Главное время в преподавании предметов - освоение церковного уклада

Особый момент, который мне хотелось бы осветить, на что опирается предметный курс, — это характер пребывания в укладе училища студентов, преподавателей и всех сотрудников. Я исхожу из того, что на занятие, на конкретный урок любого предмета приходят люди, в своих жизненных путях выделившие данный промежуток времени, три года или пять лет, на сугубое освоение церковной жизни. Это их личное решение, их личный выбор. А «Церковное стяжание — Божье».1 И свое время, свои силы и возможности они отдают училищу в полное руководство, доверяя себя составу преподавателей и священников, которые становятся в этот период их руководителями и наставниками по жизни. Отсюда и наша естественная сугубая ответственность перед этими людьми.

В государственных учебных заведениях преподавательский состав более ориентирован на выполнение требований государства и государственной нужды. Являясь служителями своего общества, они выполняют государственный заказ.

Для меня задачи училища с самого начала имели ориентацию более на реальную нужду приходящих студентов. Они собою являют, так скажем, частичку церковного тела, церковного организма, которая входит своей жизнью в жизнь училища.

С другой стороны, есть и ответственность перед Церковью как имеющей конкретную нужду до сегодняшнего дня. Прежде всего, в священниках, затем в педагогах и катехизаторах. А с нынешнего года ясно поставлены задачи по подготовке кадров катехизаторов и педагогов, которые в основном ложатся именно на среднее учебное звено, а подготовка священнослужителей передана церковным священноначалием семинариям, высшим учебным заведениям. Тем не менее, мне думается, что качественная подготовка священства в семинариях невозможна без предварительного их воцерковления, а значит, освоения собственно церковного уклада. Как говорится: «Не торопись, сперва Богу помолись».2 И поэтому оптимально было бы, как я предлагал в своих записках по реформе духовного образования, чтобы значительная часть будущих студентов семинарий прошла освоение церковного уклада в специальном учебном заведении, где этому посвящено специальное время, и на это положены все силы, устроен сам процесс этого освоения. При таком образе и опыте церковной жизни будущий семинарист, вступая в условия семинарского обучения, уже знает, как применить обширную теорию, которую он там будет получать.