Критерии оценки духовно-нравственного устроения и мотивации обучения поступившего, учащегося и выпускника воскресной школы, и что они дают для ее устроения

Александра Храмова

Думаем, что ныне наступило время подведения первых итогов, осмысления прожитого опыта в устроении воскресных школ в Русской Православной Церкви.

На Августовском педсовете, который проходит как внутригодичная секция Международных Рождественских чтений в г. Волгограде, летом 1998 г. встретились представители разных епархий, приходов, воскресных школ. Разговор о нуждах воскресных школ быстро переходил от материальных и организационных проблем к осмыслению задач педагогического служения в Церкви и содержательной его стороне, которая видится, прежде всего, в воцерковлении детей, пробуждении в их сердцах жажды Бога и ревности о спасении.

В результате обсуждений участники педсовета пришли к выводу о необходимости критериев оценки духовно-нравственного и душевного устроения детей, по которым можно было бы ориентироваться воспитателям, педагогам и духовникам при определении уровня подготовленности учащихся, выборе педагогических средств и форм образовательных действий, при составлении программ обучения, подборе и подготовке воспитателей и преподавателей, необходимых именно для данного этапа их воцерковления.

Критерий (от греческого kriterion) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо («Словарь иностранных слов»).

Нужны критерии оценки свойств и качеств и для поступивших в воскресную школу, для учащихся в ней и для ее выпускников. Без них работа идет вслепую, по наитию, без постановки педагогических задач и определенния качества обретенных плодов. Многие из устроителей просто не задаются целью осмысления содержания и результатов своих действий, а значит, не отдают себе отчета в педагогических и церковных смыслах своего служения.

После Августовского педсовета работа над критериями имела продолжение в нашем училище православной катехизации и церковной педагогики преподобного Сергия Радонежского. Руководил ею директор училища священник Анатолий Гармаев. Краткие результаты этой работы мне и поручено доложить вам.

Если оглянуться на опыт разных приходов, то видно, что подходы к устроению воскресных школ зависели, в основном, от личного душевного устроения и меры воцерковления их организаторов. Так, одни хотели поделиться с детьми своим личным опытом воцероковления. Их воодушевление и энтузиазм и определяли характер жизни школы. Другие искали возможность предложить детям систему жизненных ценностей, основанную на приоритете духовых начал. Третьи трудились над тем, чтобы имеющиеся дарования детей переориентировать на церковные нужды и содержание, в результате чего возникли занятия по церковному пению, занятия ремеслами: вышивкой, резьбой по дереву, шитьем. В одних школах это делалось силами прихожан — энтузиастов-самоучек, в других — силами профессиональных учителей, мастеров.

Общей особенностью таких школ является действие их организаторов по своим природным наклонностям: от своих знаний, умений, своей любви к детям. При этом не отдается отчет в том, что происходит с детьми, то есть насколько их пребывание в школе служит задаче воцерковления и насколько пребывание в церковной ограде становится жизненной потребностью учащихся.

Прошли полные воодушевления первые годы церковной свободы. Одни воскресные школы вновь открываются, другие продолжают свою жизнь на вышеописанных началах. А дети? Дети почему-то уходят. Нет, конечно не все, но многие. Кого-то школа теряет через месяц, кто-то уходит через полгода, некоторые через год не приходят с летних каникул, а есть дети, которые бросают воскресные школы перед самым выпуском. В чем же проблема? Ведь школы по направлениям своей жизни, по устройству очень разнятся, а между тем тенденция потери детей возрастает и выглядит все более угрожающей. Огорчением и скорбью положение вряд ли можно поправить. Необходимо всерьез задуматься и сообща находить пути преодоления наметившегося кризиса в системе церковного образования.

Уже стало ясно, что на данном этапе развития воскресных школ при их организации, приеме детей, устроении многолетнего процесса обучения и выпуске учащихся необходимо руководствоваться четкими и конкретными положениями, позволяющими осознанно подходить ко всем образовательным и воспитательным действиям педагогических коллективов воскресных школ, исходя из общей для Церкви цели — спасении вверенных ей Господом словесных овец — чад Божиих, чьи ангелы видят на небесах лице Отца их Небесного. Это, нам думается, серьезная работа, требующая соборного участия всей Церкви. Мы же сегодня хотим остановиться на более узких, но не менее важных вопросах: чем необходимо руководствоваться при наборе учащихся? Что необходимо для оценки правильности пути их воцерковления и образования, понимаемого как восстановление в человеке образа Божия, поврежденного грехом? И наконец, как по прохождении всей программы школы и достижении выпускного возраста оценить их внутреннюю готовность, выйдя из-под опеки воскресной школы, быть верным Православию и, оставаясь в лоне Церкви, неуклонно следовать по пути спасения?

