Особенности предмета «Учение о семье и аскетика»

Другой предмет, который преподавал один год — это «Учение о семье и аскетика» для четвертого класса студентов. В этом году с пятым классом совместно. Его вел батюшка и потом передал мне. Первые полгода занятия шли полностью по его росписи, по заданию и выбранным темам в литературе. Другие полгода — уже с новым классом разрабатывал и составлял самостоятельно, исходя из опыта, по благословению батюшки. Конечно, данная разработка имеет лишь начальный, не совсем продуманный характер. Сам я еще слабо чувствую предмет в его цельности, полноте и замысле исполнения. Основная литература, которая использовалась — это «Культура семейных отношений» о. Анатолия, «Пропедевтика аскетики», «Что такое церковность» — книга преподобномученицы Марии Скобцовой, и документальный фильм о жизни старообрядцев в Сибири. Всего было девять тем в такой последовательности: «Значение семьи как малой Церкви», «Послушание в семье», «Три задачи супружества», «Апостольские благословения», «Таинство брака и семьи», «Аскетика как наука», «Три уровня общения», «Евангельский тип духовной жизни в семье», и — «Евангельские основания для семейной жизни как воцерковление жизненных призваний».

Характер урока был подобен урокам преподавания истории церковной педагогики, только больше времени было посвящено самостоятельной проработке студентами содержания под моим руководством и также вопросам из жизни по освоенному. Также были ресурсные круги, например: «Как я знаю аскетику в своей семейной жизни» — у кого из студентов своя семья уже есть, то писали про свою семью, а если нет, то из опыта жизни с родителями.

Ключевым моментом в освоении данного курса была итоговая работа. Было поставлено задание: проработать, внимательно читая и доводя до разума сердечного, Послания апостола Павла к колоссянам и коринфянам, а именно выбранные мною оттуда главы, найти и выписать стихи, которые являются обоснованием и фундаментом того или иного содержания данной темы предмета. И так по каждой теме, чтобы студенты еще раз нашли слова апостольские, где каждое слово истинно, на которых строится учение о семье. Для выполнения этого задания студенты должны были постепенно самостоятельно заполнять таблицу из трех колонок. В первой колонке они писали название темы по порядку изучения, во второй — ее основное содержание, которое находят самостоятельно. И третья — это уже главный труд — апостольские обоснования выделенному содержанию.

Здесь нужно, опираясь на правила чтения духовных книг, вникнуть и проработать предложенные Послания апостола Павла как первоисточник учения о семье, Духом Святым данного апостолу, являющегося частью учения Церкви. Замысел этой работы был в том, чтобы студенты прикоснулись к словам святого апостола и услышали силу и образ истинных оснований семейной жизни.

Например, Мария Тележникова так исполнила данную работу по теме «Послушание в семье». Она выделила основное содержание такое: первое — в семье послушание ближним проявляется в послушании слову ближнего, послушании действиям ближнего, послушании нраву ближнего. Одновременно послушание Церкви, живя семейно, — это послушание богослужебному кругу, послушание правилам Церкви и послушание людям в Церкви. И третий вид -послушание Духу Божьему в семейном укладе в молитве, личной аскетике, событиях жизни.

Степени труда над всеми видами послушания в их освоении. Первая степень — это послушание от знаний, или идеи что так правильно, что так надо. Вторая — это послушание, совершаемое от смирения и разумения писаний. «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь». (Притч. 22:6) И третья — это послушание от любви, духовной мудрости и простоты.

Апостольское обоснование этому содержанию она нашла такое: «Послание к Колоссянам», третья глава, стихи с 18 по 20, 22 стих и 4 глава, 2 стих, 3 глава, 12, 14 стихи: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу. … Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах (только) служа им как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. … Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. И так облекитесь как избранные Божии святые и возлюбленные в милосердие, в благость, в смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Подобным образом и далее ее работа выполнена.