Доклад «Как мне найти лоно отношений с детьми на летнем служении в детском православном лагере, чтобы это было угодно Богу и спасительно для меня»

Агафоновой Натальи

Обоснование

Основная цель нашей жизни — угодить Богу и прославить Его своей жизнью. «Вы есть свет мира… тако да прославится свет ваш пред людьми, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего иже на небесах» (Мф. 5, 14, 16).

За недолгое пребывание в училище у меня появилось желание угождать Богу и прославлять его своей жизнью. Но не всегда это получается. В большей степени у меня любовь к себе, забота о своей жизни и о своих переживаниях. В наблюдении Промысла Божьего мне открывается глубина Божьей любви ко мне: как же Господь любит Свое создание и заботится о нем! Порой даже не понимаешь, за что Господь мне, такой грешной, подает такие радости и утешения. А как Он печется обо мне — больше, чем я сама о себе забочусь.

Вот, я чудесным образом попала в Свято-Сергиевское училище и в процессе обучения открыла для себя, что у меня проявляются педагогические способности. Поняла, что мне очень нравится заниматься с детьми. Может быть, дети — это мое будущее призвание. Долго я не могла определиться, найти себя в жизни. Окончила институт, получила высшее образование, но в процессе обучения понимала, что это не мое. Мне это было не интересно, не давало жизни. И только здесь, в училище, я поняла, что жизнь я нахожу с детьми.

Сама я ребенком регулярно летнее время проводила в православном лагере «Страна Детства». Все мое детство и юность прошли в этом лагере, и я очень благодарна Богу, что Он сподобил меня великого счастья находиться в «Стране Детства». А теперь наступило время, когда Господь привел меня послужить самой в этом лагере в качестве воспитателя.

В «Стране Детства» я была 10 лет — и в качестве ребенка, и в качестве помощника воспитателя, и в качестве сотрудника. Но воспитателем на детском поселении буду впервые. Очень хочется послужить Богу и детям на летнем поселении. Предстоящее летнее служение в детском православном лагере уже не за горами. С чем же я пойду к детям? О чем мне нужно радеть? К чему их привести? И как мне найти лоно отношений с детьми, чтобы это было угодно Богу и спасительно для меня? Как мне расположить свое сердце к детям невзирая на их характер? Что такое любовь к детям и в чем она должна проявляться?

В своем докладе я попробую ответить на все эти вопросы и увидеть образ полноценного воспитателя на детском поселении.

Основная часть

«Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; Ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: „Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное“» (Мф. 19:13–15).

Ответственность педагога за детей очень велика, и человеку, ставшему на этот путь, необходимо это сознавать. Ведь одна душа для Бога дороже всего мира. Очень важно, чтобы соблазн не пришел через воспитателя, ибо сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, чтобы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили в море…» (Мф.18:6). Из этих слов Евангелия я понимаю, что очень важно, куда и к чему я детей приведу, ведь от этого зависит их дальнейшая жизнь. Поэтому мне как воспитателю нужно стать для детей примером и образцом, чтобы это было угодно Богу.

В моей жизни мне удалось встретиться с душой одного ребенка. В прошлом году на семейном поселении я познакомилась с девочкой 7 лет. Этот ребенок очень расположился ко мне, она искала у меня утешения и понимания, и я открыла свое сердце и пошла навстречу этой девочке. Меня удивило, что с каждой новой встречей она становится мне очень близкой и родной — как младшая сестра. И я стала заботиться о ней и проявлять свою любовь и попечение. Прошел уже почти год, Маша стала мне как родная сестра, я ее очень полюбила — она меня считает своим другом и старшей сестрой, доверяет мне, делится своими переживаниями. А я обрела младшую сестренку, которой могу помочь и поддержать в трудную минуту. После этой встречи, которую Господь мне подал, я поняла, что самое главное — это просто расположить свое сердце к ребенку, не бояться его, а в простоте сердца и искренне проявлять свою заботу, любовь и попечение. А дети это чувствуют.

Если отвечать на вопросы: с чем я пойду к детям? О чем мне нужно радеть? И к чему привести? То я бы ответила так: «К детям я пойду с верой в Бога и упованием на Него, веря, что все, что происходит со мной — не случайно, а промыслительно. И если Господь благословляет меня летом выходить на служение детям и поручает мне детей, значит, это благословленное время и Богу это угодно. А если это угодно Богу, значит спасительно для меня. Ведь Бог есть любовь, и Он заботится и печется обо мне». Какие в артель наберутся дети, я не знаю. Но верю, что Господь промышляет о каждом человеке, значит, дети ко мне попадут именно те, которые нужны мне. Поэтому я пойду к детям с полным упованием на Бога и верой, что Господь поручит мне именно таких детей, которые нужны мне, а я нужна им. Радеть я должна о спасении их души, чтобы они выбрали истинный путь и смогли устоять в этом мире. А привести я их должна к Богу, показать хотя бы маленькую тропинку к свету Божьему. Ведь за всех детей мне придется дать ответ Богу.