Требования, предъявляемые к поступившим учащимся и выпускникам, должны охватывать все сферы жизни воскресной школы. Поэтому признаки отношений к обретению знаний, к учениям Церкви, признаки, характеризующие отношения с людьми и окружающим миром, для удобства различения были разделены на три вида — духовные, нравственные и познавательные. Духовные — характеризуют отношения ребенка и Бога. Нравственные — говорят об отношениях ребенка с людьми: младшими, старшими, со сверстниками, с природой, вещами. Познавательные — раскрывают отношение к знаниям о Боге и Церкви.

Прежде чем подойти к критериям, предварительно рассмотрим возможную классификацию групп учащихся по их отношениям к церковной жизни и к людям. Характеристика каждой группы будет строиться на пяти условно выделенных видах отношений:

  1. к младшим, старшим, сверстникам;
  2. к церковным людям;
  3. к церковным знаниям;
  4. к обычаям Церкви;
  5. к молитве.

Первую группу составляют те, кто ищет реализации своих способностей. Дарования у этих детей могут быть разные: интеллектуальные, музыкальные, художественные, театральные, с разной степенью выраженности. К младшим, старшим и сверстникам они относятся в силу своего ранее сложившегося характера и особенностей воспитания в семье, детском саду и т. д. Из-за акцента на развитии способностей эти дети с церковным знанием встречаются легко (особенно, если это подкреплено интересом или упрочением их дарования и положения среди сверстников), но порой поверхностно. В общении не разделяют людей на церковных и нецерковных, а отдают предпочтение тем, с кем интереснее. Обычаи Церкви им неизвестны или они имеют о них отдаленное представление. Они могут участвовать в их исполнении, потому что кто-то из близких их исполняет, но сами обычаи для ребят не составляют жизненной ценности. Отношение к молитве чисто внешнее. Если ребенок из верующей семьи, обычно он формально вычитывает молитвенное правило, и не более того; из неверующей — обычно не читает. При этом вера в этих детях, как правило, достаточно живая, поэтому в чрезвычайных обстоятельствах с подачи взрослых они могут искренне молиться о заболевшем близком человеке или просить Бога о помощи, если что стряслось в их жизни или жизни известных им людей.

Вторая группа детей нуждается прежде всего в душевном комфорте. Они стремятся мирным отношениям со сверстниками, педагогами, жаждут душевного тепла и уюта. Потребность в постоянном общении со сверстниками, с добрыми взрослыми вытекает из необходимости получения от собеседника душевного внимания к себе. В воскресной школе им нравится полудомашняя-полушкольная обстановка и атмосфера. Особыми дарованиями они не отличаются. А если какие-то способности есть, то не они составляют центр жизни. По этой же причине отношение к церковным знаниям зависит у них в первую очередь от человека, который их несет, от его душевной широты и богатства, от личности педагога. И наоборот, малейшая ссора и нестроение в отношениях могут свести всю мотивацию к обретению знаний на нет. Эти дети не выделяют именно церковных людей. Для них имеет значение просто человеческая доброта — церковным смыслам они никакого значения не придают. Равно как нет у них и сколько-нибудь выраженного отношения к церковным традициям и обычаям. К молитве эти дети прибегают также лишь в чрезвычайных обстоятельствах, касающихся лично их самих.

В третью группу входят дети, которые ищут нравственного развития, стремятся к обретению лучших черт характера: доброты, терпения, мужества, заботы о ближних и др. Эта потребность в нравственном развитии и есть главная особенность начавшейся внутренней сознательной жизни этих детей. Они переживают собственную неправду в отношениях, радеют о перемене себя, слышат замечания. Среди сверстников интуитивно ищут соревнителей в благочестии и тяготеют к ним. Церковные знания служат практическими советами, с помощью которых они стараются исправить порядок своей жизни, сделать его угодным Богу. К людям Церкви, старше себя, относятся с уважением, присматриваются к так или иначе выраженной добродетели в них; отличают от людей нецерковных. Обычаи Церкви чтят, ценят их больше, чем светские, почти всегда отдают им предпочтение. К молитве прибегают по личной нужде, а равно и по чувству нравственной потребности, долга, имеют скорбь о своих грехах, просят Господа о даровании недостающих нравственных свойств и качеств, в покаянии взывают к милосердию Божию.

