Изучение Евангелия есть принятие его верой

Утарбаев Б. Х.:

— Да, эти места говорят о его открытой нищете, так не говорил никто до него. Так близко Бога никто не чувствовал. Есть место, где он даже называется именем определенным. У Матфея давайте посмотрим, гл. 3, 3. Это слова Исаии: «Сей бо есть реченный Исаием пророком, глаголющим: глас вопиющаго в пустыни — уготовайте путь Господень, правы творите стези Его». «Глас вопиющаго в пустыни» — прислушайтесь к этим словам.

О чем эти главы? Там говорится сразу о двух Таинствах: Таинстве покаяния и Таинстве Крещения.

Первое таинство вводит человека в Церковь. Мое крещение произошло также без покаяния. Т. е. Иоанна Предтечи у меня, так сказать, не было. А Евангелие, все, что связано с Господом, свет, батюшка эту тему затронул. А как можно увидеть свет, когда у тебя глаза закрыты, когда ты спишь, ты духовно не пробужден. И Предтеча готовит к открытию этого света, к слышанию гласа, к покаянию. Батюшка много рассказывал о том, что пред пришествием Христа все культуры пришли в упадок — римская, греческая и еврейская. И как пустыня образовалась. Пустыню можно толковать с двух сторон: с одной, — это тишина от страстей, а с другой, — это отсутствие света. И если мы придем в эту тишину и осознаем эту скудость, то можем услышать тот глас, который вопиет в пустыне. Если мы не узнаем пустыни, то и гласа мы можем не услышать. А следовательно, и все Евангелие можем не так понять.

Сейчас со студентами мы читаем много материалов. Начало я прочту, а остальное прочитаете вы сами.

Евангелие — слово греческое, в переводе на русский язык означает «Благая весть». Благая весть — как это понимать? Где-нибудь далеко-далеко, на негостеприимной чужбине, быть может, в суровом вражеском плену томится дорогой вам человек. Вы ничего о нем не знаете — пропал, как в воду канул. Где он, что с ним, жив ли, здоров, быть может, обнищал. А кругом холодные, равнодушные чужие люди. Томится сердце, тоскует. Хоть бы одно слово — жив или нет, никто не знает, никто не скажет. Какая тоска! Господи, пошли весточку.

И вот в один прекрасный день стучатся в дверь. Кто там? Почтальон принес письмо. От кого? Боже правый! Неужели? — Да-да! Знакомый милый почерк, неправильные крупные буквы — его почерк, весточка от него. Что он пишет? Вы торопливо разрываете конверт и читаете с замиранием сердца — слава Богу, все хорошо! Он жив, здоров, всем обеспечен, собирается приехать на родину. Сердце наполняется благодарной радостью: Господи, как Ты милостив, Ты не забыл, Ты не оставил, Ты не отверг убогой молитвы. Как благодарить Тебя, Создатель! Таково впечатление о благой вести.

Но в личной жизни это выглядит сравнительно слабо. Почему же Евангелие называется Евангелием? Почему оно является Благою вестью? Это — весточка из потустороннего мира на грешную землю, весть от Бога страдающему, томящемуся во грехе человеку, весть о возможности возрождения к новой, чистой жизни, весть о светлом счастье и радости будущего, весть о том, что все уже для этого сделано, что Господь отдал за нас Своего Сына.

Обращу ваше внимание на слова, о том, что все уже для этого сделано, что Господь отдал за нас Своего Сына — вот суть этой вести. Человек так долго, так страстно, так тоскливо ждал ее.

Я скажу немного о том, как тяжело жили люди до прихода Спасителя, как они томились и напряженно ждали весточку, которая указала бы им новый, светлый путь и выход из грязного болота страстей, в котором они барахтались, и вы поймете, почему такой восторженной радостью они встретили эту весть, почему назвали ее благой, и почему для человека не было и не могло быть более радостной, более благой вести, чем Евангелие.

Весь мир перед тем, когда должен был прийти Спаситель, стонал в железных тисках римского государства. Святитель пишет, что весь этот мир можно назвать одним Римом. И потом характеризует жизнь всех слоев его жителей. Никто счастья не имел.

Богатые устали от развлечений — меняли на пирах по 30 блюд, а насытившись, хотели дальше наслаждаться, поэтому принимали рвотное и снова ели для того, чтобы почувствовать счастье — тупик полнейший. Средние слои изо всех сил стремились к богатству, а низший слой общества, трудяги, в жажде развлечений приходили на зрелища, и иной раз попадали на съедение хищникам, т. к. богатым надоело смотреть на арене только на рабов. Греческая наука пришла в упадок.

А что касается избранного народа Израильского, то именно у него грехов было больше всех. Святитель описывает, как они отошли от Бога и подкрепляет это словами ветхозаветных пророчеств — насколько они отойдут от Бога. Действительно, это произошло. Ни в одном не было правды. В этот момент и пришел Господь на землю (Святитель Василий Кинешемский свидетельствует об этом).

Прошу вас теперь прочесть страницы 18–20. Кто уже прочитал, вспомните эти слова: «Глас вопиющаго в пустыни». Такая сейчас пятиминутная самостоятельная работа. Пока вы начните, а кто еще читает, потом включится. Напишите, кто для вас Иоанн Предтеча исторически и как личность, и прообраз вашей души, — потому что все человечество — это как один человек. Мы с Александром Борисовичем поделимся тем, что мы написали, может быть, кому-то захочется добавить от себя.

Иванов Р. Н.:

— Для меня Иоанн Предтеча исторический пример нестяжательства, нищеты духа во времена роскоши и алчности. Как личность — пророк, и пророк последний перед Христом, Предтеча Христа Бога, Который встретил его в новой жизни. Как прообраз в моей душе — это то, что через покаяние и очищение от грехов происходит приготовление ко встрече Господа.

Прот. А. Гармаев:

— Я хотел подчеркнуть историческое. Он, отвергшийся всего земного в себе, чтобы быть с небесным, т. е. с Духом Святым и, в Духе пребывая, ждать от Него, Духа Божьего, указания и служения, чтобы приготовить народ к Господу, дабы узнать Того, Кого ожидаем.

Как личность для меня он — зов пустыни и одновременно призыв к покаянию. Пустыня — это такие условия жизни, которые не поддерживают похоти, в них нет развлечения и праздности. Это такой характер жизни, когда дух постоянно устремлен горе. Он зовет в такую пустыню, к такому образу жизни.

Одновременное желание следовать за ним в пустыню и невозможность этого из-за привязанности к привычной жизни становятся причиной скорби, что я таков. И тогда душа испытывает потребность покаяния, причина которому открывается как раз в этом желании пустыни, а в самой пустыне пребывания с Духом Божиим.

Иоанна Предтечу Дух Божий всегда сопровождал, поэтому, дабы сохранить свои отношения с Ним и быть в Нем, он избирает нищету и находит те условия жизни, в которых он бы это сохранил.

Я же, получается, ищу этих условий жизни для того, чтобы усилить, умножить в себе до хотя бы едва слышной явственности присутствие Самого Святаго Духа, хочется искать условий, в которых не будет шума здешней жизни, и в отсутствии этого страстного шума будет слышно, хотя и слабо, присутствие Духа Святаго.

Иванов Р. Н.:

— Призыв к покаянию, к необходимости делания, без которого невозможна встреча с Господом и приближение к Царству Небесному — это то внутреннее делание, которое обличает фарисеев. Внешняя принадлежность к Авраамову роду ничего не дает, должно быть покаяние.