Отчет о летнем служении помощницы директора лагеря, Евгения Масленникова

Евгения Масленникова, 4 класс, 2006 г.

Положительная часть отчета

А. Получилось ли общиноустроение?

  1. В целом на поселении да, частично на детском и больше в «Трудовой дружине».
  2. В подопечных у каждого в свою меру.

1. Цели служения:

  • провести смену;
  • чтобы она состоялась ради воцерковления детей, подростков;
  • чтобы у ребят была жизнь в укладе православного поселения;
  • единство старших, взаимопонимание, доверие друг другу;
  • реализовать запланированное содержание;
  • подготовить смену на следующий год.

Задачи:

  • через события, общение, труд пробуждать в детях жизнелюбие;
  • разобраться в смыслах задаваемых действий: линейка, совместные игры, труд, испытания, другие события, донести их до старших, воспитателей, детей;
  • все узкие обстоятельства принимать;
  • не надеяться на свои силы, а на Господа, от себя же делать все возможное;
  • помогать воспитателям советом из знаний, полученных ранее, из опыта своего и других;

Цели ставились из

  • понимания назначения поселения, как дела воцерковления детей и подростков, возможности побыть в иной среде, без СМИ, моды и проч.;
  • из тревоги за будущее «Страны Детства», так как вижу оскудение в преподавательской подготовке (профессионализме);
  • из чувства обязанности;
  • из чувства дома перед подопечным, воспитателями, о. Сергием;

Как предполагалось осуществлять их?

Достижение целей было заложено еще в проектировании поселения (собеседование).

Чтобы осуществить вторую цель, предполагалась мне держать три сферы: устроения среды жизни (ценностей), служительности (работа, труд, служение), личного возрастания (то есть область испытания). Это было заложено в план.

Третья цель появилась перед самым поселением, после общей беседы с о. Сергием о силе души — жизнелюбии. Ее я взяла, как основную: быть бодрой, жизнерадостной, не давить правилами.

Над четвертой целью предполагалось трудиться, изменяя свой нрав, меняя отношение к ближнему.

Что закладывала в нрав, характер, свойства личности, как сугубое для осуществления целей?

  • Искать для себя жизнь в событии, чтобы позвать туда подопечных.
  • Чтобы общение со мной подвигло к жизни, а не давало только лишь правила.
  • Разумение себя, своих действий, служения.
  • Терпение, самоукорение.

Какие средства, инвентарь, книги привез на поселение?

  • прошлогодние свои дневники;
  • тетради Марины Валерьевны о «Стране Детства»;
  • папки с материалами о «Стране Детства» (основное содержание, цели, задачи, плоды);
  • прошлогодние разработки праздников;
  • песенники;
  • канцелярские товары;
  • материалы для награждения в различных испытаниях.

Из чего было видно в начале лета (года), что цели и задачи осуществимы?

Более всего было видно из подбора воспитательного состава.

Была решимость опять идти в это служение в помощь о. Сергию.

Б.

1. Какие из поставленных целей получилось исполнить?

Удалось провести смену, она состоялась, правда, не все было выполнено.

Получилось исполнить третью цель — чтобы у ребят была жизнь в православном укладе. Это видно по самим детям, как они менялись от события к событию.

Частично исполнена четвертая цель. Это видно по тому, что когда с моей стороны было доверие (а не перестраховка, контроль), действия и события продолжали совершаться, их держали старшие подразделений.

Что получилось исполнить из целей?

Не всегда, но получалось исполнять нравственную цель — участие в ближнем, подопечном — это совет, утешение, подбадривание; помощь детям увидеть свой худой поступок и показать путь, как от этого навыка избавиться; утешением, лаской взбодрить ребят. Очень чувствовалось единодушие, когда в дружине планировались события.

Получилось исполнить профессиональную цель научения церковным поступкам, действиям: например, увидеть себя виновным, признать это, примириться, покаяться, заботиться о младших…

Участие в событиях поселения.

Устроение собственных событий.

2. В какую меру правильные основания, или исток, откуда ставились цели, удалось сохранить?

Основания радения, попечения, переживания о дальнейшей судьбе «Страны Детства» удалось сохранить во время всей смены и сейчас. Это получило свое развитие через сход граждан и жителей, которым небезразлична жизнь «СД».

