Три вида уроков

Из чего, собственно говоря, выстраивается урок?

Уроки, которые мне доводилось и доводится проводить, трех видов.

Один вид, который я сейчас больше всего использую, — это содержательно-укладный урок, где центральное внимание уделяется содержанию, но преподается оно в условиях уклада, моего живого обращения к церковному бытию студентов, к их ревности духовной и нравственной и в целом церковной ревности. При этом каких-то специальных действий по освоению уклада не производится. Единственно, практикуются ответы на вопросы, — когда из живой ревности студенты спрашивают, я отвечаю, поддерживая их ревность.

Второй вид урока — где присутствуют отдельные элементы сообразования, уразумения и разумения. Эти элементы идут в начале урока как присоединение к предыдущей теме, затем, как присоединение к церковному бытию, из которого они пришли на урок, но которое происходит за пределами урока, как присоединение к их профессиональным практикам. Здесь задаются вопросы по разумению своей жизни и вопросы, обращенные к материалу предыдущих уроков, к разумению их, к разумению жизни с их помощью, и главное — к уразумению самих этих материалов из опыта своей жизни. Такие вопросы у нас, к счастью, разработаны в период, когда весь педсовет и я, в особенности, специально работали над этими двумя процессами — разумением и уразумением, и в этой нашей книге личностного развития все эти вопросы в большом объеме содержатся, и применение их в те или иные моменты урока позволяет не только иметь содержание на уроке, но и эти три действия — сообразование, уразумение и разумение.

И третий вид урока — это урок, опирающийся на замысел, — наиболее сложный по структуре урок, наиболее трудоемкий по подготовке, но наиболее продуктивный по результатам и по плодам. Таких уроков, к сожалению, я сейчас, практически, уже не провожу, они требуют от меня большого напряжения и работы над ними, но просто скажу, что были такие годы, когда я сугубо работал над такими уроками, где центральным оказывается пережитый на уроке опыт, который сугубо организован. Это опыт сообразования, либо разумения, либо уразумения. При этом, если во втором типе урока могут присутствовать одновременно действия всех трех движений, то на уроке, опирающемся на замысел, в переживаемый опыт ставится только что-то одно из них, остальное может содействовать этому, но в основе лежит опыт чего-то одного-либо сообразования, либо разумения, либо уразумения.