Зимний праздник преподобного Серафима Саровского

Престольный праздник Православного поселения Отрада в храме преподобного Серафима Саровского начался вечерней службой 14 января и продолжился литургией следующего дня. Во второй части проповеди (которую вы можете послушать в разделе «Проповеди») настоятель прихода о. Анатолий рассказал об участи 16-ти студентов Московских курсов христианской педагогики и культуры при синодальном Отделе религиозного образования и катехизации в крестном ходе в 1991 году из Москвы в Дивеево. Мощи прп. Серафима тогда переносили в Дивеево. А Анатолий Гармаев тогда по благословению прот. Глеба Каледы был директором этих курсов.

После службы праздник продолжился в трапезной.

После молитвы включили запись, в которой рассказывалось о чудном случае встречи о. Серафима с медведем, которую увидели дети и после, направились к нему расспрашивать, не страшно ли ему было.

Потом прихожанам был задан вопрос:«Как вы знаете (т. е. из вашего опыта) завет преподобного „Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи“».

После поздравления общины батюшками (их в соборном богослужении и на трапезе было пятеро) регент клироса Анна Дякова рассказала случай со своим крестником:

«…Когда я гуляла с двухлетним Мишей, на улице шел снежок. И я ему сказала, что это преподобный подарил нам его. Миша, обернувшись к храму и поклонившись, поблагодарил Серафима…»

Затем всем было сказано, что тот, кому будет передана горящая лампадка, должен рассказать о том, что лежит на душе. Лампадка попала в руки сестре, которая была в Отраде впервые. Рассказала она редкую для наших дней историю своего предприятия (она его директор), которое спаслось от кризиса с помощью Божией: «…Многие вокруг нас разорились, а мы остались!».

Городская часть общины показала приготовленную сценку про то, как дети слушали одну бабушку, которая им рассказывала историю из жизни преподобного:

«Это было давно. Приехал в Саровский монастырь новый архиерей. Много наслышан был он об угоднике Божием Серафиме, но сам не верил рассказам о чудесах батюшки. А может, люди зря чего наговорили ему?..

Встретили архиерея монахи со звоном, честь-честью, в храм провели, потом в архиерейские покои. Ну, угостили его, как полагается. На другой день служба. Осмотрел все архиерей и спрашивает: „А где же живет отец Серафим?“

А батюшка тогда не в монастыре жил, а в пустыни своей. А была зима, снегу-то в саровских лесах — сугробы во какие!

С трудом проехал архиерей. Да и то последнюю дорожку и ему пешочком пришлось идти…

Батюшку предупредили, что сам архиерей идет к нему в гости. Угодник Божий вышел навстречу без шапочки (клобука) и смиренно в ноги поклон архиерею положил. „Благослови, — говорит, — меня, убогого и грешного, святой владыка! Благослови, батюшка!“ Он и архиерея-то все звал: батюшка да батюшка.

Архиерей благословил и идет впереди в его пустыньку. Батюшка под ручку его поддерживает. Свита осталась ждать. Вошли, помолились, сели. Батюшка-то и говорит:

 — Гость у меня высокий, а вот угостить-то у убогого Серафима и нечем.

Архиерей то, думая, что батюшка хочет его чайком угостить, и говорит:

 — Да ты не беспокойся, я сыт. Да и не за этим я к тебе приехал и снег месил. Вот о тебе все разговоры идут разные.

 — Какие же, батюшка, разговоры-то? — спрашивает угодник, будто не зная.

 — Вот, говорят, ты чудеса творишь.

 — Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может. Чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. Ну, а Ему все возможно, Милостивцу. Он и мир-то весь распрекрасный из ничего сотворил, батюшка. Он и через ворона Илию кормил. Он и нам с тобою, батюшка, вот, гляди, благодать-то какую дал…

Архиерей взглянул в угол, куда указывал угодник, а там большущий куст малины вырос, а на нем полно ягоды спелой.

Обомлел архиерей и сказать ничего не может. Зимой-то — малина, да на голом полу выросла! Как в сказке!

А батюшка Серафим взял блюдечко чайное да и рвет малинку. Нарвал и подносит гостю.

 — Кушай, батюшка, кушай! Не смущайся. У Бога-то всего много! И через убогого Серафима по молитве его и по Своей милости неизреченной Он все может. Если веру-то будете иметь с горчичное зерно, то и горе скажете: „Двинься в море!“ Она и передвинется. Только сомневаться не нужно, батюшка. Кушай, кушай!

Архиерей все скушал, а потом вдруг и поклонился батюшке в ножки. А батюшка опередить его успел и говорит:

 — Нельзя тебе кланяться перед убогим Серафимом, ты — архиерей Божий. На тебе благодать великая! Благослови меня, грешного, да помолись!

Архиерей послушался и встал. Благословил батюшку и только два-три словечка сказал:

 — Прости меня, старец Божий: согрешил я перед тобой! И молись обо мне, недостойном, и в этой жизни, и в будущей.

 — Слушаю, батюшка, слушаю. Только ты до смерти моей никому ничего не говори, иначе болеть будешь…

Глядит архиерей, а куста-то уже нет, а на блюдечке от малинки сок кое-где остался — значит, не привидение это было. Да и пальчики у него испачканы малинкой.

Вышел архиерей. Свита-то его дожидается. И чего это, думают, он так долго говорил с батюшкой Серафимом? А он, без шапочки, опять под ручку его ведет до самых саночек. Подсадил и еще раз в снег поклонился.

А архиерей, как только отъехал, говорит своим: „Великий угодник Божий. Правду про него говорили, что чудеса может творить“. Но ничего про малинку им не сказал. Только всю дорогу молчал да крестился, а нет-нет и опять скажет: „Великий, великий угодник!“

А когда скончался батюшка, он и рассказал всем про малинку.»

Клирос и участники трапезы пели песни о жизни и подвигах Серафима Саровского. После выступления кого-либо из участников трапезы звучал припев одной из песен: «Радуйся, радуйся Серафиме Отче, великий Саровский чудотворче…» или «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас».

Потом лампадка попала в руки нашему гостю — страннику, который рассказал немного о своей жизни, которая была, как он говорил, подготовкой к нынешнему его образу жизни. С какого-то времени его благословили странствовать, при этом не просить и не брать от людей денег. Если они захотят что-то устроить для него, могут устроить, но денег чтобы он не брал. Поэтому он ничего не имеет, и нигде не живет, а уж тем более не работает. Он путешествует и надеется на Промысел и Милость Божию, и Бог не оставляет его. Удивительно, но он побывал на Святой Земле и Афоне, не имея в кармане ни рубля!

После молитвы батюшка пригласил всех желающих на ход по канавке Божией Матери, которая окружает Отраду. Ходить по канавке с молитвой «Богородице Дево, радуйся» — это наша традиция, особенно в праздник преподобного. И наконец, с молитвой на устах и с благословением батюшки, все разошлись.

Но праздник на этом не закончился. Целый день шел сказочный снег, причастники Св. Христовых Таин хранили мир и тихую радость на душе. А ведь скоро двунадесятый праздник — Богоявление, тайну которого можно услышать только в молчании, молитве и размышлении за книгами…