К четвертой группе относятся дети с выраженной потребностью к богообщению. К младшим, старшим и сверстникам имеют разное отношение в зависимости от характера, общительности и воспитания. Общим для них является желание нравственного развития. В этом похожи на детей третьей группы. К церковным знаниям относятся с верою, активно их усваивают, многое из знаний становится частью их мировоззрения. Что-то берут как наставление и руководство к жизни. В отношениях с церковными людьми имеют почитание, ищут и принимают от священников благословения Божии. Послушание обычаям и распорядкам Церкви входит в навык их жизни. Молитва, естественное ее течение является нормой жизни, и без нее они испытывают недостаток чего-то важного.

Сделав описание четырех групп детей, вернемся теперь к воскресной школе. Мы увидим, что поступившие в нее — это в основном дети, относящиеся к первой и второй группе. Чтобы ребенок, поступив в воскресную, школу не ушел, не бросил ее, очевидно, нужно, чтобы та часть свойств детей первой и второй группы, которая определяет их мотивацию к занятиям (интересы, душевный комфорт, положение в группе) получила свое удовлетворение, а те душевные расположения, которые могут стать основанием для их дальнейшего воцерковления и длительного пребывания в воскресной школе (живость веры, добрые отношения с церковными людьми, соблюдение церковных обычаев), — получили бы устойчивый характер. Поэтому труд над развитием естественных и воспитанием недостаточно проявленных качеств души, необходимых для перехода на качественно новую ступень воцерковления, составляет одну из важнейших задач педагогов и детей воскресной школы.

По этой причине взрослому необходимо твердо знать, как в ребятах развивается расположенность и стремление к тем или иным занятиям, как их можно закрепить, в какой последовательности лучше усваиваются новые знания, навыки и умения, и, наконец, как все это зависит от возраста. Естественно, что педагог должен уметь ориентироваться в развитии и степени воцерковления детей, в их характерах, знаниях, умениях и навыках.

Помочь в этом могут предлагаемые к рассмотрению критерии оценки душевного устроения поступившего, учащегося и выпускника воскресной школы. Опираясь на них, становится возможным направить работу педагогов и воспитателей на конкретные результаты, конкретные плоды, с тем, чтобы в учащихся, относящихся к первой и второй группам предложенной выше классификации, за два года обучения воспитать свойства, характерные для детей третьей группы, с потребностью личного нравственного развития, а к третьему-четвертому году обучения кого-то из них вывести на уровень четвертой группы, с выраженной потребностью в богообщении.

Предупреждая возможный вопрос, следует сказать, каким образом могут быть обнаружены эти признаки, характеризующие свойства души. Для поступивших это, прежде всего, сведения, полученные при собеседовании с детьми и их родителями при поступлении в воскресную школу, а затем из наблюдения за их поведением (возможно, целесообразно установить испытательный периода для вновь поступивших).

У учащихся и выпускников душевные свойства обнаруживаются при наблюдении всех сфер их жизни в воскресной школе, из общения с духовником и с помощью специально организованных учебных действий, о которых отчасти говорилось в других докладах нашего училища и будут публикации в нашем журнале «Вестник церковной педагогики».

Перейдем теперь к самим критериям оценки, которые мы предлагаем для воскресных школ.

Духовные:

  • вера, что Бог есть;
  • вера в Его помощь;
  • вера, что Богу нужны верные Его заповедям;
  • благоговение о храму.

Нравственные:

  • уважение к священнику и преподавателям воскресной школы;
  • добровольное принятие правил и порядоков воскресной школы.

Познавательные:

  • желание больше знать о Боге и о Церкви;
  • различение для себя трех возможных родов знаний:
    1. просто знать (схоластическое знание — не спасающее),
    2. знать, как устроен мир (мировоззренческое — усвоенное и спасительное),
    3. знать, как самому жить (знание, которое будучи примененным в жизни, становится освящающим и спасающим).

