Праздничная трапеза прославления Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вариант 1

2010 г.

Торжественное Введение во храм Пречистой Девы Богородицы Марии, отче, благослови прославити…

* * *

«Недоумевает ум наш, како есть достойно восхвалити Тя», Божия Матерь!

  • Весь мир христианский славит имя Твое Преблагословенное!
  • Какое безсилие испытывает всякий, кто хочет воспеть и прославить Тебя.
  • Тебя Святая Церковь именует:
    • Палато Духа Пресвятаго;
    • Огненный престоле невидимаго Царя;
    • Небесный Кивоте
    • Святых Пресвятейшая;
    • Владычице всех тварей;
    • Горлица Богогласная;
    • Голубица кроткая и незлобивая;
    • Цвете прекрасный;
    • Душевный раю;
    • Нищих — неистощимое богатство;
    • Ненавидимых — любовное смирение;
    • Ангелов — великое удивление…

Сознавая свое недостоинство, дерзаем и мы принести свои похвалы.

* * *

«О, Дева! Из-за страха,
чтобы нечистыми устами нам Тебя не осквернить, —
удобней было б безопасное молчание хранить.
Но по любви к Тебе хотим, однако,
Мы песни вдохновенно стройные слагать.
О, Мати Божия!
Дай силу нам на то, что мы избрали…»
(Из этих двух — последнее одно.)
Совет Превечный
Открывая Тебе, Отроковице, /
Гавриил предста, /
Тебе лобзая и вещая: /
Радуйся, земле ненасеянная; /
Радуйся, купино неопалимая; /
Радуйся, глубино неудобозримая; /
Радуйся, мосте к небесем приводяй; /
И лествице высокая,
Юже Иаков виде;
Радуйся, Божественная стамно манны; /
Радуйся, разрешение клятвы; /
Радуйся, Адамово воззвание, / /
С Тобою Господь.

(Стихира на Благовещение Пресвятой Богородицы.)

* * *

Ныне Святая Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Девы Ее родителями. Так как они дали обет посвятить Ее Богу, они отдали Господу свою единственную дочь, свою единственную радость, которую получили в утешение на старости лет.

Младенец Мария только 3 года жила в доме своих родителей — богоотец Иоакима и Анны, а на четвертый год Ее привели в храм ко Господу.

* * *

Господь, на небесех живущий, восхотел явиться на земле и пожить с человеками. И для этого уготовал место селения Славы Своей — Пречистую Свою Матерь. Ибо в обычае у царей, когда они хотят прийти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату.

В Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон создал Ему храм. Храм же был исполнен художества и разума — из драгоценнейших веществ, из превосходного камня, из благовонных деревьев, из чистого золота и на возвышенном месте.

Однако храм Соломона был недостаточен для вмещения в себя Невместимаго Бога. И вот, Бог благоизволил, чтобы был создан нерукотворный храм, — пресветлая палата для Пресветлаго Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и неоскверненного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца — Пречистая и Преблагословенная Дева Мария.

* * *

Из каких же веществ создалась сия палата?

Воистину — из драгоценнейших, ибо произошла по отцу от царского рода — Давида, а по матери родилась из рода архиерейского, приносящего благословенные жертвы Богу.

На каком же месте была устроена одушевленная палата?

Местом же, где родилась Преблагословенная Дева, был небольшой город Назарет. Господь выбрал родиться Ей не в Капернауме, в своей гордыне до неба вознесшемся. А в смиренном Назарете, жители которого были презираемы, почему и о Христе было сказано: От Назарета может ли что добро быти? Ибо то, что есть в человецех высоко, то мерзость есть пред Богом. А все, презираемое и уничижаемое ими, — высоко и драгоценно у Него.

Название «Назарет» означает — цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место. И все сие ясно предизображает Пресвятую Деву.

* * *

Предание говорит, что когда Пресвятой Деве исполнилось шесть месяцев, мать поставила Ее на землю, чтобы испытать: может ли Она стоять, и Преблагословенная, сделав семь шагов, возвратилась в материнские объятия. Тогда св. Анна взяла Ее на руки и сказала: «Жив Господь мой! Ты не будешь ходить по земле, доколе я не введу Тебя в храм Господень».

