Доклад «Развитие жизненных призваний в детях»

Маргарита Липчанская, 2008 г.

Обоснование

Мама… Самое родное, ласковое слово. Тепло, понимание и радость — вот чем веет от него. Моя мама такая. Но как она это делает? Совсем не чувствую в себе ответа на этот вопрос. Страшно даже думать о том, что мне предстоит быть мамой. При этом с самого детства я хочу, чтобы в моей семье было много детей. Значит, моя задача — прояснить ситуацию: почувствовать в себе предназначение матери, найти корни страха быть ею, и, таким образом, очистить источник родительства.

Здесь сразу оговорюсь: в прошлом году темой моего доклада было супружество, с целью в такой же внутренней ситуации прояснить предназначение жены. Во время работы над докладом что-то стало ясно, но только через полгода это «ясно» вошло в жизнь так, что стало рождать чувства, поступки.

Т. е. страх и чувство, что «не готова» быть женой, стали уходить, сменяться на совсем иные. Понемногу начинаю понимать предназначение и смысл супружества.

Что же до родительства, то, разыскивая этот исток в себе, наткнулась на такие препятствия:

  1. Страх, что не смогу воспитать нормального человека, что дети не захотят быть рядом со мной до старости; что не смогут создать крепких добрых семей и т. д.
  2. В беседе с о. Анатолием увидела, что имея такой страх, не могу допустить даже мысли, что кто-то еще кроме меня будет участвовать в воспитании; это было безотчетно и открылось только в разговоре. Далее о. Анатолий, чтобы показать мне целостную картину, с силой сказал следующее: «Сначала — Бог, потом — отец, потом — община и только за тем ты — мать. И то, что могут дать первые три, ты никак дать не сможешь!» И я поверила.

Отсюда определились задачи: найти, внутренне взять образ, что в ребенка вкладывает семья — отец и мать, что дает община, и, т. к. мы сейчас разрабатываем школу — за что отвечает школа. Это, прежде всего, в раскрытии и развитии жизненных призваний.

Основная часть

Можно ли как-то развивать жизненные призвания, если они естественные, от Бога вложенные? Возьмем, к примеру, руки. Они есть у всех изначально, и можно ли их как-то еще развивать, ведь они уже есть?

Было время, когда одна мысль о чистке картошки приводила меня в страх и трепет. Все девочки во дворе рассказывали, как они чистят и даже картошку режут соломкой или кубиками, удерживая нож в правой, а картофелину в левой руке на весу. Их успехи вызывали у них чувство радости, чего я ну никак не могла понять. Приходила домой и просила маму научить меня чистить картошку. И мне было очень неудобно и трудно это делать сначала… А девочки во дворе умеют. Это подстегивало! И… научилась! Чего проще то, картошку почистить?!

А жизненные призвания? Это же не руки и не картошка… Может, они сами как-то развиваться должны?

Так настойчиво утверждают многие родители. Обратимся снова к рукам. Для того, чтобы они развивались, были нужны нож и картофель. Но эти два предмета всегда были в нашем доме и совсем не вызывали во мне интереса. Чтобы появился интерес, нужны были подружки во дворе, которых мамы уже научили чистить картошку и которые радовались этому. И еще нужна была моя мама, которая, увидев мой интерес, поддержала его и научила меня. Вот сколько всего нужно! И когда это все есть, то кажется, что все само собой происходит.

То же в отношении жизненных призваний. Они «сами собой» развиваются при определенных условиях. И, судя по тому, что сейчас в мире все меньше счастливых, крепких семей, все больше разводов, абортов и самоубийств, — я делаю вывод, что многих необходимых условий сейчас не хватает. От того и не развиваются сами собой жизненные призвания. Тогда уже не остается сомнений, что можно и нужно их развивать, восполняя необходимые для этого условия.

С таким вопросом я и обратилась к тем, кто рядом; в каждой семье, в каждом человеке есть частичка мудрости. Если собрать их вместе — получится целая картина. С вопросом: «При каких условиях, как развивались в тебе жизненные призвания?» — я пошла «в народ».

Когда-то давно прочла, что внутренний духовный стержень в ребенке воспитывает, взращивает отец, а если его рядом нет, то — образ отца. Тот образ, который для ребенка хранит мать в своих рассказах о муже, в отношениях к нему. Из этого сделала вывод, что ребенка воспитывает отец. Не ясным было только, как он это делает.

Когда же пригляделась к семьям — сделала весьма печальный вывод: детей воспитывают в основном мамы. И так тотально, что даже непонятно, причем здесь папы. Отсюда вытекло мое убеждение в том, что детей нужно будет воспитывать мне самой даже при наличии мужа. При этом совершенно ясно чувствовала, что сама я не смогу. Получается замкнутый круг.

Выход оказался предельно прост. Да, основу личности формирует в ребенке отец. Но обращает ребенка к отцу мать. Вот как говорит об этом один сын:

«Моя мама очень любила моего папу. Я всегда это видел в их отношениях. Она воспитывала в нас любовь и уважение к нему. Даже когда они развелись, она всегда строжилась, если долго не ходили к отцу. И все равно продолжала любить его. И сейчас (когда он умер) — любит».

