Жизненные призвания

Утарбаев Б. Х.:

— Братья и сестры, время закончилось. Спаси Господи за труды. Эта групповая работа была уже на втором уроке, я ее включил, потому что мы сократили чтение, а оно занимает большое время. Как раз примерно полтора часа прошло. На втором уроке после такой серьезной работы я обратился к более глубокому толкованию блаженного Феофилакта. Он раскрывает моменты исторического понимания Иоанна Предтечи. Может быть, для этого прочитаете еще главу от Иоанна.

И теперь о самих уроках еще прочитаю сам. Это был вводный урок в Евангелие. Честный отче, братья и сестры, теперь, я думаю, все готовы к изучению самого Евангелия. Это не просто книга — это свет, который можно черпать ежечасно. Иной раз воспоминание какого-либо слова, заповеди может тебя просветить и развернуть совсем в другую сторону.

Как я готовлюсь к уроку? Самое главное — определить, что Бог хочет от меня в преподавании, чего я хочу достичь этим уроком и что нужно обрести подопечным от этого урока, учитывая физический и духовный возраст каждого.

Сейчас я прихожу к тому, что лучше за полтора часа разобраться в чем-нибудь одном. Например, на прошлой неделе мы два урока вглядывались в личность Иоанна Предтечи: каков он, что мы обретаем, прикасаясь к его жизни? Содержания были разные, но все они рассматривали один предмет с разных сторон. Плодом такого подхода было запечатление в сердце личности Предтечи, его роли в Церкви, истории, в моей жизни.

А до урока эти строки Евангелия прочитывались второпях. Это был пробел в сознании. Урок же с массой разного содержания, с обращением от одного предмета к другому, третьему, я думаю, принесет меньшую пользу, даст меньше плодов. Он может быть увлекательным, и провести его можно ярко, но все будет на уровне эмоций. Хотя иногда удается именно в оборотах от глубины к глубине обрести новые знания для себя, новый взгляд на вещи, на жизнь, на себя.

В уроке я применяю разные методы семинара: групповая работа; ресурсный круг; лекция; самостоятельная работа; работа с дневником; Иисусова молитва; беседы со студентами, в том числе вопросно-ответные; чтение содержания вслух, самостоятельно про себя; подведение итогов; проверка пройденного материала; прослушивание аудио- и видеоматериалов.

На дом задаю практические домашние задания, например, искать Христа и увидеть Его в ближних своих, в их поступках или в Промысле. Потом задание проверяется.

Способ изучения каждого предмета свой, так как существо каждого предмета и его предназначение по-своему служит человеку и его спасению. Но «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». (Притч. 19:21) Например, изучение Евангелия есть принятие его верою. Вся остальная методика — лишь вспомогательное средство — помочь принять его верою, уверовать во Христа и поверить Христу. Методика преподавания жизненных призваний основана на общении студентов — будущих или настоящих супругов, родителей, детей, граждан. Обращаюсь к личности, восстанавливая образ любви, ведь ко мне приходят не просто студенты с голой душой, но сыновья и будущие отцы семейств. Тогда ясно, как общаться. В этом предмете основная канва — это уже чисто методическое — блочное чтение Иоанна Златоуста с работой над вопросами между этими блоками. Работа также проходит в разной форме.

Я сейчас вам раздам разные титлы уроков и буду дальше читать. Это — «Жизненные призвания». Первый урок — вводный, далее второй урок, третий урок. А это не урок, а тема. Сейчас она пересмотрена. Пятый, шестой уроки — я думаю, особенно интересны, как итоговая работа. Это основополагающие темы призвания.

Предмет «Жизненные призвания» в свете Священного Писания раскрывает жизненные силы человека, показывает поступки ветхозаветных праведников, как образ исполнения праведности семейных и гражданский призваний в человеке. Данный предмет необходим для всех педагогических специальностей, а также для всех, кто устраивает семью и Отечество. Он нужен педагогам и воспитателям для распознания в подопечных данных Богом сил и способностей.

Думаю, это наиболее последовательные уроки, потому что здесь, в основном, содержание, а меньше содержания, больше вопросов, возникает интерес.

