Доклад «Что есть наказание», С.А. Кручинин

С. А. Кручинин, 2 класс, 2002 г.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Евр. 12, 11.

Обоснование вопроса

В прошлом году я написал доклад «Преодоление себя в трудностях быта», эта тема очень емкая и глубокая, у нее много разделов.

И вот я решил пойти по одному из направлений этой темы. Я выбрал проблему взаимоотношений младших со старшими и их отношение к Богу. Проблема во взаимоотношениях младших и старших чаще всего начинается с наказания, данного старшим младшему.

Выбор этой темы не случаен, этот доклад прежде всего я пишу для себя, так как сам иногда не могу понять смысл, причину и результат наказания, данного мне кем-то из старших.

«Ибо начальник есть Божий слуга тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13, 4, 5).

Часто бывает, что младший выполняет наказание, но с ропотом, осуждением и т. д. А старший дает наказание иногда автоматически, разумея в себе, что для этого младшего много, а что недостаточно: 50 поклонов или 100, да еще надо подобрать слова поумней да поправильней.

Вот я и хочу разобраться: почему наказание является «медалью о двух сторонах», и как постараться, выполняя наказание или давая его, не согрешить и не повредить своей и чужой душе. Что такое наказание? Помощь или вред? Какие бывают наказания? Как правильно нести наказание и как правильно уметь давать наказание?

«И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает»» (Евр. 12, 5, 6. Прит. 3, 11, 12).

История вопроса

Но прежде чем раскрывать существо этих понятий, давайте посмотрим, как наказание началось для человечества и как его рассматривали Св. Отцы Церкви.

Наказание существует с давних пор, но первое наказание было дано людям от Бога за нарушение заповеди: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от древа, о котором Я заповедал тебе, сказав: „не ешь от него“, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17 — 19).

Это было первое и самое суровое наказание за всю историю человечества.

С тех пор люди стали больны и смертны, грех все возрастал, а люди становились немощны и ленивы.

Человечество стало нарушать Заповеди Божии, а некоторые их вовсе забыли. Люди не слышали Бога и не слышали друг друга.

Наказание стало неотъемлемой частью всякого общества людей.

«Немощи человеческие столь велики, что самые благотворные учреждения для иных остаются безплодными, или не всегда и не во всем плодоносными. Это же имело место и в учережденных пр. Пахомием киновиях, с премудрым уставом, действенно направленным к целями иночествования. То по ослаблению внимания, то по разленению, то по вражескому искушению нередко случались и в них падения с нарушением не только монастырских правил, но и Божеских заповедей…

Из мер, какие принимались к исправлению падавших и утверждению их в сей исправности, составились правила наказания, или епитимий, о которых часто поминается в уставе» (Устав Тавеннискожского общежития. Эпитимии).

Св. Отцы смотрели на наказание не только как на наказание за проступки, но и как на милость Божию.

«Благочестивым наказание посылает Бог от любви, а не от гнева; как отец чад своих наказует, наказует их, но не умерщвляет; бьет, но не убивает. О сем наказании глаголет Апостол: „Его же любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, его же приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог; который бо есть сын егоже не наказует отец?“ (Евр. 12, 6, 7).

И зде правда Божия показуется, которая и малых грехов не оставляет без наказания, хотя с милостью и человеколюбием соединена». — Так говорил свт. Тихон Задонский и добавлял — «Христиане Богом наказуются, да множайший плод добродетелей принесут».

Не всегда современный человек принимает наказание, как милость Божию. Мы смотрим на наказание, как на хуждение и оскорбление, нам кажется, что наказания — это затруднения и помехи от старших, близких. Что это палки в колеса. Мы такие хорошие, а нас оскорбляют. Но св. отцы смотрели на наказание по-другому:

«Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем — от Меня это было» (Духовное завещание преп. Серафима Вырицкого).

Основная часть

1. Теперь, переходя к основной части доклада, давайте посмотрим: что же такое наказание. В словаре С. И. Ожегова находим: «Наказание — мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». А вот что говорит святой Иоанн Златоуст: «Наказание — есть признак деятельной заботы о согрешившем — оно есть проявление любви».

