Иоанн Предтеча готовит наше сердце для подхода к Евангелию

Утарбаев Б.Х.:

— Все, что происходит на уроке, говорится и читается, должно быть дорого нам, поэтому не спешу говорить после чьего-либо слова, стараюсь, чтобы оно было для вас тоже действенно. На каждом уроке по-разному происходит. Есть иной поворот мысли. Вот задайте себе вопрос: при чтении этих строк не было ли в вас доли холодности к читаемым словам, к этому отрывку? Или, может быть, раньше, когда читали Евангелие, именно эти строки вы как-то быстро пробегали, именно то, что нам важно. Иоанн Предтеча оставляет себя в тени. Можете поднять руки, у кого так было?

Чтобы изучать Евангелие, надо чтобы человека кто-то подвел к нему, к Господу, кто-то предтек перед Ним. Это есть Иоанн Предтеча, который правильно устраивает наше сердце для подхода к Евангелию. Перед каждым из четырех Евангелий он возникает и сопровождает нас ко Господу. Хотя, когда мы его читаем, мы не всегда понимаем, о чем, как это, почему, и особой радости вроде не ощущаем, никакого восторга, никаких богословских ярких вещей мы не можем преподать друг другу, как-то увлекательно о нем сказать. И остается только тишина, а это пустыня. Вот Иоанн Предтеча и готовит нас к этому безмолвию, иначе к Евангелию не попасть. Я прошу вас прочитать еще Евангелие от Матфея, 3-ю главу, она короткая, и 4-ю до 11 стиха. Тем, кто еще не отвечал на тот же вопрос: есть ли какая потребность души в услышанном? Если есть, то в чем? Если нет, почему.

Аликбаев А. Б.:

— Сейчас душа как-то растеплилась, я услышал, как сатана искушал Господа. «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Для меня сейчас эти слова стали как-то ближе. Вот какое смирение у Господа. Ведь Сын Божий мог бы сатану одним дуновением уст Своих просто стереть с земли, а Он ему отвечает кротко и смиренно.

Воротникова Н. П.:

— Внутреннее состояние Иоанна Крестителя давало ему право обращаться к народу. Какая сила в нем была! Он согласился с труднейшими обстоятельствами своей жизни. Он жил в пустыне, он не требовал себе ничего материального, а жил своим, даже не своим, а тем, что Бог ему благословил. И вот это дало ему право обратиться к людям, но не дерзая на то, что было в руках Бога, как Творца. Он действовал только материальными предметами… Вода — вещество материальное. Здесь и сказано, что он крестил водою и подчеркивал, что Бог будет крестить Духом Святым, т. е. это Божье право — послать Духа Святого, кому Он изволит это сделать. В подтверждение этому слово Христа о том, что не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих, т. е. не только материальным будет жить человек, а именно словом, которое исходит от Бога. Вот как Бог благословит, так и будет. И человек не может от Бога требовать: вот, я сейчас хочу этого, значит, я буду это делать. Бог Сам решает это. Только Бог вправе решить, как это сделать. И до этого состояния, конечно, Иоанн Креститель дошел именно благодаря тому, что он согласился жить вот так, как Бог его благословил — в пустыне, перенося все лишения, утесняя свою душу в согласии с Божьею волею. Только тогда Бог благословил ему это право.

Я из этого вывела, что не имею права диктовать Богу свои желания, хотения, свои планы, т. е. если я что-то делаю самовольно, то Бог отступает от меня, Он разрешает мне это делать, но благословения Божьего в этом нет. Я могу распоряжаться материальными вещами, но не обладаю Божьей силой, Духом Святым, Который исходит только от Бога. И мое произвольное действие Бог мне попускает, но оно к добру не приводит. Если коротко говорить, то это дерзость против Бога. Согласие Иоанна Крестителя со всеми обстоятельствами, в которых он прожил много лет, дало ему смирение перед Богом. Он упражнялся в нем много лет. Его жизнь мне говорит о том, что все мои обстоятельства, которые приходят извне, являются теми Божьими способами поставить меня в согласие с Богом. Т. е. это этап, можно сказать, даже не начальный, он предначальный с целью ввести меня в смирение. Потому что пока человек не входит в смирение, он не может быть орудием Божиим.

Аликбаев А. Б.:

— Вот 3 глава от Матфея, 11 стих: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; („Идущий“ с большой буквы — имеется в виду Господь) — я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». И потом еще в 14 стихе: «Иоанн же удерживал Его (Господа) и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?».

Воротникова Н. П.:

— Еще в 15 стихе: «Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Иоанн Креститель соглашается тут же: «Тогда Иоанн допускает его».