Сообразование - сознание, самосознание, уразумение

Сообразование — это потребность сообразования своей жизни с жизнью божественно устроенных людей, лучших в смысле нравственном, а Божественно устроенных в смысле духовном. Эта потребность есть в каждом человеке, поначалу она выступает как нравственная потребность, а при призывании в церковную жизнь она становится потребностью уже духовного сообразования с людьми по-Божьи устроенными, от Бога облагодатствованными. Тогда собственно познавательная активность студента становится частью сообразовательной и подвигается именно сообразовательной потребностью. Сохранить это единство сообразовательно-познавательного действия — это тоже задача на уроке.

Сам процесс так происходит: если человек жив сообразованием, то ему необходимо осваивать и разумение или сознание, и самосознание — разумение себя и разумение своей жизни.

И второй процесс — это уразумение, т. е. освоение, вернее восстановление знаний, как пережитых в опыте кем-то и когда то, или как знаний, данных человеку как откровение Божественное. И тогда уразумение обращается к знаниям, предчувствуя и предвидя практическую реальность, которая скрыта за этим знанием. Эту практическую реальность человек должен пережить в своей жизни, сначала встретившись со знаниями, затем он по жизни располагается вниманием к тем обстоятельствам и событиям, в которых он это знание переживет опытно.

И дастся это ему независимо от него самого тем дыханием Божьим, которым Господь сопровождает жизнь каждого человека или тем движением нравственным, которое по Божественному, опять же, замыслу дано человеку иметь в себе от нравственного своего задела. И, пережив это опытно, снова вернуться к этому знанию и открыть его уже в свете своего опыта, перечитать и снова для себя услышать. И вот этот третий акт возвращения знания и узнавания его через свой опыт, или наполнение его своим опытом и есть, собственно, первичный акт уразумения.

При этом мы видим, что этот процесс имеет спиралевидный характер. Первый виток спирали имеет три действия: встреча со знанием, затем опыт и из опыта снова встреча с этим знанием, возвращение к этому знанию, или наполнение его опытом. Таких витков спирали по отношению к данному знанию человек может за свою жизнь пройти несколько.

Относительно Евангелия все подвижники церковные проходили множество таких витков. Например, преподобный Серафим Саровский за неделю заново прочитывал все четыре Евангелия, и получается, что возвращение к евангельскому знанию у него происходило каждую неделю и при этом пополнялось, может быть, крошечным, но опытом, который был пережит за это время, и которым освещалось следующее чтение Евангелия.

К богословским учениям или к учениям Церкви большинство людей практически не возвращается, и в этом, мне думается, беда, а где-то даже и трагедия человека и в целом Церкви.