Советы общиноустроения

Одно из направлений общиноустроения — это советы, на которые жители Отрады собираются для решения многих вопросов, задач, а также для обучения духовно-нравственной жизни.

На данное время действуют три Совета.

Первый Совет проводится по понедельникам. Называется он «Совет старших трудовых участков», в состав которого входит старший от каждого трудового участка. Участки такие: коровник, птичник, богадельня, кухня, истопники, издательский отдел.

На этом совете проходит обучение — как правильно быть старшим? Кто такой старший по евангельскому учению? Учимся быть на своем трудовом участке слугой: всем служить, за всех переживать, чужую боль делать своей, вместе делить горе, проблемы. Сам образ этого служения преподается через вдохновляющее чтение некоторых мест из жизнеописания игумении Арсении.

«Схимница же, видя, как тяжело ей расставаться с безмолвною жизнью, к которой лежала ее душа, видя ее постоянные слезы, убеждала ее добровольно принять на себя новый подвиг. «Хотя я и желаю, — говорила она, — чтобы ты исполнила в этом мою волю, но желаю также, чтобы ты сама убедилась в необходимости ее исполнить, чтобы ты с охотой приняла на себя должность, которую предлагают тебе сестры и к которой призывает тебя Господь; чтобы ты пожелала с усердием послужить обители, воспитавшей тебя в монашеской жизни. И для тебя самой, для твоего спасения такая деятельность необходима. С самого поступления в монастырь ты жила уединенною жизнью, работала над своим внутренним человеком. Если и проходила ты послушания, то в них ты не вкладывала своего сердца, чтобы там тебя не было, до тебя, значит, ничто не касалось. А тебе нужна такая деятельность, в которой приняли бы участие все чувства твоего сердца, все способности твоей души. Ты увидишь, что в сердце твоем живут страсти, тебе самой неведомые. И самолюбие, и гордость, и тщеславие, и гнев — все обнаружится. А для человека, стремящегося выйти из страстей, важно именно то, чтобы их познать в себе, чтобы они обнаружились, иначе он и бороться с ними не может.

Настоящее твое бесстрастие есть только равнодушие ко всему, оттого оно не дает тебе теплоты и полноты внутренней жизни, тогда как истинное бесстрастие есть выход из страстей, дающий свободу духу. Чистота сердца не есть его нечувствие, уничтожающее в нем сочувствие к страстям. Твои отношения к ближним холодны оттого, что они не растворены ни любовью, ни смирением. Ты готова помочь их нуждам, отдать все, что имеешь, но в этой помощи нет тебя самой.

Когда настоятельская должность введет тебя в тесное общение с другими жизнями, с другими душами и они раскроют перед тобою все скорби, все немощи, все страдания человечества, боримого страстями, — человечества, находящегося в слепоте неведения, и ты не только внешней помощью, но и внутренним чувством войдешь в сочувствие к ближнему, удовлетворяя его немощи, а иногда отстаивая чистоту души его, как собственную, ты будешь вызвана не только научить, но обличить, огорчить, наказать. И когда скорби ближнего тебе станут больны, как свои, тогда ты можешь уйти в затвор. Ты понесешь туда с собою любовь к ближнему, и эта любовь будет наполнять собственную твою жизнь.

Самоуверенность и довольство своими поступками происходит от совершенного неведения своей души, что очень вредно, потому что ведет к законничеству. Человек, удовлетворяющийся своими поступками, не сознающий всю недостаточность своих действий, не пойдет далеко. Человек, ищущий только справедливости или земной правды, скоро закончит свой путь, тогда как стремление к уразумению, или познанию, правды, небесного Бога — бесконечно, как бесконечен Господь — цель этих стремлений. Если человек действует по правде земной, то значит, что он не признает Небесную правду, потому что они совершено различны. На земле Небесная правда пригвождена ко кресту».