Человек неверующий воспринимает наказания как «меру воздействия». Наказание для него — только в настоящем, тот, кого наказали, может и не выполнять наказания, если его не заставляют; наказывающий — сам себе «и царь и Бог» и может наказывать без меры, сколько ему вздумается. У людей же верующих, особенно православных, наказание не только в настоящем, но и в будущем. Все в руках Божиих. За каждое действие — будь то несение наказания или давание наказания, человек будет отвечать перед Богом на Страшном Суде.

Главным основанием наказания должна быть любовь.

В современном мире очень трудно донести до человека, что есть наказание, каждый мерит по себе. Но самое страшное в том, что и верующие люди забывают — что есть наказание.

Умение нести наказание и давать его надо воспитывать с детства.

«Не давай ему волю в юности и не потворствуй неразумению его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его доколе оно молодо, дабы сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Сир. 30, 11, 12).

2. Так что же такое наказание: помощь или вред?

Вот тут-то и возникают трудности и несогласия.

Кто-то говорит, что наказывать нельзя, надо быть мягче, гуманнее, что наказание калечит душу, делает ее черствой и ожесточенной, но на примере Ветхого Завета мы знаем, что это не так. Вспомним, что именно за пренебрежение наказанием порочных сыновей был осужден Богом священник Илий, да и сыновья плохо кончили.

На примере воспитания детей, где наказание имеет немаловажную роль, мы можем посмотреть на положительную и отрицательную роль наказания. У о. Анатолия (Гармаева) в книге «Пути и ошибки новоначальных» указан и корень отрицательного наказания: «А что делает родительское требование, или претензия к ребенку, которое происходит от родительской самости? Они вот что делают. Родитель долго-долго зудит над ребенком, что не надо делать так, терпит, терпит ребенка, постепенно накаляется внутри себя, потому что ребенок упрямится и делает свое. И в конечном итоге родитель, не владея собой, разгневанный и раздраженный, вырывается из норм приличия, хватает ремень или первый попавшийся в руки мягкий или жесткий предмет и начинает наказывать ребенка. Нет. Это уже не наказание, это истязание ребенка. И до тех пор, пока родитель в своем в возбужденном состоянии не утихает, он не остановится. Это не наказание, здесь нет любви, здесь есть сильное раздражение, досада, задетое родительское самолюбие, отсюда, конечно, рождается истязание».

Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной целью его — исправление дитя. Отсюда следует, что наказание должно быть отеческим и никогда не должно переходить в жестокость; особенно оно не должно совершаться во гневе, ибо гнев человека, по выражению слова Божия, «правды Божией не соделывает» (Иак. 1, 20).

Всегда нужно давать детям заметить, что вы неохотно прибегаете к наказанию, что вам больно браться за тело ребенка, и, если беретесь, то потому, что вас вынуждает к тому родительская любовь, желающая их исправления.

Раздраженный наказывает, чтобы отомстить, но христианские родители должны наказывать не из мести за причиненное им оскорбление, а потому, что дитя совершило грех, оскорбило Бога и подвергло бы себя временной и вечной погибели, если не принять никаких мер к его исправлению.

Вот почему не должно браться за первую попавшуюся палку и наносить ею удары, ибо это легко может иметь дурные последствия и есть варварская жестокость.

Всякое наказание от Бога, и разве может от Бога быть что-то вредное. «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3, 19).

«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай» (Иов. 5, 17).

3. Какие же бывают наказания?

Из видов наказания прежде всего укажем на наказания телесные, которые издревле являются и самыми распространенными, и наиболее действенными, и особенно чувствительными. Об этом средстве и его благотворном влиянии, когда употребляется оно надлежащим образом и с добрыми намерениями, говорится в Священном Писании устами мудрого Соломона: «Язвы и обличения дают мудрость: отрок же заблуждаяй срамляет родители своя» (Прит. 29, 15). История Ветхого Завета изобилует телесными наказаниями, часто с летальным исходом.

Но телесные наказания — отнюдь не единственное средство наказания. Есть еще много средств к наказанию. Между таковыми укажем еще временное лишение пищи, заключение в отдельное помещение (карцер), лишение удовольствий, стояние на коленях, вкушение или выговор, угроза и т. д.

Мать затворника Задонского Георгия имела, например, обыкновение наказывать мальчика за невнимание в церкви земными поклонами и непозволением обедать с собою.

Другая мать за непослушание сына приходить домой вовремя наказывала его тем, что три дня с ним не разговаривала. Сын смирился и с этого времени более не опаздывал.