И, устроив особое место в спальне, куда был возбранен вход всему нечистому, Анна избрала непорочных еврейских дочерей, чтобы они ходили за благословенным дитятею ея.

При исполнении года Марии Иоаким сделал большой пир и созвал на него священников, книжников, старейшин и много народа. На этом пире он поднес к священникам дочь свою, и они, благословляя ее, сказали: «Бог отцев наших! Благослови дитя сие и дай Ему имя славное и вечное во всех родах»! присутствующие отвечали: «Да будет! Аминь»! после этого он поднес Дочь к первосвященникам, которые, также благословив Ее, сказали: «Боже вышний! Призри на Дитя и благослови Его благословением последним, не имеющим преемства»!

* * *

По достижении Мариею двухлетнего возраста св. Иоаким хотел исполнить над благодатною Дочерью обет посвящения Ея храму; но св. Анна, как по чувствам нежной матери, так и из боязни, чтобы Дитя не соскучилось по дому и не стало бы искать родителей, уговорила супруга отложить это посвящение еще на год.

В это время в благословенном Младенце Деве начали уже развиваться те силы ума и сердца, которые предупредили возраст, и родители стали чаще и чаще внушать Ей, что Она родилась вследствие молитв их; что Она посвящена Богу еще до рождения и, как Божие дитя, должна разлучиться с ними и быть у Бога в храме; что Ей там будет гораздо лучше, чем у них и, если Она будет любить Бога и следовать закону Его, то Бог сделает для Нея гораздо более, чем отец и мать! Так св. Иоаким и Анна приготовляли своего Младенца к посвящению Богу.

* * *

В предании людей благочестивых и внимательных к путям Промысла Божия сохранились следующие подробности вхождения Пресвятой Богородицы в храм.

Когда Иоаким и Анна решились исполнить данный ими обет, то созвали они в Назарет, где жили, всех своих сродников из царского и архиерейского рода, а также хор непорочных дев.

Окружили Пречистую Марию царским благолепием и приготовили много свечей. Чтобы такой пресветлой и многоценной жемчужины не касалась убогая одежда, следовало именно царскою одеждою одеть Ее, для наибольшей славы и украшения. Надлежало, чтобы введение Божественной Отроковицы в храм было достойно Ея.

Так, устроив все, они отправились в путь. Торжественное шествие от Назарета до Иерусалима продолжалось в течение трех дней.

Мог ли кто из сопутствующих Марии думать, что они окружают Ту, Которой суждено быть «Благословенною в женах»?

Мог ли кто предвидеть, что эта юная Дева вскоре прославится сонмом духов безтелесных? Будет воспета, как «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим»?

Поем:

Величай, душе, моя, / Честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

* * *

Забывает дочь дом Отца и приводится к Царю.

Отцы сорадовались отцу.

Матери сорадовались матери.

Отроковицы и девы со свечами в руках предшествовали Богоотроковице.

Весь Иерусалим, как некоторый звездный круг, сияющий с луною, собрался смотреть эти небесные проводы. И не только граждане земного Иерусалима, но и Небеснаго — святые ангелы — стеклись видеть преславное Введение Пречистой Девы Марии.

А видя, удивлялись:

— Кто сия, — проницающая аки утро?

— Кто сия, — добра, яко луна?

— Кто сия, — избранна, аки солнце?

— Кто сия, — восходящая от пустыни?

— Кто сия, — яко столп дыма, кадящий смирну и ливан от всех благовоний Мироварца? …

Поем:

Ангели вхождение Пречистыя зрящее, удивишася: како Дева вниде во Святая Святых. (спеть дважды).

* * *

Невидимый хор безплотных чинов шел, совводя Пречистую во Святая Святых.

Ибо ангелы, хотя и не знали силы тайны, однако же по повелению Господню служили при входе Ея во храм.

Они удивлялись, видя, что Она будет драгоценный сосуд добродетелей. Удивлялись, что Она носит признаки вечной чистоты, которой никогда не коснется никакая греховная скверна. Удивлялись — и служили Ей, исполняя волю Господню.