В другой раз, уча ее снисходительно относиться к немощам ближних и покрывать их любовью, матушка говорила: «Ты образ и подобие Божие, значит, нужно очистить, просветить в себе этот образ, который потемнен страстьми. Страсти живут в душе человеческой, и мы их не всегда видим в себе и понимаем. Вот и живет человек как будто тихо и спокойно, до времени, потом вдруг представляется какой-нибудь случай, и страсти сильно обнаруживаются. Вот тогда этот случай не нужно упускать — он послан Богом для того, чтобы человек познал свои страсти. Ты чувствуешь в настоящее время зависть и нелюбовь к ближним, увидела в своем сердце как бы нарыв какой. Как же теперь лечить его? Не нужно стараться заживлять его только сверху, потому что если сверху ранка затянется, то гной останется все-таки там и может заразить всю кровь. Нужно разрезать, расковырять этот струп, выдавить из него все, тогда заживлять. Нужно не бороться с помыслом, осуждающим ближнего, говоря себе: „Эта сестра вовсе не такая, это только мне так кажется; это искушение“, и прочее, нет, надо узнать ее немощи ближе, не отвращать от них взора, приблизиться к ним, прочувствовать болезненно, сердцем всю тяжесть их, не видеть их чужими, потому что они — сестры, но общими человеческими, своими собственными, переболеть их, перестрадать и потом простить их всем своим братьям, потому что они искуплены, прощены Христом. Или так — это еще понятней: когда ты кого-нибудь страстно любишь, например своих родных, то как ты страдаешь их страданиями, несешь вместе с ними их тяжести, бережешь их от всякого зла в своем уме. Это да послужит тебе уроком, что так должна ты любить каждого ближнего. Конечно, это не вдруг, не в один день и не в один месяц, нужны годы для этого, нужно не оставлять труда и с помощью Божиею достигнуть желаемого. У нас так бывает: вчера враги — сегодня примирились — друзья, но нужно шире обхватывать духовным оком жизненные случаи, глубже понимать их. Все обстоятельства жизненные для того и посылаются Богом, чтобы человек учился в них, извлекал для себя из них духовные уроки. Они все пройдут, когда повернется колесо жизни, но с чем останется душа?» («Игумения Арсения». Сретенский монастырь, 2007, стр. 56 — 59, 128 — 131).

Основная задача этих советов — донести до сердца старшего участка важность его попечения о вверенных ему от Господа людях на его участке, чтобы он вникал в жизнь своего коллектива не поверхностно, а с глубоким участием в каждом человеке, чтобы каждый из его подопечных слышал и чувствовал, что старший — это и мать, и отец.

Второй Совет — это представители укладов общины. В общине есть семейный уклад (это все семьи — их пока 10), гражданский уклад (в основном это люди пожилого возраста, не имеющие семьи, которые трудятся во благо Отечества в нашей общине), ученический братский уклад (все братья, которые учатся в училище), ученический сестринский уклад (все сестры училища), немощствующий уклад (это те, которым особенно нужна помошь).

Этот Совет проводится по средам. На нем представители укладов излагают основные проблемы и нужды своих укладов. Рассматриваем, какие нужны от нас действия как от представителей в самих укладах, какие нужны действия от представителей в собрании, чтобы люди искренне откликались на нужды.

Третий Совет проходит по пятницам, на котором присутствует вся община. Занятие начинается с чтения текста святителя Игнатия Брянчанинова:

«Сказал Господь: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. Из этих слов Господа видно, что надо так изучить евангельския заповеди, чтоб оне сделались достоянием, имуществом ума: тогда только возможно точное, постоянное исполнение их, такое исполнение, какого требует Господь. Является Господь исполнителю евангельских заповедей духовно, и видит Господа исполнитель заповедей духовным оком, умом, видит Господа в себе, в своих помыслах и ощущениях, осененных Святым Духом. Никак не должно ожидать явления Господа чувственным очам. Это явствует из слов Евангелия, последующих за вышеприведенными: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем, и обитель у него сотворим. Очевидно, что Господь приходит в сердце исполнителя заповедей, соделывает сердце храмом и жилищем Божиим, зрится в этом храме, зрится не телесными очами, а умом, зрится духовно. Образ зрения непостижим для новоначального, и необъясним для него словами. Прими обетование верою: в свое время познаешь его блаженным опытом.

Истинное христианство и истинное монашество заключается в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность. «Праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней»: праведниками Писание называет тех, которые стараются тщательнейшим образом исполнять истинно и единственную праведную волю Божию, отнюдь не свою, мнимо и ложно праведную. Только исполнители правды Божией могут наследовать землю, то есть, возобладать своим сердцем, своею плотию, своею кровию.