Старец схиархимандрит Гавриил (Спасо-Елиазаровой пустыни) так рассказывал, как отучала его матушка от шалостей: «Ганя, не шали, вот ты все не слушаешь, шалишь, а мне ответ надо за тебя отдавать Богу. Ты своими шалостями грехи выращиваешь — потом и сам с ними не сладишь».

«Преподобный Пахомий Великий, отлучаясь ненадолго, приказал, чтобы в отсутствие его ни в чем не нарушали уставов монастырских. Но как скоро он возвратился, отрок, бывший под искусом, пришел к нему жаловаться, что братия без него не варили ни зелени, ни каши. Святый старец с улыбкой сказал ему: „Не досадуй, сын мой! Я велю, чтобы все было по-прежнему“. — Потом пошел к иноку, служащему при поваре, и спросил, почто без него оставлен был устав, в рассуждении пищи? Инок начал извинятся тем, что старцы довольствуются сухоядением, а для одних детей, находящихся в новоначалии, ему не хотелось держать круп и масла. „Впрочем, чтобы не сидеть праздно, — продолжал он, — я делал корзины“. — „Принеси же их сюда“, — сказал Пахомий. Инок повиновался. Тогда святой приказал развести огонь и, сожигая труды двух месяцев, говорил: „Ты пренебрег мою заповедь о пищи братии, и я не щажу твоего рукоделия. Не уважать повеления отеческая, служащая к общей пользе, — великий грех. Разве не знаешь, что имеет от Бога воздаяние только тот, кто постится самопроизвольно, а кто не ест поневоле, тот не должен ожидать награды. Твоя леность, или упрямство, или скупость соделали? что воздержание братии потеряло всю цену“. — Инок, почувствовав всю силу наставления Пахомия, с покаянием припадал к ногам его и сам подавал ему свое рукоделие для сожжения».

«Мерзость пред Богом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Прит. 16, 5).

На примере, приведенном выше, мы можем посмотреть на наказания с разных сторон. Отрок, бывший под искусом, пришел жаловаться на старшего. Пахомий Великий мог его наказать за дерзость, за осуждение, за несмирение и т. д., но он любил свою братию и в ответ на жалобу не разгневался, а с улыбкой сказал: «Не досадуй, сын мой! Я велю, чтобы все было по-прежнему».

Пахомий Великий любил своих чад, и брата, проявившего самоволие, наказал не по гневу, а по любви. Давая наказание, святой Пахомий разъяснил иноку, что такое воздержание и какая от него польза, объяснил, что непослушание повелениям отеческим — великий грех. По великой любви к ближнему донес до инока смысл наказания, да так, что инок с покаянием припадал к ногам святаго и сам подавал ему свое рукоделие для сожжения.

«Бог не ради погибели наказывает, но чтобы привести к покаянию. Наказует не ради погибели, но ради спасения, чтобы исправившийся грешник спасение получил. „Судими от Бога наказуемся, да не с миром осудимся“ (1 Кор. 11, 32).

Тако посылаются от Бога глады, пожары, болезни и прочее, дабы мы понудились искать вечных и небесных благ, видя, что нет ничего в мире сем постоянного».

4. «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 7).

«Правильно нести наказание — это принимать все от Бога. Тебе тяжело, ты устал, тебе кажется, что старший над тобой издевается, тебе все надоели, тебя никто не понимает… Господь посылает все это для тебя, тебе в укрепление, Он знает, сколько ты можешь понести, и поэтому это есть твоя мера. Ты выполнил наказание, но тебе говорят, что ты виноват еще больше. Господь, как любящий Отец, дает тебе случай для спасения.

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез — ничто, что страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.

Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты их не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе».

«Ибо я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя» (Иер. 30, 11).

Ненаказанный сын — безчестие отца.

Как правильно уметь давать наказание? Наказание, как и все, исходит от Бога, значит, дающий наказание является проводником воли Божией, участником Промысла Божия. Если Господь есть любовь, если все дела Господа — дела любви, как старший может гневаться или мстить, давая наказание. Наказание, данное с любовью, даст плод покаяния и смирения в наказуемом. Вспомним пример Пахомия Великого, он не раздавал наказания налево и направо, не подходил к наказанию с точки зрения «Я старший, значит я прав», не наказывал для профилактики. Он любил братию и являлся оружием в руках Господних, наказывал вверенную ему братию с любовью и заботой об их спасении.