Вот итоговая работа, это уже как отдельная тема, называется «Жизненные призвания в свете», тема — «Единство призваний в человеке», их правдивость и полнота исполнений. Нужно письменно ответить на вопрос: как призвание христианина дает полноту и правдивость жизненных призваний? Этот вопрос задается, конечно, после пройденного курса. Какая христианская добродетель помогает исполнить любое жизненное призвание, сохраняет деятельную любовь к супругу, чадам, согражданам, к отцу и братьям в испытаниях и становится характером человека? Другими словами, что общего в деятельной любви, в поступках и расположениях к ближнему у отца (матери), мужа (жены), сына (дочери) и гражданина? По ответам на эти вопросы видно, насколько усвоен материал.

Все от жизни нашей, от проповедей, в них ведь звучат вопросы: чем Сара как жена угодна Богу? Это же и есть христианское призвание — жена, угодная Богу. Почему ее служанка была неугодна Богу, в каких действиях. Третий вопрос. Какая особенность: нравственная красота, деятельная любовь присуща только этому призванию, только его образу любви? К примеру, Сара так повела себя по отношению к мужу, потому что хотела, чтобы ради Бога родился сын, она, скажем так, сделала глупость, но она по любви это сделала. Или красота образа Моисея. Исаак — пошел даже под нож, как сын. Ответы давайте, пользуясь трудами Иоанна Златоуста о раскрытии жизненных призваний, его беседами о Иосифе и его братьях, об Аврааме и Саре, о праведной Анне, а также лекциями о призвании Моисея Дмитрия Владимировича Щедровицкого, и еще выдержками из доклада о. Анатолия на Августовском педсовете «Существо жизненных призваний».

Примечание к заданию 1. Можно отвечать последовательно, вопрос за вопросом, можно, начав отвечать на один из них, одновременно найти ответы и на другие вопросы, и таким образом одним ответом ответить на все вопросы. Как вам удобно.

Второе задание. Кратко, одним-двумя предложениями ответьте на ряд вопросов, касающихся взаимоотношения призваний. Это по теме «Единство призваний в человеке, их правдивость и полнота исполнения». Я сейчас прочитаю с паузами эти вопросы, а вы просто вникните в них.

Сыновство — основание всех других призваний. Почему? Какое качество сыновства вам сейчас помогает обращаться с ближними?

Как сыновство влияет на супружество? Т. е. это не призвания двух разных человек, а все в одном человеке — сыновство, супружество, когда сын станет или стал супругом.

На этот вопрос у нас на семинаре кто-то сказал Николаю:

— Ты кто на кухне?

— Он говорит: «Не знаю, брат».

— А почему не отец?

Что супружество дает матери и отцу?

Что родительство дает супружеству, твое родительство твоему супружеству? Ведь оно другим становится после того, как появляются дети.

Что супружество дает сыновству? Тому сыновству, которое у тебя было.

Что гражданство дает сыновству? Как гражданство влияет на родительство? Как родительство влияет на гражданство?

Во всех вопросах подразумевается влияние не людей друг на друга, а двух разных призваний в одном человеке. Вопросы глубокие и жизненно важные. Ответьте на них, как можете, поразмышляйте над ними. Оцениваться они не будут, нужны в работе только личные ответы на них. Я считаю это важным.

Еще есть вводный урок, его тема: «Реальность жизненных призваний». Потому что иногда приходится объяснять, что это не просто для того, чтобы люди не набивали оскомину на словах «жизненные призвания». Я сам лично в свое время ее набил. А потом раскрыл, что это — реальность человека.

Разъяснение цели и плода курса — первое.

Второе: прочитать статью о. Анатолия (распечатка № 1), найти в тексте слова, которые говорят об искажении жизненных призваний, соотнести их со своей жизнью, поделиться друг с другом.

