Что можно взять в свою преподавательскую деятельность или в свое служение

Иванов Р. Н.:

— Мне больше свойственно и легче работать над содержанием, с которым обращаюсь к присутствующим на уроке. Нужно слышать их теперешнее состояние, к чему они в жизни готовятся, т. е. обращаться к их будущим призваниям: семейным, гражданским, чтобы они оживали, как чада Церкви и брали не просто содержание, но через это содержание, через какие-то действенные уроки обретались в живой организм уже на уроке и далее, после него, тем самым пробуждались в ревности. Вот что я бы взял для своих уроков.

Гладкова Л. Г.:

— Я старалась опираться в своих уроках на потребность учиться, как Богом данную потребность в человеке, но сейчас ясно вижу, что она исходит из потребности сообразования и надо теперь сделать акцент на более глубокие причины. Сообразование воспитывается из личных традиций, но я как-то старалась не очень туда углубляться, к сожалению. Когда-то это мы глубоко проходили, а сейчас уже не так живо стало, и теперь мне необходимо больше самой углубиться в эту потребность, которая дана от Господа, — сообразование, на это опираться на уроках в учащихся. Это будет задачей для меня на ближайшее время, которую бы хотелось исполнить.

Воротникова Н. П.:

— В батюшкином сообщении меня внутренне затронуло то, что следует несколько изменить не содержание, а саму жизнь урока, содержание сделать служебной частью и пойти в направлении сообразования. Как мне сейчас видится, в этом направлении можно пойти только в том случае, когда я сама буду трудиться и обретать какой-то опыт в этой области. И уже имея даже минимальный опыт, можно повести учащихся в эту сферу. Поэтому считаю, что важнейший момент — это труд над своим внутренним состоянием в этой области.

Утарбаев Б. Х.:

— Нужно, считаю, работать над собой, чтобы преподавать можно было на уровне таких задач, когда пытаешься уловить существо, пытаешься в жизни истинное узнавать — все это дает жизненность и радость. А вот ревностью я не занимался. Теперь ревность моя пробуждена. Я не имею в виду сугубую мою работу над собой, а работу над содержанием, которое я готовлю к преподаванию Евангелия. Преподаватель, чем больше занимается этим предметом, тем более должен восходить. Сейчас я понял, что надо именно этой ревностью преподавать, т. е. преподавание вести от большего — делать жизнь с кого, и тогда это будет воцерковление, не просто служение, помощь людям и какие-то открытия содержательного характера, разъяснения, ответы на жизненные вопросы, а именно действие связанное с ревностью, которая ведет к духовным трудам и аскетическому исполнению заповедей. Я думаю, что именно такую задачу надо ставить на уроках.

Прот. А. Гармаев: Я думаю, это как раз и есть наше великое дело. Спаси Господи, помолимся.



1 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 27

2 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 26

3 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 22

4 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 27

5 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 222

6 И. Снегирев. Русские народные пословицы. М., 1848 г., стр. 325

7 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 22

8 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 60

9 В. И. Даль. Пословицы русского народа. М., 1984 г., стр. 60

10 И. Снегирев. Русские народные пословицы. М., 1848 г., стр. 38