До конца жизни не переставай изучать Евангелие! Не подумай, что ты довольно знаешь его, хотя бы и знал его на память! Заповедь Господня широка зело, хотя и заключается в малых словах. Заповедь Господня безконечна, как бесконечен изрекший ее Господь. Делание заповедей и преуспеяние в них безпредельны: самые совершенные христиане, приведенные в состояние совершенства Божественною благодатью, пребывают несовершенными по отношению к евангельским заповедям.

Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей, основал его на твердейшем камне. В какое бы он ни был поставлен положение обстоятельствами жизни, подвиг его всегда с ним. Он непрестанно делает, он непрестанно подвизается, он преуспевает непрестанно, хотя дело его, хотя подвиг его и преуспеяние неприметны и непонятны для других. Какия бы ни постигли его скорби и искушения, оне не могут ниспровергуть его. Господь сказал: Всяк, иже слышит словеса Моя и твоит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени. Здесь жительство и душевное устроение уподоблены храмине: эта храмина получает необыкновенную прочность от Божественной, неограниченной силы, которою преисполнены слова Христовы. Очевидно, что такой твердости, какую доставляет душе исполнение заповедей Христовых, не может доставить никакое другое средство или пособие: сила Христова действует в заповедях Его. Господь к вешеприведенным словам присовокупил и нижеследующия: Всяк слышай словеса Моя сия и не творя их, уподобится мужу уродиву, иже созда храмину свою на песце: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и опрошася храмине той и падеся: и бе разрушение ея велие. Удобно разрушается жительство, по-видимому благое, тех, которые полагают в основание ему исключительно какой-либо телесный подвиг, или и многие подвиги, иногда весьма трудные и весьма выставляющиеся, но не обращают внимания на евангельския заповеди.

Блаженный старец Серафим Саровский говорил: «Надо так приучить себя, чтоб ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою». Изучая Евангелие, стараясь исполнять его веления делами, словами, помышлениями, ты будешь последовать завещанию Господа и нравственному преданию Православной Церкви. Евангелие в непродолжительное время возведет тебя от младенческого возраста к зрелому возрасту о Христе, и ты соделаешься тем блаженным мужем, котораго воспел вдохновенный Пророк, который не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощь.

Аще кто Мне служит, Мне да последствует, — сказал Господь. Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин.

Назвав Себя Пастырем овец, Господь сказал, что овцы глас этого Пастыря слышат, и овцы по Нем идут, яко ведят глас Его. Глас Христов — учение Его; глас Христов — Евангелие; шествие вослед Христа по пути земнаго странствования — деятельность, всецело направленная по заповедям Его.

Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу.

Кто, родившись по плоти, внидет в пакибытие при посредстве святаго крещения, и сохранит состояние, доставляемое крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот спасется. Он внидет в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, и изыдет из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную пажить обрящет.

Хочешь ли увидеть Господа Иисуса Христа? — Прииди и виждь, — говорит Его Апостол.

Господь Иисус Христос дал обетование пребывать с учениками Своими до скончания века. Он — с ними: в святом Евангелии и Таинствах церковных. Его нет для тех, которые не веруют во Евангелие: они не видят Его, будучи ослеплены неверием.

Хочешь ли услышать Христа? — Он говорит тебе Евангелием. Не пренебреги Его спасительным голосом: уклонись от греховной жизни, и слушай со вниманием учение Христово, которое — живот вечный.

Хочешь ли, чтоб тебе явился Христос? — Он научает тебя, как это получить. Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам.

Ты усыновлен Богу Таинством святаго крещения: ты вступил в теснейшее единение с Богом Таинством святаго причащения: поддерживай усыновление, поддерживай единение. Чистоту и обновление, доставленныя святым крещением, восстановляй покаянием, а единение с Богом питай жительством по Евангелию и по возможности частым причащением святым Христовым Таинам. Будите во Мне, и Аз в вас, — сказал Господь. Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем.

Хранись от мечтательности, которая может тебе представить, что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь, объемлешь. Это — пустая игра насыщенного, гордаго самомнения! Это — пагубное самообольщение! Исполняй заповеди Господа — и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел Господа святый апостол Павел: он требовал этого видения от христиан, тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должнаго христианам.