Чувство долга. Я шла в служении безкорыстно из взаимодейства.

Основание служения ради воцерковления детей мною растерялась, но на поселении единством устроителей это держалось.

В какую меру видны неправильные основания?

Основания были правильные, но их подавляла усталость от труда над собой, который мне дается тяжело, усталость от всего духовного (то есть мое сформированное отношение к Богу — нежизненное, а значит неистинное). Это подавляло.

Совсем не было цели стяжания Духа Святого. Это распознала только при работе над отчетом.

3. Насколько предполагаемое «как осуществить» подтвердилось?

То, что проектировалось до поселения и заложено в план-сетку, осуществилось.

Пыталась, чтобы дети и взрослые жили на поселении, но с первых же дней я стала давить правилами, а взрослых — требованиями. Осознав это, правила и требования вводила по-разному: через игру, через добрый юмор, через веру в человека.

Состоялась решимость сознавать свою вину.

4. Из чего теперь видно, какие цели для тебя осуществимы?

Те, которые ранее планировались.

Те, которые я приняла сама и в их осуществлении находила жизненность.

Разумение себя

1. В этом году мною двигало чувство служения, так как я должна была позаботиться о тех воспитателях, которым на будущий год устраивать смену. Дать им все, чему меня научили, опыт ближнего, свой опыт. Дать смыслы действий и событий, познакомить с педагогическими находками прошлых лет. Это помогало мне деятельно осуществлять поселение. В служении более опиралась на опыт Марины Валерьевны и свой. Видела, что нужно делать, когда, как.

Полноценный образ моего служения складывался из плана, опыта других и своего, советов старших, умений, желания делать.

Осуществить служение помощницы по организации содержания и устроению помог ранее разработанный план, советы о. Сергия, личный опыт. Опыт Марины Валерьевны и других старших воспитателей помогал научить новых старших воспитателей различным действиям обращения к детям, организации дела, события.

Предыдущий опыт воспитателей, свой, а также умение помогали обращаться с ребятами и воспитателями, разрешать трудные ситуации, принимать решения.

Из чего составлялось служение?

Оно осуществлялось из полноценного образа, но в чем-то больше, в чем-то меньше.

2. Умею ли выделить угодные и неугодные Богу действия и расположения?

Если разумею себя, то да, умею, если же пускаю себя на самотек, то нет, просто бывает плохо от каких-то поступков, и все, а причин не ищу.

Угодные Богу действия:

  • советы в помощь воспитателям;
  • упреждения и предостережения от ошибок;
  • помощь ребенку вниманием, беседой, лаской;
  • честное признание своей неправоты, принятие этого, исправление своих ошибок;
  • оправдание ближнего;
  • преодоление лености, нежелания быть в событии или на богослужении.

Угодные Богу расположения:

  • быть слугой Ему в действиях Его Промысла;
  • степенность, тихость, мирность;
  • вера в человека.

Неугодные Богу мои действия:

  • нежелание давать советы просящим, отмашки; в расположении — раздражение;
  • дебелость — пусть, что хотят, то и делают;
  • крик на детей, совершивших проступок; в расположении — вспышка гнева, досады;
  • безразличие к происходящему на поселении, нежелание исповеди.

Чем я это знаю?

Знаю совестью, она, спокойная и не обличающая, давала мне жизнь; судящая, обличающая приводила к покаянию.

Знаю верой: если действие угодно Богу, то чувствую, что Господь рядом, мирно во всех моих составах. Если неугодно Богу — я отдаляюсь от Него, не могу примириться, быть искренней с Ним, мне плохо, ощущаю себя потерянной.

3. Умею ли закреплять угодные Богу действия?

В памяти умею, т. к. из прошлого года сохранила все и пользовалась этим.

В каких действиях была неправдивой?

Нечестной была, когда воспитатели приходили ко мне с вопросом, а я отказывала им в помощи под разными предлогами.

Неискренней и нечестной была перед Богом на молитве, на службе.

На праздничных трапезах, когда заставляла себя сказать или сделать что-либо.

4. Насколько в своем служении шла из духовно-нравственных, церковно-профессиональных оснований?

