Доклад «О кротости», Рязанова Мария

Рязанова Мария, 2004

Обоснование

Как я пришла к своей теме?

Последние месяцы чувствую в себе притязания, требования к другим людям, осуждение их, а себя во всем оправдываю, привыкла защищать себя. Раздражаюсь, делаю замечания. От этого мое сердце немирно, душа не имеет покоя и безрадостна, боится довериться Богу и ближним, сильна земность. Но особо последствия всего вышесказанного отражаются в моей новой семье — не могу дарить радость, не могу успокоиться, часто пустота внутри. И что будет дальше, если такое начало?

Осенью мне встретились строки, которые удивили меня, а сейчас нахожу в них ответ. Вот эти строки: «Кроткая жена — дар Божий, такая жена, которая ищет волю Божию. Она по кротости своей выждет тот момент, когда возможно сказать. …она знает, если воля Божия есть, то душа мужа расположится к слову ее. Но как только она замечает умужа раздражение… неприятие… то она сразу чувствует, что в том уже есть признак прекратившийся воли Божией, значит, не должно ей более говорить. Жена же, не имеющая кротости, и доброго мужа может привести к злохудожеству, развратить его и вернуть в ад» (из распечатки «Учение о семье»).

А так как мой нрав явно не кроткий, то встретившиеся строки заставили меня серьезно задуматься о моем влиянии на мужа, об ответственности за его судьбу.

«Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак. 3, 16).

Было в моей жизни несколько состояний, похожих на кротость. В период призывающей благодати у меня были сложности на работе. Но мне очень хотелось сохранить сердце мирным, никого не осуждать, быть с Богом. Словами трудно это состояние описать: мир и светлое страдание вместе.

В семье были моменты, когда я говорила и чувствовала, что именно сейчас есть воля Божия сказать Алексею, и он действительно услышал. Или когда я приходила к согласию с Алексеем, отказавшись от своего, даже с некоторым благоговейным почитанием его, видя его силу и правоту. И после этого в семье нашей был мир, радость, единодушие.

На какие же вопросы мне необходимо получить ответы:

  1. Как обрести мир в семье, с ближними?
  2. Как не раздражаться, не настаивать на своем, оправдывать других, а себя укорять?

Итоги моей работы могут послужить всем, кому невмоготу от осуждения, раздражительности, немирности души своей — и родителям, и супругам, и воспитателям.

История вопроса

Кто же трудился над описанием кротости, обретением ее и того, что к ней ведет? Это был авва Дорофей, живший в 6–7 веке (книга «Душеполезные поучения»). В прошлом столетии старец Паисий Святогорец, иеросхимонах Сампсон (Сиверс), схиигумен Савва и другие. Об обретении мира в семье пишет в наше время духовный наставник нашего училища священник Анатолий Гармаев.

Основная часть

Предметом моей темы является кротость. Существо ее есть незлобие, безгневие. Вот некоторые определения кротости.

Преп. Иоанн Лествичник говорит, что «кротость есть такое состояние ума, когда он непоколебимо пребывает и в чести, и в безчестии. Кротость есть недвижимая скала, возвышающаяся над морем раздражительности, утверждение терпения, дверь и даже матерь любви, дерзновение в молитве, узда неистовству, вместилище Духа Святого, подательница радости, подражание Христу… Кротость есть спокойная решимость на всякую скорбь и даже на смерть».

В книге Николая Евграфовича Пестова читаю: «кротость характеризуется нежностью в обращении с человеческой волей, без малейшего оттенка принуждения».

Св. Макарий Оптинский объясняет происхождение слова «кротость»: «Кроток тот, кто в смирении укротил свою волю — отказаться от нее, заменив ее волей Божией и волей ближних».

Преп. Исаак Сириянин: «За смирением следует кротость и собранность себя, т. е. целомудрие чувства, соразмерность голоса, немногословие, бедная одежда, скромная походка; наклонение очей вниз, сердца сокрушение, неспособность к раздражению, бедность, скромные потребности, перенесение лишений, безбоязненность, безстрадание перед смертью, терпение в искушениях, серьезность в мыслях, хранение тайн, стыдливость, благоговение и всегдашние почитание себя ничтожеством».

А старец иеросхимонах Сампсон оставил следующие строки: «Кротость — это искусственное самообладание. Вырабатывается путем воспитания, работой воли над собой. Кроткий человек — вся любит, вся терпит, вся может и всем прощает: и обидчикам, и клеветникам своим кланяется».

