на своем, хранить внутренний мир, любить».

Ученик моей мамы в художественной школе учился рисовать фигуры и через год перешел бы к «голове» — учиться рисовать голову. А он захотел сразу, побежал проситься в пятый класс, не сказав ничего маме. Мама сильно огорчилась, расстроилась, заделась. Внутренне подступило возмущение. Вечером мама читала Псалтирь как никогда. Чувствовала радость и силу. На следующий день мама с другим преподавателем решили оставить все как есть, тем более, что ученик тот был непростой, и главное, ему надо было отвлечься от своих злых пристрастий, в художественной школе он оживал. Мама уступила ему и обрела внутренний мир, и ученика не потеряла.

Когда надеешься на себя и на свои силы, то под ногами не ощущаешь твердой почвы, которая появляется в любви к Господу, а без Бога — это очень шаткое положение.

Или вот Л. устраивала паломнические поездки, и однажды ее подруга сказала, что хочет их устраивать одна, без ее помощи. И Л. уступила; сначала расстроилась, а через некоторое время встретила монахиню, которая сказала ей, что паломничество это, конечно хорошо, но главное, изменить свой характер и постоянно трудиться над собой. Вот как хорошо вышло, что уступила. Сейчас обеим хорошо, все довольны, а главное получила пользу для себя, сохранив мир с ближним.

Святые Оптинские старцы говорят: «Кто сам будет искать себе чести, тот будет получать одно только бесчестие и с этим сопряженную скорбь».

А геронтисса Гавриилия говорила, что «тот, кто почитает другого, почитает в нем Христа. И мы, когда оказываем кому-то уважение, почитаем Господа, Которого имеем в нас и Которого имеет всякий человек. Помнить другого — это выражение любви. Человек живет, когда любит. Постоянно забывать самого себя — это признак присутствия Христова».

Когда мы уступаем по любви, тогда приобретаем и мы, и те, кто вокруг нас. Уступать по страстям — не полезно. Все равно потом выйдет боком.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мр. 12, 31). Любить ближнего легко, когда любовь поддерживается ближним, когда есть взаимность. Если же ближний противится этой любви, тогда надо ему уступать, а это очень трудно. Уступчивость на самом деле не проста. К ней надо идти и желать ее, а главное, постоянно над ней трудиться. Поэтому и любить не так просто, как кажется поначалу. Потому что хочется любить для себя, а надо всю любовь дарить ближнему, ничего себе не требуя. Если любишь человека, то все отдашь ему, стараешься угождать ему так, чтобы его радовать.

Однажды старец Паисий сказал одной семье: «Ругайтесь со всем миром, но друг с другом — никогда! Хотя бы что ни случилось! Все с Богом».

«Кто любит Бога — жизни рад

И чужд помпезности величий!»

 — поет в песне один священник.

«Возлюби Бога и делай, что хочешь», — говорил блаженный Августин.

Один мой друг на вопрос: «Как уступать, если надо, но не хочется?» — сказал, что «все равно когда-нибудь придется сказать нет и сделать то, что хочется». — «Но это от гордости», — ответил я ему, — «а если любишь Бога и ближнего, то уступать как раз очень хочется и тогда не скажешь нет». На это он добавил, что «если точнее — надо смиряться до тех пор, пока твои желания и действия не придут в гармонию и в радость для тебя».

Это и есть то состояние, в котором себе ничего не требуешь. Любишь даром, безвозмездно и радуешься всему, что Бог тебе посылает.

Как сказал святой Апостол Павел: «Радуйтесь!» Радоваться всем и всегда.

Жестокость Римской империи истощала сердца людей, но пришел Христос и всего лишь одним словом любви разрушил ее. Непротивление злу, т. е. уступчивость и любовь к ближнему две тысячи лет спасает мир, и эта война продолжается. И борьба эта имеет отзвук в сердце каждого человека. Что победит? — животные инстинкты или замысел Божий о нас? Из всего в мире для нас главным является Бог и его любовь к нам! А наше подобие в том, чтобы отражать Божью любовь к окружающему нас миру. Любовь трудна, поэтому очистить сердце от внутреннего сопротивления — это задача наша, а повседневный труд — жизнь для других.

Когда человек имеет любовь, терпение, послушание и смирение, он приобретает этот мир и небесный рай. Мы никогда не правы, потому что когда мы идем против чего-нибудь, убиваем себя в ссоре. Человек, если он Божий, должен молчать и молиться, потому что Господь говорит: «Не противься злому», — надо следовать евангельским заповедям, чтобы примириться с Господом, Который в нас. Для того, чтобы освободиться от своего «я», нужно отвергнуть все, что сделано из эгоизма. Когда перестанем иметь эгоизм, тогда возлюбим друг друга. Христос дал это как новую заповедь. Бог есть любовь и истинная свобода. И тогда, говорит Евангелие: «Обрящете покой душам вашим».

Радуясь, будем любить друг друга, уступать и разумно проходить жизненный путь, разбираясь, где уступить, где настоять, где научить и как научить. Если надо сказать, то мягко, когда почувствуешь, что давишь, оставить свое и молиться Богу. Прося мира, любви, надеясь и в терпении ожидая милости Божией.

Время, терпение, выдержка!

Бодрясь, трезвясь, радоваться, никого не обижать, исполнять волю Божию. Идти по Промыслу Божию, потому что «верующим Богу — все содействует ко благу» — все от Бога и все во спасение. Но надо помнить, что «Этот радостный путь открывается крестным ключом, и от любви, как бутоны, раскроются бедные души. Бог войдет в сердце, и настанет мир и любовь. А перед этим: употребим труд и будем хранить мирность, чтобы стать богатыми. Чтобы уступая, приобретать мир и любовь в Боге».

Заключение

— Во время работы над докладом при встрече и общении с разными людьми я многое осознал и пересмотрел в своей жизни и поставил для себя на ближайшее время ряд задач:

— В общении, если начинается спор, нужно уступить и не спорить. Помолиться, прийти в душевный мир.

— Говорить, внутренне пребывая с Богом.

— Без молитвы не говорить.

— Если обидел — попросить прощения. И после объяснить другими словами, что хотел сказать.

— Путь любви трудный, но если начать с сего малого, дальше будет легче.

— Главное — терпение, время и выдержка при интенсивном труде над своим характером.

— Видеть в каждом человеке Христа. Если трудно — Христа, тогда — доброго человека.

Слава Богу за все! Аминь.

Список использованной литературы

  1. Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. — Синодальная типография, Санкт-Петербург, 1874.
  2. Деяния и Послания Святых Апостолов с Апокалипсисом. — Синодальная типография, Санкт-Петербург, 1862.
  3. Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 4. Семейная жизнь. — Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Суроти, Салоники. Издательский дом «Святая Гора». Москва, 2004.
  4. Монахиня Гавриилия. Подвиг любви. — Свято-Покровская монашеская община, 2005.
  5. Святитель Софроний (Сахаров). Видеть Бога, как Он есть. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2006.
  6. Стою у врат души твоей. Духовные наставления монахиням святителя Игнатия Ставропольского и Оптинских старцев. — М., 2008.