Навстречу этому славному введению Богоотроковицы вышли священники, служившие в храме, и сам первосвященник Захария — родитель Предтечи.

Благоговейно поставила праведная Анна свою Дочь на первую ступень храмового крыльца и обратилась со следующими трогательными словами к Отроковице:

«Гряди, Дщерь моя, к Тому, Кто Тебя даровал мне! Гряди, кивот освященный, ко многомилостивому Владыке! Гряди, дверь жизни, к милосердому Подателю благ! Гряди, ковчег Слова, в храм Господень! Войди в Церковь Божию, радость и веселие мира!»

И передавая Ее первосвященнику Захарии, она сказала ему:

«Прими, Захария, Сень чистую;
Прими, священник Божий, ковчег непорочный;
Прими, пророк, кадильницу с невещественным углем;
Прими, праведник, фимиам духовный;
Прими Дщерь, Богом мне данную!
Введи и всели Ее на гору святую, в жилище Божием, не испытывая о Ней, но ожидая, что Богу, Ее призвавшему, благоугодно будет совершить с Нею!»

* * *

Блаженный Иероним пишет, что крыльцо, на нижней ступени которого была поставлена родителями благодатная Отроковица, имело 15 высоких ступеней, по числу «степенных» псалмов. Эти псалмы священники и левиты пели, входя в храм для служения, на каждой ступени по одному.

Пречистая Дева, при виде селения Господня и служителей святыни Его, как бы окрыленная духом любви к Богу и укрепленная силой Его — одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро взошла по всем ступеням на самый верх храмового помоста.

Ангелы Божии, — говорит Георгий Никомидийский, — невидимо окружили Ее и служили Ей. И хотя они еще и не ведали тогда таинства воплощения, но как слуги Господа, по повелению Его, служили Богоотроковице при Ея восхождении. Такое сверхъестественное восхождение слабаго младенца, который далеко оставил за собою всех старших, поразило удивлением присутствовавших.

* * *

Следуя с пречистой Отроковицей к храму, Захария посадил Ее на третьей ступени жертвенника. Здесь, говорит предание, — Господь осенил Марию благодатию Своею, и Она возрадовалась духом. Захария, исполнившись Святаго Духа, воскликнул:

— О, чистая Отроковица! О, краса дочерей!
Ты благословенна между женами!
Ты запечатлена девством!
Ты — разрешение клятвы Адама! . .
Держа Отроковицу, Захария с радостным духом ввел Ее во Святая Святых, говоря Ей:
— Иди, исполнение моего пророчества.
Иди, совершение Господних обетований.
Иди, запечатление завета Его.
Иди, исполнение тайны Его.
Иди, новейший Божественнейший дар.
Войди в нижнюю часть храма Господа своего, доступную для всех людей.
Войди в горнюю и неприступную для них.

Отроковица, веселясь и радуясь духом, шла в дом Господень. Шла, как в чертог, как предузнанная и предизбранная Богом прежде сложения мира.

* * *

Псалом 44

Дщери царей в чести Твоей: / предста Царица одесную Тебе, / в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. / Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, / и забуди люди твоя и дом отца твоего: / и возжелает Царь доброты твоея, / зане Той есть Господь твой, / и поклонишися Ему. / И дщи Тирова с дары: лицу Твоему помолятся богати людстии. / Вся слава дщери Царевы внутрь: / рясны златыми одеяна и преиспещренна. / Приведутся Царю девы вслед Ея, / искренния Ея приведутся Тебе: / Приведутся в веселии и радовании, / введутся в храм Царев.

* * *

Такое необычное введение Девы во Святая Святых, — как бы нарушившее древнейшие обычаи ветхозаветной Церкви, — поразило недоумением всех предстоявших в храме. Удивило даже самих ангелов.

Первосвященник Захария ввел Отроковицу в самую выстроенную скинию, скиния же была единственным местом, где приносились жертвы Богу.

