Характер обучения в Свято-Сергиевском епархиальном училище православной катехизации и церковной педагогики, как он сложился за восемнадцать лет его существования

Реферат доклада, прочитанного директором училища протоиреем Анатолием Гармаевым на IX конференции Царицынского православного университета «Мир Православия», посвященной 20-летию Волгоградской и Камышинской и 750-летию Зарайской епархии РПЦ 13 декабря 2011 года.

Свято-Сергиевское епархиальное училище православной катехизации и церковной педагогики в системе церковного образовании является учебным заведением среднего звена. Оно готовит церковных педагогов и практических катехизаторов для работы с семьями, детьми и подростками в приходах РПЦ. За восемнадцать лет существования училища сложился определенный характер обучения и образ его выпускника.

Выпускник училища должен поддерживать и развивать основные призвания человека — сына, семьянина, гражданина, во всём христианина.

Данная задача решается путем обучения в условиях церковного учебно-общинного уклада. На протяжении всего обучения учащийся учится церковному сопровождению главных событий жизненного пути человека: рождения, крещения, возрастания в семье и в Церкви в сыновстве, супружестве, родительстве, гражданстве на протяжении юности, зрелости, старости, смерти (в молитвах живых).

Церковный общинноучительный уклад жизни — это три области благочестия:

  • веры,
  • добрых дел и событий — деятельной любви,
  • ладных отношений.

Первая — область веры. Здесь учащимся нужно обрести опыт молитвы, поста, пребывания в годовом богослужебном круге в предпразднстве, как подготовке к церковному празднику, празднике и попразднстве, как удержании и закреплении в своей жизни того, что праздник дал. Всё это осваивать в следовании за церковными праздниками в течение года. Тем самым учащийся живет в училище, приобретая опыт богослужебного годового круга в собственно церковной жизни с молитвой, постами, праздниками и богослужениями.

Вторая — это область благочестия, в которой приобретается опыт сообща исполненных дел и событий года.

Дела — это, прежде всего, богослужебная практика — служение алтарников, ризничих, чтецов, певчих.

К делам также относятся труды учащихся по хозяйству: на огороде, в саду, на коровнике, в птичнике, по поддержанию чистоты и порядка на территории, по ремонту помещений и на строительстве.

События года — это события церковно-социального служения, события личного характера и учебные занятия по предметам богослужебного, богословского и педагогического циклов.

События церковно-социального служения: педагогическая практика учащихся: нравственные уроки, рождественские и пасхальные праздники в общеобразовательной школе, летние православные поселения (детские и семейные), военно-патриотическое учение «Горлица» для подростков и молодежи.

События личного характера: именины, венчания, свадьбы, юбилеи, дни рождения, крестины, похороны близких, поминальные дни и трапезы.

Участвуя в таких событиях, учащиеся осваивают их церковное и нравственное содержание, настроение и поведение, учатся:

  • благочестию и пониманию церковных смыслов традиций и обычаев,
  • правильно их устраивать.

Учебные занятия по предметам богослужебного, богословского и педагогического циклов третий род событий в укладе училища.

Учащиеся изучают предметы

  • богослужебного цикла:
    • литургику,
    • богослужебный устав,
    • церковное пение,
    • церковное чтение,
    • алтарное и ризничное служение,
    • церковнославянский язык;
  • богословского цикла:
    • Катехизис,
    • Евангелие,
    • Апостол,
    • Библейскую историю,
    • учение о Церкви,
    • учение о благодати,
    • введение в освящающия действия Церкви,
    • учение о добродетелях и жизненных призваниях,
    • жизненные призвания в свете священного писания,
    • учение о Святой Троице,
    • иконопись,
    • историю Церкви,
    • историю Русской Православной Церкви;
  • церковно-педагогического цикла:
    • общую церковную педагогику,
    • антропологическую педагогику,
    • практическую церковную педагогику,
    • возрастную церковную педагогику,
    • учение о семье и аскетику,
    • семейную церковную педагогику,
    • христианскую антропологию,
    • церковное общение,
    • теорию и практику катехизации и последующего воцерковления,
    • практику праздников,
    • практику нравственных уроков,
    • устроение и методику урока, праздника, поселения.

Третья область благочестия — это опыт освоения заповедей Божиих и исполнения их благодаря складывающимся ладным, то есть благочестивыхм отношениям друг с другом и с людьми.