Вот и получается, что мама вроде и сама воспитывает, а на самом деле — вместе с папой. И человек растет цельным.

Приведу здесь еще один случай. Один папа увидел своего сына впервые через 6 лет после его рождения. В ходе разговора он спросил:

— Кем ты хочешь быть, когда вырастишь? Что делать будешь?

И сын ответил:

— Я буду тобой, папа, когда вырасту. Доделывать буду то, что ты сейчас делаешь!

— Откуда тебе известно, что я делаю?

— Мама мне рассказала.

— И что же она тебе обо мне рассказывает?

— Многое. Мама рассказывает, какой ты… Какой ты герой, мой папа!

— Герой?

— Да.

И дальше мальчик рассказывает, почему он, вернее они с мамой так считают.

Вот и получается, что растила ребенка она одна, а на самом деле — вместе. И душа сына стала любящей, устремленной к отцу.

Так же и отец может формировать отношения ребенка и матери. Он своим личным отношением подает образ отца — образ любви и силы:

«Когда мама с младшей сестренкой легла в больницу, мне ее очень не хватало. Я чувствовала себя несчастной, безпомощной маленькой девочкой. Папа же приходил с работы и говорил, что маме и сестричке сейчас тяжело, что им нужны наши любовь и забота. Начинал вместе со мной готовить им обед. Потом мы шли к маме в больницу. Так из безпомощной девочки я стала деятельно-любящей дочерью и сестрой. Со всею силою детского сердца заботилась о сестре и маме и этим была счастлива».

И снова человек остался цельным, а еще и обрелся в способности служить, жертвовать собой. Вот что формирует личность ребенка.

Жена, мать растит детей для мужа своего, для его радости. Это сказал один брат.

Премудрый царь Соломон сказал более того: «Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для матери его» (Прит. 10, 1)[1] И еще: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» (Прит. 15, 20)[1]

Не потому ли он глуп и пренебрегает ее, что не выпестован образом отца? Не потому ли, что она пренебрегала мужем своим и отцом его в его детстве? «О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать». (с. 20)[5] «В доме, где растут дети, все их окружения и все, что происходит, — влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие». (с. 18) [5] «Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей». (с. 19)[5] (св. страстотерп. имп. Александра Федоровна).

Одна, совершенно, на мой взгляд, обычная женщина, на мой вопрос о том, как воспитывает ребенка семья, как школа и общество (община), ответила так, что в ее словах слышалась правда жизни — ее жизни: «Детей воспитывает прежде всего семья. И Бог. Он воспитывает и тебя как мать (подавая разные ситуации), и ребенка — тоже. Школа дает только знания. И если у ребенка не получается что-то в школе — это повод маме побыть с ним, помочь ему выправиться. Когда растила детей, — особо не задумывалась над развитием жизненных призваний в них. Исходила из того, что только живой пример наших с мужем отношений, нормальная семья, необходимы детям».

О том же говорит и св. имп. Александра: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». (с. 19)[5]

Главным для себя лицом ее величество считала Государя Императора. Только и слышно было от нее: «Так угодно Его Величеству», «Так сказал Его Величество», она была очень нежна с ним. «Материнское чувство ее проявлялось даже в любви к своему супругу. Государыня очень заботилась об императоре. Как супруги они составляли одно целое» (из кн. М. Кравцова «Воспитание детей на примере Святых Царственных Страстотерпцев». (с. 48)[4]

Из семьи ребенок выносит образ отношений супружеских и гражданских.

Долго размышляла я над тем, что доброго может дать ребенку община или иная социальная среда. Куда он попадет, выходя из дома. Действительность современной жизни такова, что мир забирает ребенка из семьи. И тем скорее и надежнее, чем большее противодействие возникает между родителями и улицей. Как же можно тогда говорить о воспитании и его пользе, если факты показывают совершенно обратное: ребенок с подросткового возраста, а порой и раньше груб с родителями, для него друзья, увлечения главнее семьи, вплоть до полного разрыва отношений. Может, в этом проявляется жизненное призвание гражданства?!

Конечно же, нет! В области гражданства лежат все прикладные призвания, отношения с согражданами. Более того — даже выбор спутника жизни лежит как раз вне семьи — в области отечества, гражданства.

Каков же характер отношений с ближними у человека, живущего из гражданства? По всей видимости, он истекает из свойств этого призвания:

  1. взаимовыручка;
  2. взаимоучастие;
  3. верноподданость;
  4. единословие.

Как эти отношения формировать в ребенке?

«У моей бабушки заведено помогать в беде. Она сама, как только узнает, что где-то беда, — старается помочь. При этом она так любит нас, и нам с ней так хорошо, что когда она и нас зовет помочь, мы идем вместе с ней. Она всех детей и внуков к этому привлекает. Иногда, бывает, едешь с ней помогать нехотя, через силу, зато как хорошо потом, когда видишь радость тех, кому мы помогли. Тогда и своя радость проявляется, и благодарность бабушке».

