Свято-Сергиевское епархиальное училище православной катехизации

1. Свято-Сергиевское училище действует с 1993 года. Оно готовит преподавателей воскресных школ с трехгодичным обучением, церковных педагогов, православных катехизаторов и кандидатов в священство — с пятилетним обучением.

2. Особенность училища в том, что оно готовит, прежде всего, практиков, осваивающих церковные знания и служение в условиях церковного общинного уклада. Выпускники владеют алтарным и ризничным служением, читают и поют на клиросе, знают устав и составляют службы.

3. Большое место занимают летние служения — две смены (июль—август) в детском православном поселении в трудовой дружине подростков (три года подряд) и одна летняя смена в семейном поселении два года подряд — в четвертом и пятом классах. Подготовка к летнему служению ведется весь учебный год. За это время студенты готовят и проводят в школах, доме детей-инвалидов, в детских больницах рождественские и пасхальные праздники продолжительностью полтора-три часа каждый.

4. Студенты дневного отделения дважды в год участвуют в проведении двухнедельных сессий заочного отделения (в феврале и в августе). Им нужно принять студентов заочного отделения, разместить, устроить, обезпечить питанием, провести с ними занятия к собеседованию по предметам, передать им свои умения работать с текстом, внимать и помогать собеседникам в освоении церковного характера общения, умения отвечать на вопросы, подводить итоги, делать выводы, так как они сами учатся всему перечисленному на дневном отделении. Так ими обретается практика работы со взрослыми.

5. Первые три года студенты изучают следующие предметы: катехизис, учение о Церкви, о благодати, о добродетелях, Новый Завет, литургику, библейскую историю, общую церковную педагогику, возрастную, антропологическую педагогику, христианскую антропологию, учение о праведности и жизненных призваниях, введение в освящающие средства и действия Церкви. В четвертом и пятом классах изучают учение о Святой Троице, пастырское богословие, Апостол, историю Церкви, историю Русской Церкви, учение о Промысле Божием, антропологию (продолжение), учение о семье, семейную педагогику. На протяжении всех пяти лет изучается аскетика, учение о спасении, идут занятия по чтению, церковному пению, богослужебному уставу.

6. Важнейшее место в жизни общины (студенты входят в ее состав на время обучения) занимают церковные праздники, многодневные посты, пред- и попразднства. Подготовка к праздникам начинается за два-пять дней. Два раза в год каждый студент входит в группу сугубого приготовления праздника. Изучается богословие праздника, историческое и нравственное его содержание, обрядовая сторона, прочитывается богослужение, внимательно изучаются отдельные стихиры, тропарь и кондак праздника. Студент прочитывает проповеди, жития угодников Божиих, нравственные рассказы, имеющие отношение к празднику. На основании всех изученных материалов составляется содержание праздничной трапезы, на которой после богослужения продолжается прославление Христа, Божией Матери или святых. В группу подготовки и проведения праздника входит от пяти до десяти студентов. Помимо этого, вся община подобным образом готовится к трем-четырем праздникам в год. «Праздник не праздность, — говорит свт. Феофан Затворник, — а празднование, т. е. отрадное ликование духа ради сознания великих милостей Божиих. Потому… как бы в предвкушении свободы будущего века, проводить должно сие время в Богохвалении, Богомыслии и благотворении, вообще — во спасение, и это с начала праздника по конец, с вечера до вечера. Нельзя лучше воспитать чаяние будущего века» (свт. Феофан Затворник. «Начертание христианского нравоучения». М., 1998, стр. 421).

7. Церковный педагог прежде всего практик. Пример его поступков, сила нравственного влияния, весомость и убедительность слова рождаются правдивостью, честностью и искренностью его в жизни. Воспитание таких педагогов и будущих пастырей — важнейшее дело училища. Ради этого все студенты призваны трудиться над ответственностью друг за друга и за ближних.

Первая ответственность — служительная. Ею студент присутствует там, где он служит Богу и людям. Это богослужения, заочные сессии, детские праздники, летние поселения — детское, подростковое, семейное, посещение детского приюта, дома престарелых.

Вторая ответственность — трудовая. Каждый в общине, в том числе и все студенты, выращивают какой-то вид овощей в количестве, необходимом на три-шесть месяцев на всю общину. Это от 400 до 1000 кг за летний сезон помидоров, огурцов, баклажан, моркови и др., кто за какую культуру берется. К такому подходу в жизни подвигает нас апостол Павел: «Умоляем же вас, братия, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес. 4, 11–12).

Третья ответственность — нравственная. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достословно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4, 8). «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18, 15). Умение следовать этим евангельским установлениям и есть нравственная ответственность друг за друга. Ей учатся студенты за время жизни в училище.

Четвертая ответственность — мы называем ее мировоззренческая. «Будьте единомысленны между собою, не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе» (Рим. 12, 16). «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, — говорит апостол Павел, - то исполняйте; и Бог мира будет с вами» (Фил. 4, 9). Знания — не для того, чтобы спорить и устраивать дискуссии, но для того, чтобы подвигаться к исполнению правды. Мировоззрение есть такое усвоение знаний, при котором человек хочет согласно знаниям жить. Они — руководство жизни и образ её, а не средство утверждения себя среди людей.

Пятая ответственность — духовная. Это молитвы друг за друга. Это скорбь к Богу, когда другой грешит. Это «Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

8. При поступлении в училище абитуриенты проходят три ступени испытаний — жизнь в церковном укладе, участие в детском поселении как помощников воспитателей, экзамены — знание Евангелия, Закона Божьего (по прот. Серафиму Слободскому), собеседование о церковной жизни, сочинение. Для тех, кто не имеет двух лет активной церковной жизни, при училище предлагается подготовительное отделение (одно- двухгодичное). Возраст поступающих — до 55 лет. Обучение безплатное с годовыми взносами за бытовое обслуживание — 1,5–2 тысячи рублей.

9. В 2009 году поступило четыре человека в возрасте до 22 лет и девять человек в возрасте 33, 45 — 55 лет. В результате образовалось два класса — 1б — молодежный и 1а — людей зрелых, с жизненным опытом. Эффективность и глубина обучения при общинном укладе оказалась на несколько порядков больше у группы зрелого возраста. За исключением одного, все они имеют за плечами стаж пребывания в Церкви более десяти лет. Ко времени поступления в училище у них начался застой в духовной жизни, симптомы обмирщения или, наоборот, чувство благополучной церковной жизни с легкой тревогой за это благополучие. Часть из них уже давно пребывают в общине, но не учились. Другие где-то учились, но не были в общинном укладе. Соединение уклада с обучением дало видимые результаты — видение себя, зрение Промысла Божия и хождение в нем, опыт сердечного мира после пережитых утеснений, создаваемых собственным же характером, осмысление слов Христа: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Примечание: Более подробно об училище и об укладе см. раздел «История — летопись» и статью «Предложения к реформе духовного образования».