Эти критерии отражают минимальные требования, которым должны соответствовать учащиеся в начале обучения и которые могут быть удовлетворены уже детьми 1-й и 2-й групп по нашей классификации. В то же время, на практике среди поступивших может оказаться как-то или иное число детей, не имеющих даже этих признаков, так и дети, отвечающие по своим душевным и нравственно-духовным качествам требованиям 3-й или 4-й групп и имеющие признаки, удовлетворяющие рассмотренным ниже критериям учащегося воскресной школы. Последние могут быть приняты сразу в классы 2-го или 3-го года обучения, а первые нуждаются в особом индивидуальном попечении со стороны педагогов воскресной школы и родителей. Таким образом, мы видим, что применение критериев оценки необходимо и для правильного формирования учебных групп, подбора педагогов для них, и разработки программ обучения.

Критерии для учащихся воскресной школы.

Свойства, определяемые этими критериями, в начальном своем выражении обретаются в конце первого — середине второго года обучения. Возрастая в них, учащиеся опираются в себе на все те качества, которые у них были воспитаны ранее или были изначально присущи их богодарованной душе.

Духовные:

  • искание благословения и хранения его, при утрате — умение вернуть (сознаться, повиниться, примириться, послушаться, покаяться, помолиться);
  • благоговение к святыням, Таинствам;
  • постоянство исполнения краткого молитвенного правила, живое обращение к Богу по разным случаям своей жизни и жизни близких, личная потребность в богослужении раз в один-полтора месяца (или способность добровольно исполнять, как личную обязанность, посещение богослужений с указанной частотой);
  • хранение поста не только в пище, но и в развлечениях; внешнее благочестие в храме, дома, в воскресной школе, за трапезой, перед началом и по окончании дела.

Нравственные:

  • хранение совести по отношению к близким, к вещам;
  • желание нравственной перемены в себе и реальный труд исполнения благословленным духовником, посильных заповедей и церковных правил;
  • почитание старших по возрасту и по званию, послушание им — в силу почитания и веры в Бога Вседержителя;
  • сознание в себе безнравия и греха и деятельной решимости с помощью Божией избавляться от них;
  • восприятие обучения в воскресной школе как благословения Божия, как Его святой воли;
  • способность к труду ради помощи ближним;
  • наблюдение премудрости Божией в окружающей природе.

Познавательные:

  • любовь к житиям святых, как к примеру благочестивой жизни;
  • потребность в знаниях не ради интереса, но как формирующих мировоззрение и для руководства ими в жизни;
  • внимание и любовь к знаниям, освящающим жизнь и наставляющим, как жить церковно.

Критерии для выпускников воскресной школы (после 4 лет обучения).

Духовные:

  • верность благословению; верою исполняемое терпение условий жизни, характеров, людей и себя; потребность богообщения (молитва личная, за ближних, покаянная, просительная, благодарная); исповедание веры дома (с неверующими), в школе, во дворе и в самой воскресной школе; способность не озлоблять, но и своего не отрекаться, духом стоять о Боге и за Бога.

Нравственные:

  • ценит мир с ближними, к младшим заботлив, к старшим послушлив, со сверстникам прост и попечителен; имеет навыки общежительного характера (умеет прощать, примиряться, уступать, нести обязанности и послушания до конца, радея о благой воле Божией); привычен к труду; к нуждающимся милостив.

Познавательные:

  • имеет начальные навыки церковной рассудительности, то есть способности всякое знание и жизненный опыт выверять по святым отцам и Священному Писанию.

Приведенные здесь критерии требуют от устроителей воскресной школы серьезной работы над ее программой и характером обучающих действий, кроме того, они требуют определенной степени воцерковления самих педагогов или участия священнослужителей в работе школы.

Продолжительность занятий воскресной школы, при указанных критериях, вряд ли может ограничиться одним днем в неделю и периодом только традиционно учебного времени с сентября по май—июнь. Необходимо будет уделять большое внимание программам внеурочных занятий, особенно в каникулярный период и прежде всего летом. Поэтому неизбежна организация летних православных лагерей или поселений, осенних, зимних и весенних четырех-пятидневных сборов. Все это сегодня возможно. Имеется опыт в нашем училище, в Православном братстве во имя Всемилостивого Спаса, духовником которого является ректор Свято-Тихоновского Богословского института протоиерей Владимир Воробьев, и в других епархиях.

Надеемся и верим, что на такой ход развития воскресных школ есть благословение Божие. Значит, есть и еще найдутся соревнители на этом, самом, пожалуй, трудном поприще церковной жизни.