Отношение к методам ведения урока

Прот. А. Гармаев:

— Перейдем ко второй ступени — отношение, т. е. как вы оцениваете это все? Каждый пусть скажет свое мнение.

Аликбаев А. Б.:

Евангелие от Матфея коснулось души, не ума, а именно души. Вот это я беру себе в служение. И очень еще мне понравилось то, что ты, Борис, задаешь задание на дом, учишь студентов записывать в тетрадь именно с толкованием то, что открылось в сердце. Я отметил для себя это как действие, на которое нужно опираться. Я задавал читать толкование на Святое Евангелие, каким-то образом еще размышлять над этим, но сейчас понял, что нужно главное еще и в тетрадь выписывать. Вижу, что это воспитывает веру и потребность в Боге на самом деле. Спаси Господи.

Гладкова Л. Г.:

— Мне понравились в предмете «Жизненные призвания» вопросы на соотношение этих жизненных призваний между собой, очень точные вопросы: что в супружестве от родительства, и что в родительстве от супружества. Такие размышления углубляют видение предмета, очень оживляют урок и доводят до конкретности. Эти вопросы точно и хорошо сформулированы, они очень нужны и ценны и, говоря о жизненных призваниях, их нужно применять. И еще я обратила внимание, что в предмете «Евангелие» центральная тема — искупление. Восхождение к этой теме не посвящается теме учения о благодати — там есть границы Богопознания, но уже этого касаются, это будет центральный блок во втором классе. А учение о благодати — третий, и там можно будет опираться на то, что вы говорите, это очень ценно. Сейчас мне вспомнился один момент семинара — это яркий образ Елены Ураловны, которая радовалась, что она теперь видит искупление, т. е. спасение от греха, проклятия и смерти.

Как-то прочитали мы у епископа Иллариона Алфеева о том, что в восточно-христианской традиции есть синоним — «гибель»: спасаемся, потому что гибнем, и есть синоним «обожение». И вот это так нас вдохновило и обрадовало. Поэтому, то что темы догмата искупления, обожения теперь есть у вас во втором классе — это очень хорошо. Я хочу об этом в третьем классе еще говорить, потому что это радует людей. Синоним «обожение» — это начало, а дальше-то идет тема обожения — вот эта межпредметная связь меня очень радует.

Воротникова Н. П.:

— Я обратила внимание на Промысел Божий, потому что перед тем, как я пришла на это занятие, я как раз читала Евангелие от Матфея, 4 главу, где Христос был возведен в пустыню. Обратила особое внимание на слова, что не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. И размышляла над этими словами: хлебом ясно как жить, а вот как это — словом Божиим? И вот, размышляя, пришла сюда, где говорилось о том, что Иоанн Креститель крестил водою, а Бог будет крестить Духом Святым Я получила ответ, над чем размышляла. Первое, — обращаясь к Богу, на этом занятии увидела, что Он ответил, возможно, в той мере, в какой я могу принять. Второе, — я услышала очень большое содержание. Это очень хорошо, но большое содержание входит в сферу знаний. Там есть структура, есть схемы, есть определенная логика следования. А вот когда приходит опыт — он находится глубже, нельзя его втиснуть в схему. Но только опытом преподаватель может слышать, происходит ли что-то в студенте. Эту опытную часть нельзя описать, ее можно только услышать. Причем опыт настолько многообразен, что в каждом человеке он по-другому как-то раскрывается. Это очень важно.

Прот. А. Гармаев:

— Т. е. не всегда можно назвать и вывести признак?

Воротникова Н. П.:

— Да, наблюдая за человеком, ближним своим или учащимся, собираю этот опыт по крупицам — есть ли там внутреннее развитие, есть ли там у него глубинное чувство внешнего мира, чувство другого человека. Это очень важно, особенно на занятиях с детьми, со студентами, с ближними.

Еще один момент. Я услышала мнение, что Евангелие может стать учебником. Вот это меня как-то внутренне возмутило. Не хочу этого слышать. Недавно я прочитала у митрополита Вениамина Федченкова, где он рассказывает о своей учебе в семинарии и в академии. Там он обращает внимание на то, чтобы преподаватели предмет евангелия преподносили студентам именно так, чтобы они относились к нему как к учебнику. Но в тот период, когда он учился, об этом не задумывался. А уже после учебы он пришел к выводу, что это, оказывается, очень плохо, что у студентов не было благоговения к слову Божию, они к нему относились именно как к учебнику. И дальше он советует своим духовным чадам: относитесь к Евангелию как к слову Самого Бога. Учебник — это очень опасно. Это он вывел из своего опыта.

Иванов Р. Н.:

— Я увидел смелый и ответственный подход к предмету, направленный на то, чтобы была живая встреча, пробуждение и вера в Господа и в Царство Небесное. И, исходя из этого, выстроен курс. Не как обычно в семинариях, когда берется исторический ход событий по четырем евангелистам, синхронизируется, и во многом происходит выхолащивание. А Евангелие же самый глубокий предмет, и его важно правильно преподать. Борис Хайдарович ставит очень глубокие, ответственные задачи, как они выполняются, надо посмотреть, но сам такой подход правильный, — чтобы преподавание вводило в живую церковную жизнь и отношения с Господом, а не просто происходило заучивание исторических событий, связанных со Христом.