Теперь напишу, как я понимаю, чем держалась кротость во мне в период призывающей благодати:

  • благодатью;
  • острым желанием быть с Богом и с ближними в мире, сохранить благодать;
  • терпением;
  • чувством окаянства через сердечное покаяние;
  • молитвой;
  • вниманием;
  • разумением себя (трезвением);
  • прощением других;
  • согласием с волей Бога и окружающих.

А чем же помрачалась кротость во мне:

  • потерей страха Божьего;
  • неслышанием Бога;
  • самооправданием (неукорением себя);
  • раздражением;
  • осуждением ближних;
  • корыстью, желанием исполнить свое;
  • требованием к ближним;
  • рассеяностью ума, не трезвилась в помыслах;
  • самообольщением;
  • превозношением;
  • оговариванием.

Каковы же степени восхождения к кротости по святым отцам?

Преп. Иоанн Лествичник: «Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души, а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров».

Паисий Святогорец: «Духовный проходной балл — признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, сознает свою вину. Ну, а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чем ты не виноват, — это уже пятерка с плюсом».

Что помрачает кротость? По Паисию Святогорцу: самооправдание — раздражительность — эгоизм — ослепление — невнимание — возношение — мирское мудрование — себялюбие — нежелание трудностей — злоба. По ст. Сампсону: запущенная совесть — нехранение языка.

Из найденного мною следует, что обретается кротость, как безгневие — через самоукорение; кротость, как искание воли Божией — через совесть, кротость, как «дверь и матерь любви» — через обретение любви, а также терпения, трезвения, разумения себя.

Рассмотрим отдельно самоукорение

«Как укорять себя? Очень просто, — говорит св. Варсонофий Оптинский. — Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а нам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении хотя бы минуту, хотя полминуты, а надо обязательно укорить себя, хотя бы и на очень короткое время, а остальное предоставим богу». А св. Макарий Оптинский советует: «Кто бы какой ни был, но все считайте, что он лучше вас, и так привыкните помалу, будете всех видеть Ангелами, а себя спокойными».

Как разумно исполнять добродетель самоукорения, показывает старец Паисий: «Человеку необходимо научиться не только не оправдываться, но еще и занимать правильную духовную позицию. К примеру, если такой человек видит… ворующего… подумает о том, что и сам воровал бы еще больше, если бы сбился с правильного пути. „Бог мне помог, однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а мое остается скрытым“. Или „включая в работу добрые помыслы“, думает о том, что и сам имеет много недостатков».

По авве Дорофею, общее содержание самоукорения — благодарить Бога за все; что Господь через брата дает узнать мою же страсть, что все события нашей жизни находятся в заботе Бога о нас.

Здесь, по-моему, уместно сказать о разумении себя. Свт. Ф. Затворник называет это трезвением, бодрствованием — это напряженно пребывать в себе. «Различать себя от действий. Самое первое здесь дело есть сознание врага. Затем всякое движение у него сейчас оценивается, откуда оно и что значит. Взор внутрь себя — в сем отношении у него так глубок, что он не только вообще неправыя движения видит, но и между ними различает свои от не своих. В этом и состоит различие вещей или помыслов».

Еще я встретила определение молитвы, как умения схватить злой помысел, страстное влечение, начало озлобления и отсечь.

Мой труд над самоукорением: услышать обличение — не отмахнуться, не «наехать»; правило 3-х плюсов.

Совесть

Совесть слышит повеления Божии и волю Бога, показывает, что доброе и что злое.

Хранение совести по отношению:

  • к Богу есть хождение по Его заповедям и по правилам Церкви (даже в малых событиях);
  • к ближнему — требует, чтобы не делал ничего такого, что оскорбляет и соблазняет ближнего; делом, словом ли, видом ли, взглядом ли. «Да любите друг друга» — это значит по отношению друг ко другу ни в чем против совести не идти;
  • к вещам — не допускать небрежности.

Авва Дорофей советует: «Не будем пожирать (совесть) отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: «Что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю ту или (иную) вещь? — от этого впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и пожирать свою совесть, находится в опасности прийти и в совершенное нечувствие». Совесть может быть помраченной, и тогда надо прислушиваться к обличениям ближних.

Схиигумен Савва пишет: «Голос совести слышится нами, когда мы внимательно проверяем состояние своего сердца: есть ли в нем покой, мир, тишина? Нет ли безпокойства? В мире ли оно со всеми людьми? Если нет, надо искать причину, смутившую сердце. И когда причина, т. е. грех, найдена, то надо немедленно очистить совесть покаянием». «Надо лишь внимательно прислушиваться к внутреннему голосу в тишине уединения после молитвы».