В своем служении из духовно-нравственных оснований шла очень редко. Были моменты, когда в общении с детьми и подростками пыталась им помочь, поэтому молилась за них и верила, что у них есть чем услышать меня.

В нравственном основании была больше из чувства долга и ответственности, это при работе со старшими воспитателями. Из церковно-профессиональных оснований шла, когда услышала о трагедии в семье ребенка, хотелось помочь матери и дочери.

Какими основаниями была в других действиях?

а) Сама в себе: видя печального, обремененного грузом тяжелых дум, заботой воспитателя и ребенка, старалась развеять этот мрак, дать хоть как-то увидеть радость жизни.

На богослужениях была с чувством усталости, легкого раздражения, ропота.

На педсоветах и организационных сборах была из чувства единодушия.

б) Опираясь на слова людей:

Со старшим «Дружины» говорила, как начальник с подчиненным, требуя безпрекословного подчинения.

Так же требовательно, с раздражением (а не во исправление) отчитывала старшего воспитателя за ошибки.

Когда на трапезах доносила содержание и смысл предстоящего события, делала это 1) из своего желания, чтобы событие состоялось и все в него пошли, и 2) из заботы о самих подопечных. По лицам, отзывам, поднятию рук, встречным вопросам было видно, что слова мои восприняты и доведены у кого-то до спортивного интереса, у кого-то до решимости так сделать, поступить.

Эту работу совершаю по совести, чтобы объективно увидеть себя, в какие моменты из каких оснований иду. Для разумения себя.

5. Из каких оснований формировались мои отношения с устроителями, духовником?

Со старшими детского подразделения отношения формировались из того, что я могу и должна им помочь вести смену, из чувства долга, а в нем ответственности и безкорыстности.

Со старшими дружины была из доверия им. У каждого из них есть опыт работы с подростками, этому я даже в чем-то у них училась.

С о. Сергием, как начальником и духовником поселения, пыталась быть помощницей, как можно больше вопросов решить самостоятельно, не тревожа его. Но это было больше приблизительно, поэтому не хватило сил на основные задачи. Так, по моей вине был сорван в запланированное время склад «СД» и «Золотой день».

6. Что умеешь, что не умеешь, когда нужно?

Умею: дисциплинировать подопечных, себя, коллег по служению, приводить к ответственности коллег по служению, себя — с трудом.

Организовать себя, коллег, детей.

Обретать в содержание служение коллег.

Не могу сказать, что умею скорбеть к Богу о проявлениях своего самолюбия. Обращение к Богу и чувство окаянства для меня живое, приходится бороться со своими самолюбивыми проявлениями.

Не могу сказать, что умею наблюдать отношение в событиях жизни к воле Божией. Над этим тружусь.

7. Выпиши шаги своего развития от поселения к поселению.

а) 1 год. 1-я смена — воспитатель семейки;

2-я смена — воспитатель артели.

2-й год — старший воспитатель (помощница).

3-4-й год — помощница директора по организации содержания и устроению поселения.

б) В умениях и навыках.

1-й год: обрела навык в трудную минуту молиться за детей, применять разные формы организации дела и дисциплинарные методы. Увидела отличие светского воспитателя от церковного. Училась обретать лоно отношений, верить в ребенка.

2-й год: приобрела навык говорить из своей силы души в силу души подопечных. Положила начало труда — доверять Богу, а не себе. Училась наблюдать Промысел Божий о детях, о себе.

3-й год: навыкала выдерживать 10-секундную паузу перед тем, как что-то сказать ребенку. Научилась распределять дела по степени важности.

4-й год: училась находить смыслы действий и событий поселения, их назначение и роль для поселян, доносить их до старших. Навыкла организовывать общепоселенческие события: когда упредить о чем-то, что сказать в упреждении, как лучше донести, к какому человеку лучше обратиться за помощью и советом, кто сможет сделать дело качественно.

в) В нравственных добродетелях.

1-й год: брали в семейке труд по хранению совести.

2-й год: трудилась над искренностью и ответственностью.

3-й год: труд над чувством долга, ответственностью, терпением.

4-й год: укрепилась ответственность, исходящая из самостоятельности служения: если не я, то кто же.

г) В разумении себя и служения.