Истинный друг мой о Господе! Иди к Господу Иисусу Христу, приближайся к Нему путем Евангельских заповедей; ими познавай Его; исполнением их оказывай и доказывай любовь твою к Господу Иисусу. Он Сам явит тебе Себя, явит в день и час, известныя Единому Ему. Вместе с этим явлением прольет в сердце твое несказанную любовь к Себе. Божественная любовь — не что-нибудь, собственно принадлежащее падшему человеку: она — дар Святаго Духа, посылаемый одним Богом в сосуды, очищенные покаянием, в сосуды смирения и целомудрия.

Вверь себя Господу, а не себе: это гораздо надежнее. Он — Создатель твой. Когда ты подвергся горестному падению, Он для тебя принял человечество, Себя отдал на казнь, за тебя пролил кровь Свою, Свое Божество доставил тебе: чего же еще Он не сделает для тебя? Приготовься для даров Его очищением себя: это твое дело. Аминь.

При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.

Не довольствуйся одним безплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнию.

Раскрывая для чтения книгу — святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел вечное блаженство или вечныя казни.

Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличныя язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его о исцелении твоем.

Стяжи такое расположение души, чтоб тебе быть способным к получению исцеления. Способны получить его сознающиеся в своей греховности, решившиеся оставить ее. Горделивому праведнику, т. е. грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, безполезен Спаситель.

Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небеснаго Врача — Евангелие.

Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтобы ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия.

Когда Господь был на земле пресвятою плотию, — многие видели Его, и вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души — умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.

Евангелие, сказал некоторый преподобный пустынножитель, умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповедей его самым делом. Но точнаго и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это — дар Христов.

Дух Святый, вселившись в истиннаго и вернаго служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия.

Падшее человечество приступает к святой истине верою; другаго пути в ней нет. Вера от слуха, слух же глаголом Божиим, — научает нас Апостол.

Слово Божие — истина; заповеди евангельския — истина, а всякий человек — ложь. Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто — ложь, думаешь услышать голос святой истины?

Хочешь ли услышать его, — услышать духовный голос святой истины? — научись читать Евангелие: от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякаго человека, не обновленнаго Святым Духом.

Слепы те, которые дают важную цену, так называемым ими, добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену, во времени, между человеками, но не пред Богом, пред Которым вси уклонишася, вкупе непотребни быша. Уповающие на добрыя дела естества падшего не познали Христа, не поняли таинства искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: «Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит вечным спасением?» Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на суд Божий.

Дела мнимо-добрыя, по влечению падшего естества растят в человеке его я, уничтожают веру во Христа, враждебны Богу; дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру, возвеличивают в нем Христа.

Вера от слуха: слушай Евангелие, говорящее тебе, и Святых Отцов, объясняющих Евангелие; слушай их внимательно и, мало-помалу, вселится в тебя живая вера, которая потребует от тебя исполнения Евангельских заповедей, за это исполнение наградит надеждою несомненнаго спасения. Она соделает тебя на земли последователем Христовым, сонаследником Его на небе. Аминь." (Святитель Игнатий Брянчанинов. «Приношение современному монашеству». Православное издательство «Правило веры», Москва, 1993, стр. 32–33, 35 — 38).

Как вы увидели, текст подобран о евангельских заповедях, где святитель побуждает дух человека ознакомиться с ними и начать исполнять их в повседневной жизни. Он читается небольшими объемами (около страницы), но прочитывается осмысленно, не торопясь, с последующим перечитыванием и выделением карандашом места из текста, лично значимого для каждого, чтобы была более ясность живого содержания. Затем идет просмотр видеофильма о жизни святителя. Фильм 2008 г. называется «Учитель покаяния». Он дает возможность в интересной форме ознакомиться с жизнью святителя Игнатия, тем самым делает его роднее.

После просмотра повторяется труд, что был перед фильмом — прочитывание текста.

Занятия рассчитаны на то, чтобы святитель стал учителем духовной жизни и вдохновлял каждого настолько, какова его мера.

В начале года служится молебен на призывание Святаго Духа на начало доброго дела. Верим, что Господь потихоньку ведет нас к Себе.

Во второй половине года по окончании Святок наши занятия начнут проходить по книге великой старицы игумении Арсении, которая была очень близка по духу святителю Игнатию Брянчанинову.

Дионисий Кулешов, сотрудник общины