Но величайшей святыней Ветхого Завета был Ковчег Завета Господня, хранившийся в третьей части храма во Святая Святых. Здесь, под сенью двух золотых херувимов стоял Ковчег. Ковчег, в котором хранились скрижали Завета. Сюда, под страхом смерти, никто не мог входить из народа, даже и священник. Великая святыня храма — Ковчег завета — был связан с важнейшим ритуальным действием — принесением жертвы за грех. Здесь Господь являлся Моисею и говорил с ним лицом к лицу.

Когда был разрушен первый Иерусалимский храм, пророк Иеремия по Божественному откровению, нашел жилище в пещере. Он внес туда скинию, ковчег, жертвенник кадильный — и заградил вход в пещеру.

Во втором храме, возобновленном Зоровавелем и построенном за 515 лет до Рождества Христова, уже не было величайшей святыни Ветхозаветной — Ковчега Завета. По особому Промыслу Божию на его месте во Святом Святых был положен камень от первого храма, на который в день очищения первосвященник ставил кадильницу с фимиамом.

Архиерей Захария был вне себя, объятый Духом Святым. Он вспомнил сказанное в Законе о Кивоте, которому повелено находиться во Святая Святых.

В то время Святое Святых было совершенно пусто, — и этим как бы свидетельствовало об окончании подзаконных времен. Он уразумел, что Отроковица сия — есть вместилище Божественной благодати и более его достойна ежечасно предстоять лицу Божию.

Он понял, что сказанное в законе о Ковчеге,-то, что ему назначено находиться во Святом Святых, — это предписано было относительно сей Отроковицы. И, нисколько не усумнившись, дерзнул, вопреки закону, ввести Ее во Святая Святых.

Ветхозаветные тайны сеней и гаданий стали разъясняться, открывая ряд других тайн — более высоких. И небесные служители распростирали крыла свои уже не над Ковчегом Ветхого Завета, несуществовавшем уже, а над новым — живым Кивотом свидения. И славословили Господа.

* * *

Пресвятая Дева, оставшись в Иерусалиме, возрастала среди других девиц, воспитывавшихся при храме в особых пристройках. При них были благочестивыя надзирательницы, сведущия в Св. Писании и искусныя в рукоделиях, которые обучали Ее тому и другому.

Для молитвы Она входила во Святая Святых, куда не дозволено было вносить с собою работу или какую-либо постороннюю вещь. Скоро Пречистая Дева почувствовала неизъяснимую сладость молитвы, а вместе с тем полюбила и необходимое для Нея уединение. При таком настроении Святой Отроковицы все относящееся к Богу (и действующее на сердца других слабо и на короткое время) в Ея сердце производило глубокое и неизгладимое впечатление.

Впечатление Иерусалимского храма, с его украшениями и завесами, бесчисленное множество стекавшихся сюда для поклонения людей не только из Иудеи, но и из разных стран света, — все это возбуждало и усиливало в Ней глубочайшее благоговение к Богу. Каждый предмет, каждое действие в храме обращали мысль Ея к Богу и заставляли сильнее и сильнее любить Его.

* * *

В распределении времени для занятий Пресвятая Отроковица следовала порядку, установленному от храма. Она так жила, что будучи удалена от сообщества неблагонравных мужей и жен, представляла собой образец жизни чистейшей.

Бдительность в молитве, смирение и скромность; внимание и кротость в обращении с подругами — были отличительными качествами Ея. Никто не слыхал от Нея какого-либо укора, не видал Ея во гневе. Речь Ея была приятна и давала чувствовать, что истина движет Ея устами.

Своим временем Она располагалась так: от раннего утра до 3-го часа дня Она стояла на молитве. От 3-го до 9-го часа упражнялась в рукоделии или чтении Священного Писания. От 9-го часа опять начинала молитву.

Из рукоделий Она упражнялась в прядении шерсти и льна; любила вышивать шелком, особенно одежды, принадлежащие к священническому облачению. И во всем этом была очень искусна — так, что в последствии могла добывать себе пропитание. Она своими руками сделала для Господа Иисуса хитон — не шитый, но весь тканный.

* * *

Рукоделие Она исполняла в Своем жилище, а на молитву входила во Святое Святых, ибо по закону во Святое Святых нельзя было что-либо вносить или что-нибудь делать.

