Обращение к практике – жемчужина урока

Вот это обращение к практической стороне полученных знаний, если возможно на уроке, как драгоценные жемчужины урока, я всегда стараюсь записать.

Однажды такая тема была, как догматы Церкви. Догмат о Церкви — это такая уж, казалось бы, тема сухая, ну я, конечно, записывала, давала им под диктовку содержание записать. И потом обсуждался вопрос. Вдруг начинает говорить один из наших слушателей — это Олег Соловьев из Москвы. Он приехал к нам, и батюшка направил его быть на нашем уроке, тем более, это первые уроки учения о Церкви. И Олег начинает очень живо, для него так важно было услышанное, говорить нам о том опыте, с которым он встретился, будучи в Америке — опыт одной протестантской общины. А вопрос был: как протестанты понимают догмат о Церкви и как православные, в чем разница? Мы это обсуждали по работе священномученика Иллариона Троицкого, читали эту работу. И тут Олег рассказал случай, который был в американской протестантской общине, когда они тоже задались этим вопросом. И поскольку у них там есть возможность обратиться к первоисточникам, они проделали ту же работу, что и священномученик Илларион Троицкий: в истории посмотрев труды мужей апостольских средних веков, сопоставив все, пришли к тому, что стали проситься в православную Церковь всей общиной. Написали прошение.

Вы знаете, для нас его рассказ был таким существенным, что мы записали его на аудиокассету. После этого мне рассказывали те, кто отсутствовали на уроке, как они слушали эту кассету с большим интересом. Это так оживило наш урок. Проходя эту тему, я обязательно рассказываю об этом, но, к сожалению, вот аудиокассета не попала в руки, я все время думаю, как ее найти, чтобы использовать. Потому что основной недостаток уроков я вижу в том, что технические средства образования, широко применяемые в светском образовании, и у нас тоже необходимы — диски, видеодиски, аудиозаписи. Я редко включаю это, но ясно вижу назревшую необходимость этого. Все эти записи можно использовать отрывками или полностью. Причем, это свойственно всем наверное, преподавателям: все что слышишь на чтении, на обеде в общине из старца Паисия Святогорца, и я понимаю это же мне нужно для темы о догматике. И старец Паисий говорит о занятиях догматикой. Он четко и хорошо очень говорит, когда она будет полезна, а когда она будет неполезна.

Читаю книгу «Исповедую грех, батюшка», там говорится о браке. Когда мы говорим о таинстве брака, то кроме Евангелия, где говорится о вине прелюбодеяния, можно взять и этот источник. В 1918 году Поместный собор, а в 2000 году архиерейский собор нашей Русской православной Церкви дают перечень причин для развода.

И для того, чтобы углубить содержание, я это, конечно, должна иметь и на тот случай, когда студенты спросят про эти моменты. Студенты же разные, нужно видеть индивидуально каждого. Возьмем, например, Якова. Он очень сообразительный, быстро прочитывает, успевает все усвоить, ему как раз необходимо углубить содержание. Я думаю, как же будет, когда они все вернутся, часть из них опять в первый класс. Представляете, — они вернутся в первый класс, — и снова повторение, казалось бы, той же темы. Это благодатно конечно, — «Повторенье мать ученья»1. Но без углубления трудно обойтись. Поэтому у преподавателей нет определенного времени — вот урок и все. Постоянно думаешь над темами, обновлением тем, ну, а действия заключаются в том, чтобы знакомить с авторами. Бывает очень успешно. Например, Софию Турлюк когда она еще училась у нас, судьба священномученика Илариона так, видимо, ее душу тронула, особенно его труд «Христианства нет без Церкви», что она сказала: «Я его полюбила». Я говорю: «Ну как же ты можешь так говорить об Иларионе? Он — священномученик». Вот так он ей люб оказался из всех святых, что личностное обращение началось. И это конечно, порадовало. Ну вот, собственно, что такое жизненность в ходе урока.

Потом я попыталась урок, как дело устроенное, рассмотреть со стороны восьми уровней дела. И вижу, что недостатки могут быть, какими-то действиями преподавателя, в том или ином уровне, но они часто неосознанны, и не сознательно применяемые.

И поэтому прошу педсовет и, батюшка, Вас лично, чтобы мы собрались на занятие педсовета или на семинар для обобщения всего лучшего, ценного что есть и рассмотреть урок с точки зрения действия преподавателя в том или ином уровне, чтобы обогатиться этим опытом и сознательно его применять. Потому что я вижу, в практическом уровне иногда Господь подает такие случаи, вот эти жемчужинки, изюминки.

А на душевном уровне я момент единодушия, конечно, стараюсь держать с группой, чтобы друг друга понимали, слышали друг друга. Ведь «Душа душу знает, а сердце сердцу весть подает»2. И, конечно, приходится порой обращать внимание на сам ответ, не на содержание ответа, а что ты при этом делаешь. Как-то нужно мягко к этому вопросу первый класс подготовить.

А что ты делаешь при этом? Очень истрезвляет этот вопрос. И в общем без наших наработок училища, которые мы имеем в своих педагогических папках, очень трудно было бы и просто невозможно вести такие уроки догматического цикла. Это относится и к тому, как подводить итоги, потому что в конце каждого урока я подвожу итог. И когда бывают комбинированные уроки и раздел, например, таинства Церкви, заканчивается, то я предупреждаю каждый раз и говорю о том, что будет коротенькая письменная работа по этому разделу. Я всегда имею заготовочки вопросов, ношу с собой уже нарезанные листочки, чтобы раздать вопросы. Это организационная часть дела, которая необходима при подготовке урока.

Требования, которые, соответственно, выдвигаются тоже стараюсь исполнить. Например, чтобы были оценки в журнале, — этому тоже служит опрос. Проходят уроки, в основном, по этому типу.



1 И. Снегирев. Русские народные пословицы. М., 1848г., стр. 325.

2 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984г., стр. 239.