Богослужение и участи в таинствах

Это следование Христу в годовом богослужебном круге. Каждая седмица, начиная с понедельника, завершается воскресным богослужением. Церковный же год знаменуется важнейшими церковными праздниками.

Твердо вошло в нашу жизнь праздновать их всей общиной. Рождество, Пасха, Успение Божией Матери, Троица, Преображение Господне, а также праздники святых — преподобного Сергия Радонежского, сорока мучеников Севастийских, святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова совершаются широко, полно по действиям и содержанию.

Подготовка начинается за пятнадцать-тридцать дней. Так, за обеденной трапезой студенты и сотрудники делятся своими пятиминутными размышлениями «Как я слышу наступающий праздник».

В иные дни звучат развернутые двадцатиминутные сообщения по празднику. Есть пять видов этих сообщений, которые мы называем содержательными основаниями праздника: богословское, историческое, общинно-устроительное, лично-устроительное и обиходно-обрядовое. Задолго до начала праздничного богослужения в этих сообщениях раскрывается содержание основных стихир, тропарей и канона праздничной службы. Работая над ними и вслушиваясь в них, мы ставим цель приуготовить себя к содержанию богослужения, чтобы затем, придя на службу, узнать знакомую стихиру, слушая ее в исполнении клироса, услышать глубину ее содержания, которую отцы Церкви раскрывают в своих проповедях и толкованиях.

Вглядываясь в историю, в благочестивый характер русского православного народа, мы задумались: как и откуда брали люди в четырнадцатом-семнадцатом веках содержание церковной жизни, откуда воспринимали благочестие нрава и характера? Книг тогда не было, не было и Евангелия в домашнем употреблении. В таком случае жаждущая слова Божьего душа обращалась всем трепетным своим вниманием к содержанию богослужений. Верующий человек слушал службу и проповедь как единственный источник божественного наставления, в какой образ ему устраивать свою жизнь и свою душу.

Кроме того, что это было преблагочестивейшее содержание, оно было еще и исполнено благодатной силы, всегда сугубо присутствующей в богослужении. Слово богослужения для смиренной и благоговейной души всегда исполнено власти, проникающей до разделения души и духа, составов и мозгов (Евр. 4:12) Слово это подобно семени, которое упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос; и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто (Мк. 4,8).

В наше время для большинства церковных людей слово богослужения перестало носить характер единственного источника знаний. Современный человек получает просвещение через чтение книг, совершаемое за пределами богослужения. Одинаковы ли настроение и переживание при домашнем чтении книг и Евангелия и при восприятии Евангелия, стихир, тропарей во время богослужения? Мы думаем, что нет. Одинаково ли благодатное присутствие Духа при слушании и чтении? Думаем, нет. Благодатная власть слова значительно слышнее душе, приуготовленной к его восприятию всем строем и содержанием богослужения, всеми его условиями, внешними и внутренними, чем даже при трижды благочестивом чтении, домашнем и аудиторном.

Мы подумали, что в богослужебном слове заключается основная причина благочестивого устроения души наших православных предков. А причина нашего сегодняшнего духовно и нравственно дебелого состояния сердца и большой туги, с которой наша душа пытается сообразоваться с церковным словом, заключается в том, что мы в значительной степени заменили богослужебное слово домашним его чтением и аудиторно-лекционным. Расплата за это — потеря чувства благодати и недоумение: а есть ли Дух Святой? (Деян.19:2). Вслед за этим — нечувствие к богослужению и перемещение центра жизни из благоговейно-молитвенного пребывания на службе во внешнее благолепно-исполнительское настроение и восхищение. Отсюда и различные примеры урезания богослужения без особого рассмотрения, какие слова и какое содержание урезается. То есть происходит в какой-то степени потеря важнейшего для нас значения богослужения — в силе, сообразующей душу с Божественным словом.

Исходя из всего сказанного, мы поставили в училище задачу восстановить, насколько это возможно, внимание к богослужебному содержанию, поднять его ценность и значение для нашего воцерковления, пережить преобразующую силу благодатного слова и содержательную силу, рассеивающую мрак дебелого и неразумного настроения нашего сердца.