Прп. Серафим Саровский говорил: «Будь братии не отцом, но матерью».

И если старший дает наказание не из любви, то такое наказание будет направлено против него самого, если не в земной жизни, то в загробной жизни точно.

Старший несет ответственность за младшего перед Богом, и если он это забудет, давая наказание, то оно будет ему как «бич для коня, узда для осла, а палка для глупых» (Прит. 26, 3).

Заключение

Итак, наказание — это не только «мера воздействия», но и наставление, учение.

Наказание должно даваться с любовью, и тогда оно будет всегда в помощь. А вред от наказания будет и для наказуемого и для наказывающего, если наказание дано из гнева или мести, или надмения и будет взято в ожесточение, дерзость, непослушание и осуждение.

Наказание имеет многовековую практику, и для исполнения используются разнообразные средства: от топора до слова. Наказание может быть как физическим, так и духовным.

Наказание используется как для одного человека, так и для рода, нации, расы и всего человечества.

Всякий поступок наказывается совестью.

Если тебя просят старшие по возрасту и по должности (а ты однажды выбрал их старшими для себя): «Сделай то» или «Сделай это», — сделай.

Всегда, что бы ни произошло, что бы ни потребовалось делать, вопреки сиюминутному желанию сохрани спокойствие, терпение и любовь.

Чем можно сохранить спокойствие, терпение и любовь? Как быть, если неожиданный поворот событий выбивает из спокойствия? Если постоянные провинности другого не допускают терпения к нему? Если враждебные отношения не дают проявиться любви?

Что бы в нашей жизни ни происходило, во всем есть божественное предназначение и Им, Богом, положенная определенность, во всем видно радение о нашей жизни, о нашем становлении ради спасения живущего в нас Божьего человека, ради сохранения в нас духовного. Вся человеческая жизнь, события, с которыми мы сталкиваемся, люди, с которыми встречаемся, — все не случайно. Все это даровано нам Промыслом Божиим. Промысел — это радение Бога о человеке, о его становлении, в котором духовное превыше душевного и телесного и в котором от духовного идет преображение душевного и телесного. И потому в уповании на радеющее участие Божие, в надежде на Его присутствие в каждом мгновении нашей жизни мы можем идти спокойно, без суеты и тревоги о завтрашнем дне. Полнота надежды и упование на Бога дает возможность хранить спокойствие, терпение и любовь.

Помни, что всякая помеха

есть Божие наставление,

и потому положи

в сердце свое слово,

которое Я объявил тебе

в сей день, —

от Меня это было.

В ближайшее время мне предстоит летнее служение на детском поселении, в «Трудовой дружине». И там я наверняка столкнусь с проблемой правильного несения наказания и с проблемой умения давать наказание. Прежде всего, наказание нужно уметь правильно переносить, и для этого мне надо научиться:

  1. быть терпеливым и стойким в несении наказаний;
  2. принимать, не роптать и не осуждать старшего, давшего наказание;
  3. принимать наказание от Бога, как действие Его Промысла во спасение моей души.

Выполняя эти действия, я смогу научиться правильно нести наказание и надеюсь, что научившись правильно нести наказание, я смогу научиться правильно давать наказание.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хочу выразить сердечную благодарность за помощь в написании доклада диакону Анатолию (Омельченко), Марии Николаевне Холоповой, Дмитрию Владимировичу Смирнову.

Литература

  1. Библия. — Российское Библейское общество. Москва, 1993 г.
  2. Священник Анатолий Гармаев. Обрести себя. «Свет Православия», выпуск 49. — Макариев-Решемская обитель, 2000 г.
  3. Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. — ИПК «Царицын». Волгоград, 2001 г.
  4. Азбука православного воспитания. Беседы священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. — Москва, 1996 г.
  5. Училище благочестия. — Москва.
  6. Путь к совершенной радости. — «Даниловский благовестник». Москва, 1994 г.
  7. От Меня это было. Преподобный Серафим (Вырицкий). — «Благовест». Москва, 2001 г.
  8. Древние иноческие уставы. — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Москва, 1994 г.
  9. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. — «Самшит». Москва, 1996 г.
  10. Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный Церковно-Славянский словарь. -Отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 г.
  11. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. -«Азбуковик». Москва, 1999 г.