Доклад «Чуткость к детям», Алексей Мысник
- Подробности
- Опубликовано 27.09.2014 15:48
Обоснование
Усердно приноси Христу труды юности своей и возрадуешься о богатстве безстрастия в старости, ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости.
Св. Иоанн Лествичник.
Кто для меня этот чужой ребенок?
Зачем мне нужны его проблемы?
Выходит, что мне больше нужно, чем ему самому, разве я ему что-то обязан?
«Воспитание без любви делает человека двуликим…»
Все мы изначально, придя учиться, согласились участвовать во всех действиях. Каждый со своим расчетом и чаянием. Никто в то время не знал, с чем ему придется столкнуться. И я бы никогда не подумал, что у меня могут возникнуть подобные вопросы.
Тогда, 2 года назад, меня еще всерьез не касалась эта тема, можно сказать, думал только в общем: мол, дети — детьми, надо воспитывать — воспитаем.
А реальность прошлого и нынешнего годов показала, что не все так просто…
Я говорил детям: «Идите за мной».
Они шли сперва с любопытством…
Во второй раз говорил — «Пойдемте».
Они шли — нехотя, боясь (страшась) встретить строгость.
В третий раз мне приходилось упрашивать детей, и они не шли.
И я начал понимать — впервые я встретил неуязвимую со всех сторон оборону, которую мой танк пройти не мог.
Вначале мою технику начало растрясать раздражительностью, и совладать с собой стало намного труднее, где уж тут воодушевлять других, хоть бы самому не развалиться.
И подумалось мне в утешенье: «Вот так детки попались!»
Но народная мудрость не даст слукавить: «Глас народа — глас Божий».
А детишки и есть тот самый народ Божий.
Значит — что-то этому народу не хватает?
«Слезы упрямства и каприза — это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого настроения (самочувствия) и всегда страдание» (Януш Корчак).
А спрошу-ка я их: «Эй, народ Божий, а чего тебе не хватает?» А в ответ: «Гулять хотим, давай свободу нам — хотим играть».
И соглашаюсь с ними — да, этим утешатся, да не насытятся.
«Обязанность без любви делает человека раздражительным…»
А меня все трясет, и на этом не заканчивается.
«Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает…» (свт. Московский Филарет).
Если детки не хотят по-хорошему, значит, нужно брать приступом, а что с ними церемониться?
— Ну-ка, раз-два, кругом, шагом марш!
И тут опять не получается.
«И строг наш приказ, да не слушают нас».
А в голове все не дает покоя мысль: нужно что-то делать, я ведь в ответе за тех, кого мне поручили…
Ну все, мое терпение подошло к концу, нужно расслабиться, пока что-то внутри не лопнуло.
И что же народ Божий подумает, увидев всегда такого правильного воспитателя в немощи?
И спросят они: «А что так? …и на службу не пошел, а нам наказывал ходить?»
И что им ответить? — нечего…
«Сказать легко, да сделать трудно».
«Воспитание без любви делает человека двуликим…»
Но я не буду унывать, а помолюсь Богу, у святых отцов поживлюсь, Святым Писанием подкреплюсь.
«Взялся за гуж — не говори, что не дюж».
В своем докладе, который я озаглавил «Чуткость к детям», мне хотелось бы осветить несколько вопросов:
- Что такое чуткость?
- Какие добродетели дополняют это чувство, и без каких добродетелей чуткости не может быть?
- Возможно ли без чуткости услышать какую-либо потребность детей и ближних?
История вопроса
Исследуя эти вопросы, я обращался к различным источникам.
О. Иоанн Кронштадтский значительную часть своей жизни посвятил именно детям, и в его жизнеописании раскрываются в полноте чувства и расположения к детям на его собственном примере.
Свт. Феофан Затворник своими трудами отвечает нам на вопрос, откуда берет свое начало истинное расположение христианина к ближнему.
Преп. Иоанн Лествичник в своих трудах раскрывает греховное состояние человека, противное чуткости.
Януш Корчак, посвятивший всю свою жизнь детям, дал мне возможность взглянуть на волнующие меня вопросы с точки зрения детей, благодаря чему я нашел ответы на свои затруднения.
Основная часть
Мне доводилось слышать во время анализов детских праздников, что на празднике было тяжело, многое из запланированного не получилось, а почему — да дети были слишком маленькие, 3–5 лет. Честно признаться, я и сам так оправдывался, пока что-то внутри не изменилось.
Я был на этом празднике в детском саду, и мне в этот раз тяжело не было, но не потому, что я ничего не делал, наоборот — я старался участвовать в детях, вслушивался в ход их мыслей, всматривался в их поведение и, как ни странно, я понимал, что это самая настоящая жизнь и по-другому эти дети жить не могут, да и зачем — это им не нужно — это нужно мне по притязанию.
