Практическое значение курса

Важнейшим этапом в освоении пройденного курса истории педагогики была самостоятельная итоговая работа. Экзаменов не было, а была итоговая работа. В ходе ее студенты письменно с максимальной полнотой и подробностью должны были ответить на такие вопросы и задания: что из полученных знаний по истории педагогики по каждой теме, а) знакомо по моему опыту отношений с детьми; б) видел, как это делали другие — описать; в) теперь вижу в возможной жизненной ситуации с детьми, где данные знания можно и нужно применять. Такие вопросы были задуманы для того, чтобы еще раз проработать изученные темы в свете задач студенческой практики взаимоотношений с детьми на уроке, в праздники, в поселении, просто в укладе жизни, как реальных педагогов.

Те студенты, кто ответственно потрудился, порадовал хорошими работами, надеюсь, прошли курс не бесплодно для будущей жизни. Например, вот отрывок из работы Надежды Павловой. Она пишет: «В теме „Ветхозаветное учение о воспитании“ описывается, что в ветхозаветное время семья была основой воспитания и обучения — такая форма хранила живую веру. А жизнь шла без отрыва от жизненных призваний.

Пример такого воспитания вижу в семье Поповых. Матушка Людмила сама занимается с детьми, приглашает учителей, что, как мне кажется, очень хорошо отражается на детях, так как они не вырываются из уклада семьи, и у них закладываются основы нравственного и духовного. „Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда состареет“. (Притч. 22:6) Они не попадают на полдня или весь день в школу, где действуют мирские законы. Дети еще не вполне способны распознавать тонкие сети зла. Они, таким образом, в какой-то степени ограждены от учителей и от других детей самого разного уровня воспитания до того, как они окрепли и стали духовно зрелыми в атмосфере семьи и любви. Если у меня будет семья, я бы тоже не хотела отдавать детей ни в детский сад, ни в школу, чтобы дети воспитывались в семье. У каждого ребенка Поповых есть расписание уроков, свое послушание по дому, по огороду, дежурство по трапезной, уборка. Когда старшие дети на уроках, младшие занимаются чем-то по дому, помогают родителям. Очень важно, что родители приучают детей делать все с молитвой, с благословения родительского и по послушанию». Это по первой теме. Потом она дальше пишет ответы, как можно применять опыт, как она наблюдала опыт других людей, что ей знакомо по опыту.