Одна сестра говорит, что забота о детях исходит от Бога, т. е. воспитатель должен быть в единении с Богом. Господь через воспитателя воспитывает дитя, а воспитатель, видя Промысел Божий, делает так, как хочет Господь. Тем самым такое попечение о ребенке ведет его ко спасению. А самое главное, это ведь личная забота о человеке, о спасении его души. Привести детей к Богу и не препятствовать им, а наоборот, помочь им становиться на путь Божьего света.

Святейший Патриарх Алексий II говорил: «Подлинный учитель — это тот, кто способен сформировать целостное мировоззрение, дать ученику базовые нравственные ориентиры. Педагог призван способствовать воссозданию человека, то есть восстановлению в нем образа Божьего, а не просто давать какую-то сумму знаний, практические умения и навыки. Необходимо показать ребенку шкалу подлинных ценностей, научить распознавать, что есть добро, а что зло, чтобы ученик, всей окружающей действительностью призванный к необходимости постоянно делать тот или иной выбор, научился этот выбор делать правильно. Учитель должен быть в полном смысле этого слова „педагогом“, то есть детоводителем, ведущим ученика к истине».

C вопросом, как мне найти лоно отношений с детьми, чтобы это было угодно Богу и спасительно для меня, я обратилась к людям и спрашивала о их личном опыте. Один батюшка мне сказал, что выстроено лоно отношений тогда, когда ты точно можешь стоять за ребенка, за его Божье, видя в ребенке образ и подобие Божие, когда между вами будет Христос. Чтобы обрести лоно отношений с детьми, нужно иметь такую любовь, заботу и попечение о ребенке, чтобы отсутствовала всякая корысть.

Из другого истока мне стало ясно, что Господь на эти 25 дней благословляет мне воспитывать детей, и я должна все делать по совести и смотреть на свое сердце — в чем оно находится. В лагере — забыть про себя, про друзей, про сон — там только дети, ты и Господь. Т. е. самоотдача, самопожертвование ради детей. Мне часто этого не хватает — появляются эгоистические наклонности, где-то просто себя жалко. Могла бы дать детям больше тепла, а не дала, могла бы быть искренней, а не была, могла бы отложить свои дела, а не отложила. Это проявлялось в прошлом году на смене, когда я была помощником воспитателя на детском поселении. Я даже боялась детей, не располагала своего сердца навстречу им и из-за этого была какая-то закомплексованность по отношению к детям.

Из этих истоков для себя я сделала выводы: главное — не бояться расположить свое сердце к детям, все делать по совести, видя в ребенке образ Божий и не жалеть себя для детей, жертвовать собой, своими интересами, внимательно наблюдая за своим сердцем.

Одна сестра посоветовала мне воспринимать всерьез все то, что с детьми происходит, т. к. это живые души и они могут переживать, страдать, им может не хватать ласки, любви, тепла, заботы. И все это я должна заметить, понять и дать им. Самое главное — любовь. Как можно больше любви проявлять к детям: кого-то обнять, приласкать, поговорить. Самое главное — это поучаствовать в ребенке, не проходить мимо. Видишь, ребенок без настроения — подойди, спроси, почему такой грустный, что случилось? Может, надо просто посидеть с ним рядом, подарить ему свое тепло, любовь — поговорить, рассказать какой-нибудь пример из жизни. Главное — от души к душе, идти навстречу детям, а дети это чувствуют. У них чистые души, они открываются и доверяют тебе, если чувствуют доброе расположение.

Из этого истока я увидела для себя, что главное — это поучаствовать в ребенке, не проходить мимо и смотреть на свое сердце, в каком состоянии оно находится. И если сердце в недобром расположении к детям, то найти, что этому мешает, покаяться в своих грехах на исповеди и молить Бога о прощении.

Другая сестра из своего личного опыта сказала, что самое главное в обретении лона отношений с детьми — это доверие. Это вместе пережитая боль с ребенком, вместе разделенная радость. Быть правдивой перед совестью и обращаться к Богу за помощью и искренне верить, что Господь поможет. Вера в Бога дает силы. Не причинять боль ребенку, не навязывать ему свое и не давить на него, если он чего-то не хочет, а помолиться и довериться Промыслу Божьему, наблюдая, что Господь хочет сейчас от меня и от этого ребенка. Дать место Богу, не человекоугодничать, а уповать на Бога и не бояться доверять детей Богу. Ведь Господь печется о них больше нас и знает, что и когда кому из них нужно.