Порой я ловлю себя на мысли, что часто имею свое мнение о тех или иных вопросах, действиях, событиях, сам не зная, как должно быть на самом деле. Что-то внутри мешает: куча мыслей, мнений, предложений, версий, знаний, и вдруг вопрос — а где же место Богу?
Довелось мне побывать и в доме престарелых. И это событие тоже прошло не беcследно, оставив отпечаток в моем сердце.
Как-то я остался наедине с некоторыми жителями этого заведения; в основном говорили и общались они; я только наблюдал и отвечал на некоторые их вопросы.
Что меня поразило — они при всех своих умственных и физических недостатках не замечали друг в друге этого, общаясь только душою, т. е. тем богодарованным, что в них есть.
У меня внутри родилась мысль: они как дети.
Общаясь с ними, я неожиданно для себя почувствовал, что в мелочах я говорю неправду, а раньше я этого не замечал.
Значит, и дети чувствуют эту неправду, кажущуюся для нас незначительной, но в отличие от этих больных людей, они об этом нам не говорят, а сразу принимают за чистую монету.
«Что лживо, то и гнило».
И это тоже необходимо чувствовать.
Ведь без любви или без терпения и, конечно, попечения я бы и не мог приблизиться к детям или этим людям из дома престарелых и услышать хоть отчасти, чем они живут.
А вот если сложить эти добродетели вместе, то можно будет это все назвать одним словом — чуткость.
Трудясь над вопросами темы, я обратил внимание на труды св. Иоанна Кронштадтского. Этот великий подвижник, прославившийся своей простотой, отзывчивостью и безграничной любовью к людям, имел в своей богоугодной жизни немалый опыт воспитания детей. Вот как о. Иоанн выражал свое отношение к детям:
«Мило посмотреть на эти растения! Цветочки-то какие, например у олеандра, у розы — нашей розы и китайской — глядишь — не наглядишься и скажешь: дивен Ты, Создатель наш, не только в человеке — в Твоем образе и подобии, но и в растениях бездушных, и в цветочках древесных. Впрочем, что нам много говорить о растениях и цветах? Они все-таки дерево, сено — как ни хороши. А вот вы, детки, наши растения, или лучше — Божии, беcценные Вы — наши цветы!»
Отчего же бывает с детьми тяжело, может, все-таки время не то, и дети пошли сложные? Да нет, дети как дети, самые что ни на есть обыкновенные. А может, во мне любви нет, а от этого и чуткости к детям? И это неверно — любовь есть в каждом, а значит, и к чуткости способен каждый, вот только бывает, что терпения не хватает, не для того, чтобы перетерпеть этих несносных детей, а для того, чтобы услышать — что от меня в этот самый момент хочет Господь?
Мне бывает тяжело подойти к ребенку из-за того, что трудно принять его как личность: мол, что с них, маленьких, возьмешь, или что им можно втолковать, ведь они не поймут и т. п., а стоит с терпением вглядеться в глаза детей, и все меняется, и я вижу детей совершенно иных — это меняются не дети, а мое внутреннее расположение, но в нем устоять нелегко, только с Богом: Господи, помоги!
«В делах ли, в общении ли, прежде всего храни свое собственное устроение, т. е. не уклоняйся от заповедей Божиих и не впадай ни в смущение, ни в упорство, ни в пристрастие, ни в своеволие и самооправдание. Помни — делать дело хорошо, тщательно — важно, и это 1/8, но еще более важно сохранить свое устроение — расположение души и духа благоговейное, угодное Богу, и это 7/8».
А в данном случае хранить расположение к детям, помня, что каждое живое существо, созданное Богом, любовью питается, любовью утешается, любовью согревается, любовью воскрыляется и искренне только на любовь и откликается.
И вновь возникает вопрос, почему я самое дорогое должен отдавать детям, кто они мне? Ведь они для меня чужие…
И вновь обращение к Богу…
Но ведь почему-то я оказался именно здесь, и может, для кого-то эти дети чужие, но для Бога нет чужих, а значит, они для меня посланники Божии, посланные мне по только Ему одному ведомому Промыслу. И это тоже нужно услышать, почувствовать и откликнуться.
В таком случае, особое внимание необходимо обратить на попечительную силу души человека. А есть ли она во мне?
«Предмет этой силы — нужда ближнего, причем не только в страдательном смысле, когда ближний страдает, но и в смысле несовершенства, т. е. неполноты ближнего, его неразвитости в чем-то. Тогда уже идет попечение о воспитании ближнего в восполнении его неразвитости».
Господь учит: «Сотвори благо — иной не делает зла, но и добра не делает, не обижает, но и не любит, ты же будь: добр, милосерд, любящ».