От 9-го часа вечера Она опять начинала молитву и продолжала ее до тех пор, пока Ангел не являлся к Ней с пищею, о чем узнал и Захария. Удивился он, размышляя в себе:

  • Что за новое и необычное явление?
  • Безплотный по образу приносит пищу, питающую плоть?
  • Ангел всегда является Ей, отчего я прихожу в большое удивление, ужас и недоумение: что будет из этого?
  • Что благовествовать приходит Ангел?
  • И какого свойства приносимая им пища?
  • Из какого хранилища она берется?
  • И Кто приготовил ея?
  • Что это такое?
  • Не на Ней ли сбудутся предсказания пророков?
  • Не Она ли — цель нашего ожидания?
  • Не от Нея ли примет естество Хотящий прийти спасти род наш?
  • Ибо тайна эта предсказана прежде…

…и Слово ищет Ту, Которая могла бы послужить тайне.

Не эта ли, виденная мною Дева, предизбрана в орудие великой тайны Вышняго?

  • О, сколь блажен ты, корень Давидов, произрастивший ветвь, на которой расцветет цвет спасения миру!
  • Как славна память родивших Ея!
  • И как счастлив я, что вижу собственными глазами начало тому, что прежние Пророки видели в сени и образе! …

* * *

(Поем — начало.)

  • Марие, Дево Чистая Пресвятая Богородице. (Припев: радуйся, Невесто Неневестная.)
  • Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее (Припев:)
  • Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние. (Припев:)
  • Ликов девичьих Радосте и ангелов Превысшая. (Припев:)
  • Небес Честная Сило и Свете паче всех светов. (Припев:)
  • Честнейшая Владычице всех небесных воинств. (Припев:)
  • Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение. (Припев:)

Церковное предание повествует нам, что во время пребывания Пресвятой Девы в Иерусалимском храме ангел Господень носил Ей пищу.

О чем это говорит?

О том, что Она постилась. Непостящийся не нуждается в помощи свыше. Но только тем, кто стремясь к духовной жизни, пренебрегает потребностями телесными, — только таким болголюбцам посылается с неба ангел. Посылается им в помощь свыше, чтобы чрезмерным воздержанием не разрушить им телесной своей природы.

Пресвятая Дева не раз читала пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил». И всегда воспламенялась любовью не только к ожидаемому Мессии, но и к Той Деве, которая предназначалась быть Его Матерью. Часто Она из глубины души и со слезами молила Господа, чтобы Он сподобил Ее лицезреть Матерь Божию.

Скоро Она лишилась своих родителей и Сама испытала положение горького сиротства.

Что могло привязывать Ее к земле? . .

Преисполненная серафимски пламенной любви к Богу, Она твердо положила не допускать мысли о какой-нибудь земной любви. Сиротство Ее и постоянное уединение способствовали утверждению в Ней этого святаго расположения. Она сделалась тем, что осталась до конца жизни «рабою Господней». При величайших трудностях, какие только отягощали когда-либо Ея сердце, у Нее было одно стремление — быть покорною воле Божией. Всевидящее Око Божие зрило этот великий характер, столь приличный Матери Божией. Как бы предчувствуя свое высшее назначение, Она пожелала проводить свою жизнь в чистоте ангельской и пребыть всегда девою. Именно поэтому Она и дала необыкновенный в то время обет Богу — сохранить свое девство до смерти.

* * *

Она была первою из дев, обручивших девство свое Богу и возлюбивших девство паче супружества.

Таким образом, Введение во храм Пречистой Девы — уже было предизображением этого обета.

Три существенные черты, отличающие Ее, можно заметить:

Во-первых: Она была плодом молитвы родителей, долго не имевших у себя детей.

Во-вторых: Она получила воспитание при храме.

В-третьих: Она обрекла Себя всегдашнему девству.

Эти обстоятельства представляют в Ней существо более небесное, нежели земное.

Собирая образы для восхваления Царицы Небесной, — из мира видимого и невидимого, — «недоумевает всяк ум».

В мире нет ничего такого, что могло бы сравниться с Богородицею Мариею!