Найти в тексте слова, говорящие о заключенности в любовь Божию. Ответить на вопросы:

  1. Как ты чувствуешь, что заключен в любовь Божию?
  2. Влияют ли грехи твои на заключенность в любовь?
  3. С грехами ли заключает тебя Господь в Свою любовь?
  4. Если ты не разделен с грехом, тогда что для Господа есть заключить тебя в свою любовь? Не страдание ли на кресте?
  5. Есть ли у вас кто-нибудь, кого бы вы включили в свою любовь со всеми его недостатками, грехами и долготерпели бы его? — поделитесь.
  6. Вольно сами его понесли, как Господь волею распялся за нас, хотя не был обязан, только ради нас, чтобы мы жили, а не умерли — так ли вы терпите?

Далее разъяснение: когда кто терпит кого, тот не замечает. Так и мы не замечаем, как Господь долготерпит нас. Нам важно ответить на это долготерпение встречной любовью. Как пример, вспомните детское поселение: вы воспитатель за столом, сидите с семейкой и проявляете заботу о каждом и обо всех, какие бы они ни были — это и есть заключенность в вашу любовь.

Существо жизненных призваний — любовь к близким по образу любви Божией к нам.

Найти в тексте место, где говорится о труде над духом. Соотнесите со своей жизнью: насколько у вас пробудилась потребность к этому труду? Как вы понимаете, зачем вам он нужен, что вы видите в своем духе?

Сделайте выводы из прочитанного. Жизненные призвания — это любовь к конкретному ближнему. Должно любить тех, кого ты призван любить, а не только себя, и развиваться в любви и призвании, а не в самолюбии.

Батюшка об абсолюте говорит, что это два свойства духа — абсолют и стремление к совершенству и любовь. Так вот, развиваться нужно в любви и призвании, а не в самолюбии, чтобы не стать совершенным абсолютом.

Еще немного о Евангелии. Главная цель изучения Евангелия — уверовать во Христа и Его царство. Этим заложить основание, которым является Иисус Христос в твоей жизни, на этом основании ее строить. Тогда признаками исполнения цели будут: внешнее — исполнение дел веры, а внутреннее — потребность в Боге.

Прот. А. Гармаев:

— Сейчас в режиме экспертного совета уясняем правдивость и подлинность урока в его ходе, намерениях и самом пребывании Бориса на уроке. Чтобы это в итоге стало и Борису полезно, и нам яснее в смысле общих подходов к уроку и вообще принятого у нас в училище образа служения преподавателя.

Утарбаев Б. Х.:

— Предмет Евангелия должен исполнить свою главную функцию — благовестия. Студенты должны непосредственно на уроках соприкасаться с Евангелием, читать и слышать его. Все остальные разъяснения — потом. Предмет Евангелия преподает Сам Господь, и поэтому первое место надо дать Ему. Здесь может произойти самое важное и самое нужное — Господь тронет сердце студента благодатью, и он уверует.

Вся последующая методика нужна лишь для закрепления, для проверки, — как услышал, для помощи, чтобы распознать услышанное в жизни и начать этим жить и трудиться над поступком и сохранением веры, т. е. над молитвой.

При чтении Евангелия всегда что-то происходит с сердцем человека? либо оно откликается, либо утешается, либо раздражается, либо сокрушается. Это потому что Евангелие имеет силу воздействия на человека. С другой стороны, почти никто не имеет навыка разуметь, что произошло после прочитанного, и здесь надо помочь.

Эта и есть наша преподавательская задача — помочь услышать силу Евангельских слов, действующих на нас, и через это помочь обрести живые отношения со Христом, обрести веру в Него и поверить Ему, Его словам, Его учению, Его обетованию. Помощь заключается в правильно заданных вопросах на разумение и уразумение с разъяснением неясных мест, с возможным использованием дополнительного материала, жизненных примеров.

Результатом должно стать ясное разумение того, о чем прочитал, распознание этого в себе, в жизни, в людях. Причем, распознанное должно остаться в области веры, а не просто знаний. Например, как девятый пункт Символа веры: верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Мы все много знаем о Церкви. Более того, мы реально в ней состоим и в этом убеждены. Но в Церковь можно войти только тогда, когда в нее уверуешь и останешься в вере, а не в знании о церковной организации, иерархии и так далее. Церковь — это не область знаний и убеждений, это область веры, живой и действующей. Историческую часть надо давать позже, не ставя на ней акценты.