В этой области учащимся дается возможность получить опыт соревнительства (не соревнования). Речь идет о ревности к духовной и нравственной жизни. Пробуждение, удержание этой ревности, нахождение соревнителей, установление крепких связей с ними, ревностное и сообща пребывание во всех трех областях церковного общинно-учительного уклада жизни. Чтобы тем самым входить в благословение Божие «быть в Них — во Святой Троице — едино». Об этом молил Господь Отца Небесного перед тем, как выйти на крестные страдания: «Отче, которых Ты дал Мне, да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21 — 24).

Достигнуть это возможно при организации церковной жизни учащихся с учетом их характеров и задела духовной ревности, а также при взаимоподдерживающей работе преподавателей, воспитателей и всех сотрудников училища.

В итоге по выходе из училища, попав в условия реального служения на приходе, в школе, в семье, выпускник должен выполнять две задачи.

Первая задача — своею жизнью и характером свидетельствовать, что Господь благ, с кем бы он, выпускник, ни встречался и в какие бы обстоятельства ни попадал.

Для этого жить среди людей, особенно в своей семье, по Евангелию, жить просто. При этом создавать такие отношения и атмосферу, в которой может действовать Бог. Об этом будет свидетельствовать ладные и благочестивые отношения с окружающими.

Вторая задача относится к церковному служению на приходе. Если есть благословение и содействие настоятеля, а также люди, которые хотят осваивать церковный уклад (в церковной икономии), делать это грамотно. Помогать людям получить, прежде всего, опыт, а уже к нему давать знания.

В этом мы видим отличие умений, которые обретает выпускник среднего учебного звена, как наше училище, от звена высшего.

В высшем образовании знания даются с большим, а порой очень большим опережением опыта. При этом не ставится задача соотносить знания с жизнью и опытом. В большинстве случаев это и невозможно, так как слишком велик разрыв между знанием и опытом.

Выпускники училища готовятся быть носителями и устроителями церковного уклада на приходе, в воскресной школе, гимназии, в семейных объединениях, в группах реабилитации от алкоголизма, наркомании, компьютерной зависимости. Все ревностные люди, они должны уметь видеть и решать, как быть в обстоятельствах жизни, чтобы не терять благодати, то есть участия в них Святого Духа.

Выпускник училища в двух вышеназванных задачах своего служения должен опираться на одно правило: не перегружать прихожан, которые к активному служению не имеют ни ревности, ни сил, ни побуждений. Это же правило предлагать тем, кто вслед за выпускниками будет устраивать церковный уклад жизни.

Каким должен быть характер выпускника училища? Он должен быть нравственно и духовно деятельным, а организационно и содержательно грамотным.

Три характеристики человека зависят от его природных дарований:

  • душевность — есть люди душевные, есть малодушевные, скупые душою (не путайте с малодушием);
  • прикладные таланты (певческие, ораторские, ремесленные, технические способности, изобразительные, литературные, поэтические и прочие);
  • дисциплинированность.

Душевные свойства, прикладные таланты, дисциплина остаются на попечении самих учащихся.

Духовная, нравственная, деятельно-трудовая, организационная и содержательная стороны характера находятся в сугубом попечении училища.

В церковном укладе жизни духовный характер учащихся и соответственно выпускников пестуется, воспитывается в области веры. Здесь за время обучения учащиеся узнают и переживают в своей церковной жизни значение для них:

  • содержания Евангелия, Псалтири, богослужебных текстов;
  • Таинств веры (Соборования, Покаяния и Причастия),
  • молитвенного обращения к Богу, Богородице, ангелам и святым.

Три содержания, Три таинства веры и три вида молитвенных обращений вместе раскрывают нам путь Господень. За годы обучения учащийся должен открыть его для себя, вступить на этот путь и начально следовать по нему.

Вместе с тем учащимся преподается знание о трех естественных путях в жизни человека, на которые вступают все люди на земле независимо от веры и неверия:

  • путь возрастной — от рождения до смерти с прохождением периодов детства, юности, зрелости, старости;
  • путь личности:
    • сыновства (путь сына или дочери),
    • супружества (путь мужа или жены),
    • родительства (путь отца или матери),
    • гражданства (путь гражданина своего Отечества),
    • праведности и святости (путь христианина),
  • путь подвижничества:
    • уподобление старшим,
    • стремление к совершенству по примеру лучших,
    • поиск истины,
    • религиозный поиск и духовные стремления.

Три пути человеческого естества становятся духовными, если стремятся к праведности, святости и подвижничеству.