Старец Сампсон считает, что состояние совести тесно связанно с состоянием языка: «Признак делания духовного — молчание с неосуждением, скупость на язык. От этого и боязнь осудить, боязнь злословить и боязнь о себе что-нибудь плохое или хорошее сказать, если непременно будет основой, платформой молитва Иисусова. Основа всему ведь молитва. Но молитва без молчания уст, без неосуждения и без нерассказывания о себе — это будет потеря времени. От молчания будет и любовь к людям, будет и любовь к Богу, и будет непременно ревность о Господе. Самая страшная болезнь… это что мы теряем ревность… И все это только потому, что у нас запущена совесть, а запущена совесть, потому что язык безобразный. Он злословит, осуждает, пустословит, и у него нет собранности. А собранности нет, значит, у него не будет никакой записи для покаяния. А без исповеди, без покаяния — труды тщетны:

Мой личный труд

Молчание уст, запись укороcv xв совести.

Терпение и мужество — без них не может быть ни одна добродетель, говорит авва Дорофей. Терпение в том, чтобы нести немощи свои, потому что не хватает добродетели, нести немощи ближнего, не дать захватить себя раздражительности, досаде… А мужество требуется там, где необходимо удержаться в самой добродетели.

Любовь. «Любовь долготерпит, любовь не превозносится, не гордится, не безчинствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4 — 8).

В книге нашего наставника отца Анатолия «Культура семейных отношений» объясняется, что «раздражение появляется там, где в человеке есть требование, исходящее из духа превосходства. А любовь утверждает другого. Поднимает, возносит любимого в своем восприятии. Если она встречается с негативом другого — прощает. В этом удивительное, ни с чем несравнимое свойство любви. В этом ее сокровенная тайна. Любовь всего человека любит, какой бы он ни был, верит в него, терпит и ждет».

«Справиться в себе с требованием либо любовью, а если ее еще нет, то научится не требовать и научиться прощать». А лично мне научиться прощать, никогда не напоминая другому его промахи, простить до конца, будто не было, требовать от себя, а не от ближнего.

Встречалась ли я в жизни с кротостью в других людях? Да, встречалась. Они есть у нас в училище, каждый в свою меру. При труде над докладом с помощью моей руководительницы Натальи Львовны я увидела эту добродетель в моем папе. В последние годы происходят заметные изменения в его характере. Каким трудами эти изменения достигаются? Через терпение, умение прощать, любовь, не ищущую своего, через веру в победу добра над злом в человеке, хотя и нескорую, принятие другого человека целиком, какой он есть, без желания его переделывать, через мудрость, дающую ближнему обрести свой жизненный опыт и самому прийти к необходимости меняться, трудиться.

Разумение служения. Если вспомнить мое прежнее пребывание с детьми на поселении, почти и не помню себя кроткой. Этим летом удалось, хотя и случайно, объяснить 4-летнему мальчику, с которым часто бывали сложности, что надо сделать и почему, как взрослому, обратясь к его чувству прекрасного, идя сквозь обычные его проявления. И мальчик услышал, легко согласился.

Труд с детьми:

  • шаги примирения;
  • говорить правду, найти доброе в другом.

Заключение

Ответы, полученные на поставленные мною вопросы таковы: мир на сердце обретается самоукорением, исполнением велений совести, прощением, любовью к ближним, молчанием уст, благодарением Бога за все.

Чтобы не раздражаться — укорять себя, направить требования к себе, оправдывать других, прощать.

Кротость обретается самоукорением, следованием совести, любовью, разумением себя, терпением и мужеством, наблюдением кротости и самоукорения у других, молитвой, благодарением Господа за все несправедливости жизни.

Взято мною в личный труд:

  • молчание уст при раздражении (и на целый день, чтобы привыкнуть молчать);
  • ведение дневника с записью укоров совести;
  • вечером — найти 10–20 пунктов, за что я благодарна в этот день Господу и ближним;
  • не напоминать мужу о прошлых неудачах, обидах — прощать до конца;
  • наблюдать кротость и самоукорение у ближних;
  • труд над Иисусовой молитвой.


Список литературы

1 Евангелие. Послания Апостолов.

2 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. — М., 2002 г., с. 335.

3 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. — 1908 г., с. 273

4 Нужно жить нелицемерно. — Тула, 1997 г.

5 Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия, т. 2.

6 Схиигумен Савва. Памятка христианских наставлений. — 1996 г., с. 224.

7 Иеросхимонах Сампсон. 2-е изд. — М., 2001 г., с. 429.

8 Священник Анатолий Гармаев. Культура семейных отношений. 2-е изд., доп. — Волгоград, 2003 г., с. 582.

9 Распечатка «Учение о семье».