Очень легко, руководствуясь своим настроением, прокладывать себе жизненный путь. Потому что труда в этом никакого нет: мне плохо — я ворчу, мне хорошо — я смеюсь, и везде только «мне». А если посмотреть вокруг? Рядом люди — братья, сестры, родители, близкие, дети. И никогда в голову мне не приходило, что те, кто со мною каким-либо образом связаны, могут быть зависимы от моего настроения. Они могут радоваться со мной, могут плакать, могут переживать и сочувствовать мне, в конце концов, могут перенять мое настроение, сами того не подозревая, и зажить им. А что в это время делаю я?
Я ничего не чувствую.
«Каков строитель — такова и обитель».
Свт. Феофан Затворник отвечает нам на вопрос — откуда берет свое начало подобное расположение к ближним:
«Братская любовь к другим не может не быть соединена с уважением к ним. Это же расположение прямо рождается и из чувства родственности. В христианстве же, сем духовном родстве, оно еще естественнее для того, кто глубоко сознает значение христианства.
Христианин — храм Духа Святого, жилище Отчее и Сыновнее. Следовательно, он сосуд Божества. Прими же его, как принесшего к тебе Бога в себе, с благословениями, подобно древнему ковчегу, и притом всякого, велик ли он или мал, беден или богат, умен или нет».
Умом это понимало, а сердцем не чувствую.
Я не чувствую, что порою тем, кто со мною рядом, необходима моя поддержка, пусть даже не словом, не делом, а простым, свойственным человеку постоянным расположением к жизни, к окружающим, к Богу.
И все равно внутри что-то с этим не соглашается — это самолюбие, которое не знает иной жизни, как только для себя.
«Как вы будете держать своих детей в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?» (св. Василий Великий).
И все бы у меня так и продолжалось:
«Нечувствие, как телесное, так и душевное вследствие долговременного недуга нерадения
— жалуюсь на болезнь и не отстаю от вредных для меня снедей; молюсь о своем избавлении от страсти, и тотчас исполняю ее на самом деле; за совершение проступка гневаюсь на самого себя, и не стыжусь слов своих, окаянный.
Худо я поступаю, вопию и усердно продолжаю делать злое» (св. Иоанн Лествичник).
Но наступает новый этап в моей жизни, и то, что было вчера, необходимо исправить и забыть, чтобы враг рода человеческого не смог вселить в мое сердце беcпокойство и уныние. А для того, чтобы было завтра, мне предстоит еще немало потрудиться.
И этот доклад не является совершенным трудом, в нем с Божьей помощью я только наметил шаги к разрешению сложных для меня вопросов. В путь собрался, осталось только пойти, а доброе начало — половина пути.
Господи, помоги!
Заключение
Без чуткости невозможно услышать какую-либо потребность детей и ближних.
Итак, мой багаж, что я возьму с собой:
Быть чутким — это:
- Иметь попечение о воспитании ближнего, в восполнении его неразвитости;
- Отложиться от своего мнения, стараться участвовать в детях, прислушиваться к своему сердцу — что хочет Господь, и обращаться только к богодарованному в детях, невзирая на их недостатки.
Быть праведным, не обманывать ни себя, ни детей, стараясь показать себя лучше, чем я есть на самом деле.
Не должно лгать! — детям в особенности.
- Искать поддержки в примерах святых, помня, что воспитание совершает не воспитатель, а любовь к детям, т. е. Господь. Быть сотрудником Ему в этом.
- В трудные периоды важно не потерять и сохранить сердце в расположении к Богу, а от этого и к детям, помня, что этим детям нужна моя помощь, ведь они этого не имеют, и это есть — сотвори благо.
- Усвоить, что христианин — храм Духа Святого, жилище Отчее и Сыновнее, следовательно, он сосуд Божества, и с ним необходимо обращаться осторожно, чтобы не повредить — «Прими же его, как принесшего к тебе Бога в себе».
- И главное — запастись терпением, и Господь обязательно вразумит меня.
- Господи, помоги…
Шаги труда над обретением чуткости к детям:
- Стараться участвовать в детях, прислушиваясь, что промышляет в это время Господь обо мне и детях. — Искренний характер отношения к детям.
- Невзирая на недостатки детей, постараться увидеть в них богодарованную часть души и обращаться с нею. — Начатки отечественного отношения к детям.
- Принимать детей, как принесших ко мне Бога в себе. — Любовь к детям.
Литература
- Авва Дорофей. Душеполезные поучения (13). — Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994 г.
- Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения (14).
- Иоанн Кронштадтский. Опыты православной педагогики (9).
- Преп. Иоанн Лествичник. Лествица (1, 15).
- Януш Корчак. Как любить ребенка (2).
- Лекции по учению о добродетелях за 2003 г. (11, 12).