Люди в наше время, в том числе учащиеся училища на первом году обучения, пребывают в жизненных переменах, которые с ними случаются, как в некотором потоке, где не они идут, но жизнь их несет. То есть, нет пути, чувства пути и понятия о нем. Спустя годы, часто после потрясения или болезни человек оглядывается назад и видит, что ему открывался путь, возможен был путь, но он не узнал его и не шел по нему. Жизнь прошла около или далеко от пути даже естественного. Иногда он какими-то судьбами выходил на него, но не узнавал его и скоро уходил в сторону, порой даже не прилагая усилий остаться на пути.

В училище, как минимум, даются знания обо всех жизненных путях. Предлагается труд разумения, то есть осознания своего пути в уже прожитой жизни — что относилось к естественному пути, а что нет. Затем труд разумения и осознания себя на пути в настоящее время и далее нахождения Господнего пути.

Если учащийся искренен в этой работе над собой, он в итоге выходит в своей жизни к десяти заповедям Господним, которые подводят человека к пути Господнему.

Увы, это получается в нашем опыте пока у единиц. Заповеди блаженств получается осваивать только в виде знаний, у некоторых более или менее углубленно.

Путь Господень и три пути естества были бы легки, если бы не было пятого пути, который в основном и увлекает человека. Это путь грешника. Трудно уразуметь в жизни естества три пути и тем более трудно найти путь Господень и встать на него, потому что есть путь грешника. Сила, с которой путь грешника привлекает людей, в наше время очень велика, средства, которыми грех увлекает человека, очень разнообразны. Противостоять им можно, если у учащихся пробуждается и развивается подвижническая ревность и путь подвижника.

Выпускнику училища нужно знать эти пути и их составы, опытно различать их, иметь ревность к преодолению пути грешника и при этом уметь вывести на добрый путь тех, с кем он будет работать на приходе по окончании училища.

Таким образом, первая область церковного уклада, которая осваивается в училище — это, с одной стороны, жизнь и радость в церковных событиях, а с другой — это труд нахождения пути Господнего в естественных жизненных путях и путях грешника, и выхода на путь Господень.

Вторая область церковного уклада — богослужебная практика певчих, чтецов, алтарников, ризничих: ревность служения, молитвенность, способность быть сообща и восстановление деятельно-трудовой и нравственной способности в делах: отклик на нужду, легкость воли, надежность в соработничестве.

В этой же второй области уклада воспитывается в учащихся готовность и способность к церковно-социальному служению в качестве организатора, церковного педагога и практического катехизатора, умеющего помогать церковной жизни семьи и жизни на приходе.

Для такого служения нужно развитие трех качеств — безкорыстия, жертвенности и приношения своего служения Христу. Все три качества могут воспитываться в человеке вследствие его набожности. Кратко раскроем эту связь.

Как воспитывается безкорыстие? Если человек живет Царством Небесным, он будет мимо земной жизни стремиться к жизни небесной. Это стремление реализуется или отразится в нем как его безкорыстие.

Как образуется жертвенность? Если человек любит Бога, то есть имеет боголюбие, он имеет близость к Богу и живое упование на Него. Тогда у него есть откуда отдавать, делиться и быть жертвенным, потому что Господь возместит ему всё утраченное, в том числе даже его собственную жизнь. Мера близости с Богом открывается и реализуется в таком случае в его жертвенности.

Откуда появится в учащемся приношение своего служения Христу? Оно появляется в том, кто чтит Бога и имеет страх Божий. Не для личного успеха служит такой человек и не ради выгод земной жизни. Но чтобы быть слугой Господа, и это делает его богоподобным. Чтобы служить таинственной воле Бога, нужно узнавать волю Господа в каждый момент жизни. А для этого нужно иметь молитвенную кротость.

Понятно, что к такой высоте служения мы не можем приготовить наших учащихся за время их обучения. Но мы можем дать знания о нем и в практике жизни указать на образ такого служения.

Наконец, третья область церковного уклада — ладные отношения между собою и людьми прихода и общины — осваивается учащимися в меру пробуждения в них свойств сыновства.

Таких свойств мы выделяем пять:

  • почитание старших;
  • потребность быть едино с ними;
  • преемственность во всём добром, что есть в старших — духовном, нравственном, физическом;
  • следование в жизни их наставлениям,
  • забота о них, внимание и чуткость к их нуждам, настроению.

Пять сыновних свойств делают учащихся между собою братьями и сестрами. Ибо откуда взяться братству, если нет сыновей. При этом речь идет о сыновьях — ревнителях Православия.

Таковы основы обучения церковному укладу и характер выпускника Свято-Сергиевского училища, какими они сложились за восемнадцать лет нашего существования.

Богу нашему слава! Аминь.