* * *

Человек!

Прейди умом твоим все творения и смотри: что может сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу?

Пробеги землю. Осмотри море. Изследуй воздух. Углубись в небеса. Испытай все невидимые силы и скажи: есть ли другое подобное чудо?

— Небеса поведают славу Божию…

— Ангелы служат Богу со страхом…

— Архангелы поклоняются с трепетом…

— Херувимы, не могущие зреть славы, — ужасаются…

— Облаки служили колесницею при трусе воскресения…

— Солнце, не стерпев поругания Творцу — вострепетало…

— Ад от страха изрыгнул мертвецов…

— Вереи адовы от одного взора сокрушились…

Человек!

Изчисли все чудесное и дивись превосходству Девы: Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой.

* * *

(Поем — продолжение.)

  • В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова. (Припев: Радуйся, Невесто Неневестная.)
  • И девам — Ликование и матерем — Отрадо. (Припев:)
  • Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение. (Припев:)
  • Покрове ширший облака и страждущих Пристанище. (Припев:)
  • Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных. (Припев:)
  • Мария — Мати Христа — Истиннаго Бога. (Припев:)
  • Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости. (Припев:)
  • Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех Помоще. (Припев:)
  • Священная и Непорочная, Владычице Всепетая. (Припев:)
  • Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына. (Припев:)
  • Ходатаице спасения, припадая, взываю Ти. (Припев:)

* * *

Послушаем святаго Отца Церкви — Димитрия Ростовского:

«Крепка Владычица наша.

Ибо Царица есть всея видимыя и невидимыя твари, владеющая горним и дольним созданием:

  • и все стихии повинуются Ей;
  • небо и земля, воздух и море послушают Ея;
  • и вси противни дуси, страхом одержимыя, трепещут, боящеся имени Ея святаго, ведуще ю Матерь Божию.

И аще бы кто мя воспросил: „Что в поднебесней сильно и паче всех крепчайшо?“

Отвещал бех:

— Несть ино что крепчайшо и сильнейшо на земли и на небеси, якоже Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария (по Господе нашем Иисусе Христе).

Сильна на земли:

Та бо сотре главу невидимаго змия;

Та попра адскую силу;

Тою воздвижутся победы;

Тою ниспадают врази.

Сильна на небеси:

Бога бо крепкаго и сильнаго молитвами Своими связует, Егоже иногда на земли связоваше именами.

Связует, глаголю, Бога — молитвами Своими.

Егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, — Она простирает к Нему молебные руце Свои и удерживает мстительную Того десницу, — да не погубит грешных со беззакониями их».

* * *

Итак, дорогие, пойдемте к Заступнице нашей Богородице. Припадем к Ней с умиленной душой и сокрушенным сердцем!

Напасть ли какая или скорбь душевная постигнет нас, — поспешим скорее на молитву к Владычице.

Грехи или страсти мучают нас, или привычки недобрые овладевают нами, — прибегнем к Ней — всех скорбящих Радости.

Горе ли, печаль ли, или болезни налягут на нас — вспомним Преблагословенную Деву, обратим к Ней молитвенные вздохи.

Она видит наше горе. Ей понятны наши скорби, Она прольет целительный бальзам в наше скорбное сердце.

Она согреет Своей материнской любовью нашу замерзающую душу.

Она спасет нас от беды и напасти.

(Молитва)

О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, все премогшая, — все поймешь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила ее, и пусть смоет она следы моих прегрешений.

Вот я пришел, я стою, я жду Твоего отклика, о Богоматерь! О Всепетая! О Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычице! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечнаго дня и лицем к лицу поклониться Тебе.

* * *

Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых Покрове, Жезле старости, Мати Бога Вышняго — ты еси, Пречистая!

Потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!

Да будет Тебе, от нас смертных, честь и слава во веки. Аминь.

* * *

Христос раждается — славите,
Христос с небес — срящите,
Христос на земли — возноситеся,
Пойте Господеви вся земля,
И в веселии воспойте, людие,
Яко прославися. (Спеть дважды: 1 раз благоговейно; 2 раза — широко.)

Конец, и Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.