Из этого истока я сделала вывод, чтобы дети доверяли мне. А чтобы мне научиться доверять детям, я должна уметь вместе с ребенком разделять его боль и радость, давать место Богу и наблюдать Промысел Его, обращаться за помощью к Богу и верить, что Господь печется Сам об этих детях.

Выверяю свой вывод словами царицы-страстотерпицы Александры Феодоровны: «Наш Господь хочет от нас, чтобы мы не предавали доверия. Верность — великое слово. Наполните любовью свои дни. Забудьте о себе и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. Если сердце жаждет одобрения, благодарности, поддержки — скажите эти слова сегодня. Беда слишком многих людей в том, что их день заполнен праздными словами и ненужными умолчаниями, что они откладывают на потом свою заботу о ком-то.

Не уклоняйтесь от своих обязанностей, какими бы они ни были неприятными. Невыполненный долг в этот день оставит чувство пустоты, а позднее придет чувство сожаления. Делайте что-то нужное в каждый момент своей жизни. Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее. Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения».

А что делать, когда увидишь в ребенке худое, и это тебя отталкивает от него? Как расположить свое сердце к такому ребенку, невзирая на его характер и на его худое? На этот вопрос один брат ответил так: «Нужно проходить мимо этого худого, не видеть грех, а к доброму в ребенке стараться обращаться. Прежде всего, за этим худым видеть душу и образ Божий, а все, что мешает такому расположению сердца к ребенку — отсекать, укоряя себя и помня, что каждая встреча это благословение Божие. Не задеваться его характером, а видеть только доброе. Как мне сказал батюшка: «Воспитатель — это море, а слова детей — камушки. И как камни на дне моря не могут взволновать море, так и слова ребенка не должны задевать и возмущать воспитателя. Все надо покрывать любовью».

Если вспомнить свой опыт, то у меня часто, когда я вижу худое в ребенке, возникает неприязнь к нему, я не вижу за этим душу, сотворенную Богом, обращаю внимание на внешнее и за этим внешним не вижу внутреннего, впадаю в осуждение. Из этого я уразумела, что никогда не надо осуждать ребенка, а когда это происходит — укорять себя и каяться в этом. Надо за худым видеть доброе, образ Божий и если надо отсечь это худое в ребенке, то указать не на ребенка, что это он плохой, а на грех и зло, которое им овладело и помочь ему преодолеть этот грех, чтобы он пережил покаяние и радость от этого.

В подтверждение этому дорогие для меня слова царицы Александры Феодоровны: «Христос знает, что в сердце человека. И когда Он смотрит на нас, Он видит не только какие мы, но и какими мы можем стать. Христос смотрит на молодую жизнь, стоящую перед Ним, и видит в ней под внешней непривлекательностью великолепную зрелость и призывает ее к воплощению.

Иисус всегда видит лучшее в человеке. Он видел возможность добра, которая скрывалась в мытаре за всей его жадностью и беспечностью, и Он призвал его стать одним из Своих друзей. В падшей женщине, которая лежала у Его ног, Он желал увидеть душу непорочную и сказал ей слова милосердия и надежды, которые спасли ее. В каждом, кто появлялся с ним рядом, Он видел возможность выявить что-то хорошее.

Нужно в человеке видеть лучшее, что в нем есть и уметь находить красоту и добро в жизни каждого, если мы хотим вдохновлять людей на развитие лучших их качеств. Богу не нужна помощь, чтобы раскрывать Его бутоны и давать цвести Его розам. Бутоны должны раскрыться и розы должны цвести естественным путем, который определил Господь. Заставлять их цвести раньше времени значило бы их погубить. Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь повлиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может причинить непоправимый вред.

Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развивать духовную жизнь детей — это дать им атмосферу любви и чистоты».

А что такое любовь к детям и как она должна проявляться?

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13:4 -7).

Из своего опыта могу сказать, что любовь — это радость, а плод любви — жертвенность. Проявляется любовь делами — попечением, заботой о детях и молитвой. Главное для меня — это молитва. Именно молитва является важнейшим для православного педагога — когда ты даешь место Богу и надеешься не на свои силы, а на помощь Божью и молишься искренне, в простоте сердца, от души — о детях. Сила молитвы очень велика. Господь слышит каждое движение нашей души и помогает, если с верой молишься. Из опыта могу поделиться, что когда в прошлом году я была с детьми, мне было тяжело, видела, что тяжело и ребенку, и, не зная, как поступить, я обращалась к Богу, и Господь давал мне силы, указывал правильный путь, чтобы можно было найти подход к ребенку.