Или вот еще исток — так живет целая деревня:

«Когда у кого-то что-то случается, то к нему на помощь приходят соседи. Если нам надо уехать, то соседи могут посмотреть за скотиной нашей, как за своей.

Когда огород делят, то соседу каждый старается побольше оставить, чтобы, не дай Бог, не взять чужого и не обидеть. И это взаимно.

Если чужой ребенок заплакал или нашкодил — прохожий не пройдет мимо».

Что дает ребенку такое воспитание? Дает возможность деятельной любви, ответственность за сограждан.

Теперь обратимся к школе. Современная школа развивает интеллект. Формирует человека с научным мировоззрением. Пройдя через современную школу, при условии постоянно работающих и соответственно уставших родителей, молодой человек или девушка главным в жизни считает науку ради самой науки, т. к. она в жизни фактически неприменима, или ради наживы, и это, в конечном счете, — ради себя. Молодые люди начинают искать себе пару, но опять же не отдавая себе отчета — зачем, т. к. в школе ничего об этом не говорилось. Дома отсутствующие или уставшие родители смотрели TV, откуда мощным потоком лилась реклама, прерываемая ток-шоу всех мастей, формируя тем самым тщеславного потребителя.

Разрабатывая замысел школы, мы задумывались над тем, кого мы хотим видеть на выходе из 11-го класса?

Вышеописанного человека, запутавшегося в своих хотениях и страстях, постоянно несущегося куда то, а в тишине томящегося от безпросветного чувства безсмысленности жизни?

Нет!

Своих детей мы хотим видеть добрыми и справедливыми, крепкими в вере и любви. И еще — внутренне зрелыми, готовыми к семейной жизни, служению Богу и отечеству.

Может ли помочь в этом школа? Да. И такой опыт уже есть. К жизненным призваниям обращают «Истоки» в темах семьи и отечества.[2] Обращают не только содержательно (ум), но и сердце. И есть пример нашего училища, где созданы условия для развития жизненных призваний. Так что многие студенты начинают задумываться о семейной жизни, готовиться к ней.

«Если видишь цель постигаемого предмета, сопоставляешь его с целью всего мироздания. Если видишь связь цели твоей жизни с целью изучаемого предмета, если ты прописываешь каждое слово, каждый параграф изучаемого в предмете явления в целостность своего существования, то тогда это знание животворящее. Оно раскрывает тебя самого. Раскрывает возможность жить всем остальным» («Истоковедение», т. 7, с. 193).[3]

Недавно услышала, как д. Валерий говорил с мальчиком-подростком:

— Ты пробовал когда-нибудь быть опорой для мамы?

— Как это? — спросил мальчик

— Ну, когда мама чем-то огорчена, или ругается, или унывает, а ты возьмешь и поддержишь в хорошем, в добром, так чтобы она духом воспряла.

Мальчик задумался и долго не мог ответить. Он, оказывается, никогда даже не предполагал такой возможности.

О. Валерий смог найти такие слова и так сказать их, что они тронули сердце. И ушел Илюша задумчивым после беседы.

Потом он придет в лагерь и снова задумается и в конце концов поймет, как это — быть опорой для мамы. И, когда лет через 10 надумает жениться, семья его будет крепкой, а жена — счастливой, потому что уже сейчас, когда ему 13, он начал обретать качества мужа и отца.

Вот так, задавая в нужный момент вопросы, можно актуализировать для детей жизненные призвания и побудить к развитию в них.

Заключение

Детей воспитывает прежде всего образ жизни их родителей и общества в целом. И если я хочу видеть своих детей добрыми и счастливыми-то начинать надо с себя.

Ничто так не укрепляет и не животворит личность ребенка, как любовь родителей друг к другу. Воспитывая уважение к другому, родитель воспитывает уважение к себе.

Внутренний стержень ребенка формирует отец или образ отца, воспринятый от матери. Мать не одна воспитывает ребенка, а всегда — вместе с отцом и для его радости.

Воспитывая вребенке гражданство, мы учим его любить, а значит — быть счастливым.

Задачей школы на данном этапе будет актуализация в детях жизненных призваний.

В ходе работы над докладом разрешились внутренние вопросы, снялись зажимы.

Основной предстоящий труд вижу над свойствами гражданства: взаимовыручка и взаимоучастие и над свойством сыновства — жертвенность.

Конец и Богу слава!

Список литературы

1 Библия. Притчи царя Соломона.

2 Кузьмин И. А. Истоковедение 8. — Изд. дом «Истоки». Москва, 2005.

3 Кузьмин И. А. Истоковедение 7. — Изд. дом «Истоки». Москва, 2005.

4 Кравцов М. «Воспитание детей на примере Свв. Царственных Страстотерпцев».

5 Два дневника св. мч. и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и о семейной жизни. — Изд. «Псалтирь», 2004.