1-й год: себя разумела очень слабо, служение было больше в представлении.

2-й год: острая необходимость разуметь себя.

3-й год: разумение служения на уровне организации событий. Работа над правилом: «Никогда ни в чем не спеши, обо всем имей разумение».

4-й год: разумение служения в поисках смысла действий и событий.

Разумение служения

1. Что существенное, что обслуживающее в твоем служении?

а) В отношениях к Богу, подопечным, к Церкви, к Отчизне.

В отношении к Богу.

Существенное — наблюдение промыслительных действий о детях, воспитателях, себе, в целом о поселении.

Вера в то, что Господь с нами и имеет попечение о нас.

Благодарность за участие во мне.

Обслуживающее — молитва.

К подопечным.

Существенное — слышание нужды, пробуждение жизненных сил души.

Обслуживающие — забота, ласка, внимательность.

К Церкви.

Существенное — Таинства, честное предстояние на богослужении (пение) из попечения о молящихся.

К Отчизне — имею чувство патриотизма, благодарность Богу за то, что родилась в России.

б) В целях и задачах.

Существенное — помочь найти жизнь в укладе православного поселения.

Обслуживающее — провести смену как запланировано, единство устроителей.

в) В событиях, действиях.

Существенное — знать смыслы.

Обслуживающее — поставить ответственных, подготовить содержательно.

В действиях — знать смыслы.

Обслуживающее — дисциплинировать себя, детей, воспитателей.

Какое место занимают христианские добродетели?

Самоукорение — необходимое орудие для борьбы с самолюбивыми проявлениями.

Реальное людей

Куйда Е. Ф. — обреталась в самостоятельности, смело использовала различные подходы к детям, была им настоящей мамой, имела попечение как о телесном, так и о душевном здравии ребенка; стремилась, чтобы каждое событие поселения прошло с пользой, а не просто с интересом. Имеет потребность в ученичестве, приходила за советом, пыталась за внешними действиями увидеть расположения сердечные.

Рашункина М. А. — искренне пытается видеть в каждом ребенке хорошее, стремится к ученичеству.

Мешали воспитателям в служении — самодостаточность, эмоциональность, непрофессионализм.

Каким видится поселение.

Наблюдала оскудение в педагогической подготовке. Очень не хватало квалифицированной помощи для выхода в Интернет.

Уразумение учений

Из общей педагогики помогли темы: «Сила воспитателя», «Педагогические события».

Семейная педагогика — «Бережность», «Три уровня общения».

Без каких учений невозможно устроение поселения?

Без учения о добродетелях; учения о Церкви; общей педагогики; антропологической педагогики; антропологии; возрастной и коррекционной педагогики; учения о семье; без педагогической практики; без личного труда воспитателя.

Сообразование

Чему научилась, как церковный педагог?

  1. В обращении с подопечными:
    • ставить себя на их место и так оправдывать их поступки;
    • самоотвержению;
    • общению из силы в силу (слово — душа);
    • доверию ближним;
  2. В наблюдении Промысла Божия:
    • быть слугой Богу в Его промыслительных действиях;
    • меньше опираться на себя, а больше уповать на Бога.
  3. В отношении к Церкви, Отчизне.

Конечно, мне хочется, чтоб русская нация воспряла от влияния веяний моды, «нового стиля жизни», «свободы», а по сути безпредела. Хочется, чтобы ребята выросли людьми нравственными, опирающимися на веру своих предков и хранящими ее, трудолюбивыми, честными. Но поняла то, что не следует им говорить, что вот вы живете плохо и неправильно, а надо, как мы. Это похоже на сектантские условия. А нужно понять, почему именно этими ценностями живет человек, познакомиться с этим, не смотреть свысока, а принять все как есть. И потом уже помочь отделить пшеницу от плевел.

Выводы из работы над отчетом

Очень ответственно быть церковным педагогом. Светский развивает большей частью способности, церковный же отвечает перед Богом за душу живую и за то время, которое Господь благословил ему быть с ребенком — как его использовал.

Эта работа дает разумение себя. Был соблазн показать себя в лучшем свете. А зачем?

Следующий год — это труд над тем же правилом: «Никогда ни в чем не спеши, обо всем имей разуменье».