Увы, дело оказалось пресложным. Мы встретились с сильным сопротивлением нашего внутреннего падшего человека. Внимание на богослужении рассеивается, стихиры, даже хорошо известные по предварительному их изучению, во время службы не узнаются или затмевающим образом пропускаются, сердце не впускает в себя слово, хотя еще как-то живет мелодией песнопений, но не их содержанием, и много разного другого. Более того, усилились нападки со стороны людей, никогда у нас не бывавших и с нами не знакомых, но напитанных слухами, в которых говорится о нас что-то совсем к нам не относящееся и порой просто нелепое. Главное же не в этом, а в той особенной злобе и неприязни, которые человек, по какой-то неведомой причине, почему-то питает к нам. Имея такую неприязнь, он ко всему у нас относится с предубеждением и заведомым сомнением. Увы, пересилить это он, чаще всего, не может. В таком случае это сильно мешает нашему единению с ним в ревности о богослужении и о воцерковлении.

Вернемся, однако, к содержанию праздничного богослужения. Есть еще один важный, как мы думаем, аспект нашего обращения к богослужебному содержанию. Это — встреча с церковным характером святых угодников, Матери Божией и Самого Господа. В таком случае содержание праздника рождает серьезное размышление над теми свойствами нашего нрава, которыми каждый из нас приходит в согласие со святыми данного праздника. Так, святитель Николай — это благотворительность, но не слепая, кому угодно, а согласная с премудрой волей Божией — тем, кому помощь будет во спасение. Рождество Христово — это и наше личное рождение во Христе, в те свойства, какие заповедует Господь: будьте как дети, подражайте Христу, обретайтесь в тех детских свойствах, которые любезны Господу. Ход подготовки к празднику — это труд размышления над свойствами святого, Господа или Матери Божией, и отсюда — труд над собственным нравом: с одной стороны, чтобы увидеть, что мешает обретению этих свойств; с другой — труд над тем, чтобы усвоить себе эти свойства.

В связи с вышесказанным идет и подготовка к Причастию, труд над таинством покаяния. После вечерней трапезы мы беседуем о важных событиях внутренней нравственной работы каждого, всматриваемся в ход пережитого дня и в то, как мы его прожили.

Затем — сама праздничная служба.

Вечернее богослужение — это особое торжество, где мы возносим хваление Господу, Божией Матери или святому. Утром — литургия и Причастие, в котором участвуют почти все присутствующие на службе.

После литургии начинается праздничная трапеза, которая длится два-три часа. Продолжается прославление Христа, Пресвятой Богородицы или святого угодника. Центром трапезы является не вкушение пищи, а поздравления с праздником, пожелания друг другу, слова о собственном понимании значения праздника, рассказы-откровения о том, как Господь, Матерь Божия или святой участвовали в нашей личной жизни. Каждый человек может подняться из-за стола и что-нибудь о себе рассказать. Порой говорится много удивительных, искренних, с невольными слезами, слов. Клиросные певчие исполняют несколько стихир, песенная группа на протяжении всей трапезы поет песни, посвященные данному празднику, часть студентов что-либо инсценирует из благочестивых и назидательных притч, сказок.

На Рождество, Пасху или Троицу в перерыве трапезы, перед чаепитием, мы водим хороводы, взятые из добронравной русской старины.

По окончании трапезы мы спешим принести праздник тем, кто нуждается в нем, но сам устроить его не может. Так как училище находится на территории больницы, то прежде всего, идем в палаты разных отделений поздравить больных и медперсонал. Затем обязательно едем в дом престарелых.

Праздник должен быть кому-то принесен, подарен. Вот уже десятый год, как мы держим эту традицию. «Праздник — не праздность, — говорит святитель Феофан Затворник, — а празднование, т. е. отрадное ликование духа. Потому, оставив вещественные труды, в чувстве льготы от них и свободы, проводить должно сие время в богохвалении, Богомыслии и благотворении, вообще — во спасение, и это с начала праздника по конец, с вечера до вечера. Нельзя лучше воспитать чаяние будущего века». («Начертание христианского нравоучения», М., 1998, стр. 421).

В году таких праздников совершается как минимум — 15. Это очень серьезные островки в годовой жизни общины.

Общинный характер жизни призывает церковного человека в жизнь по Христу на все время его бытия. Если приходской характер увлекает человека, в основном, на время его пребывания на службе или же отдельных послушаний, выполняемых по поручению прихода, то общинный человек живет церковной жизнью все 24 часа в сутки. В этом разница между человеком общины и человеком прихода.

При создании прихода достаточно организовать богослужение и ряд обслуживающих событий при нем. Тогда как при устроении общины необходимо организовать церковную жизнь каждого человека, каждой отдельной семьи, общность входящих в общину людей. Соответственно начинается организация жизни семей и объединений, которые возникают уже внутри самой общины.

(Из доклада «Воцерковление учащихся и сотрудников Свято-Сергиевского училища церковной педагогики — как это трудно» иерея Анатолия Гармаева)