Ведь Господь сказал: «Без меня не можете делать ничего», «Бог есть любовь». И без любви нет духовной жизни, нет зарождения и развития веры, смирения, кротости, благочестия и других добродетелей, одухотворяющих душу. Апостол Иоанн Богослов повторял всем: «Дети, любите друг друга». А святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Люби… и делай, что хочешь». И, по словам Господа, на двух заповедях — любви к Богу и к ближним — утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37 — 40). «Любовь… есть и совокупность совершенства», — говорит ап. Павел.

Надо окружить детей мудростью, заботой, вниманием, лаской и нежностью, и вместе с тем, когда надо — увещеванием и взыскательностью. Ребенок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они ни проявлялись, если только «все у вас… будет с любовью» (1 Кор. 16:14), если во всех словах наших они будут чувствовать любовь. Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам свое.

Законы любви всюду одни.

«Сын Мой, дай Мне твое сердце», — требует от человека Бог ревнитель (Притч. 23:26). Он требует так, потому что любит человека и хочет при ответной любви безмерно умножать к нему Свою благодать. Здесь приложение Евангельского закона: «Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше» (Лк. 6:38). Не будем же жалеть себя ради детей. Они все вернут нам в свое время сторицей. Пожертвуем нашими личными интересами, личной жизнью и развлечениями. Оставим все, что только может отвлекать и отделять от детей. Хотя бы на время лагеря отдадим себя детям и расположим свое сердце к ним.

Заключение

В обосновании мною были поставлены вопросы: как мне найти лоно отношений с детьми, чтобы это было угодно Богу и спасительно для меня? Как мне расположить свое сердце к детям, невзирая на их характер? Что такое любовь к детям и в чем она должна проявляться?

Обращаясь ко всему вышеописанному, постараюсь подвести итог своего труда.

Я должна:

  1. Верить, что все происходящее со мной не случайно, а промыслительно.
  2. Радеть о спасении детской души ребенка, вести его к Богу и показать маленькую тропинку к свету Божьему.
  3. Расположить свое сердце навстречу к детям, не бояться их, а в простоте сердца, искренне проявлять свою заботу, любовь и попечение.
  4. Видеть в ребенке только лучшее, образ Божий и стоять за его сотворенную Богом душу.
  5. Научить детей распознавать, что есть добро, а что зло.
  6. Иметь доверительные отношения, научиться доверять детям, быть для них другом.
  7. Участвовать в детях, не проходить мимо ребенка: помочь, поддержать, поговорить, проявить внимание.
  8. Смотреть на свое сердце; и если сердце в недобром расположении к детям, то выявлять, что этому способствует и выносить на исповедь.
  9. Давать место Богу, не человекоугодничать, а уповать на Бога и доверять детей Богу.
  10. Проявлять как можно больше любви, не осуждать ребенка, а помочь ему преодолеть себя, если видишь, что ему нужна помощь.
  11. Молиться о себе и о детях и верить в силу молитвы. Окружить ребенка заботой, вниманием, лаской, нежностью и, вместе с тем, когда надо — увещевать и взыскивать.

В работе над докладом я нашла ответы на свои вопросы и увидела ясный образ, который постараюсь опытно освоить и опробовать в предстоящем служении с детьми на детском поселении. Это расположить свое сердце к детям, невзирая на их характер, видеть за худым в ребенке Богом дарованную душу, видеть лучшее в ребенке. Хочу обрести с ними доверительные отношения, стать их другом и постараюсь вместе с ними разделять и скорбь, и радость; наблюдать во всем Промысел Божий и давать место Богу. Буду молиться и надеяться, чтобы Господь меня вразумил, как поступить в той или иной ситуации, чтобы обрести у детей доверие. Хотелось бы дать детям атмосферу любви, доброты и заботы и быть для них примером и образцом, детоводителем, т. е. ведущим детей к истине. Все делать по совести и смотреть на свое сердце, в каком состоянии оно находится. Если сердце в недобром расположении к детям, то смотреть, что этому способствует и выносить на исповедь, каяться и сокрушаться в своих грехах и молить Бога о прощении.

Надеюсь только на Бога, что Господь меня не оставит, будет помогать и наставлять на путь истинный.

Ему же слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Список использованной литературы

  1. Святое Евангелие. Санкт-Петербург, 1875, репринтное изд.
  2. Библия. Москва, 1991.
  3. Марина Кравцова. «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников». Украинская православная церковь. Полтавская епархия. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2005.
  4. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. «Дивный свет: дневниковые записки, переписка, жизнеописание». Издательский дом «Русский Паломник», Москва, 2007.
  5. Н. Е. Пестов. «Путь к совершенной радости. Воспитание детей». Москва, Даниловский Благовестник, 1995.