Некоторые особенности служения воспитателем подростков

Евстигнеев Алексей, воспитатель детского православного лагеря «Страна Детства»

В этой статье поделюсь своими наблюдениями, которые сделал, когда был воспитателем подростков в детском православном лагере «Страна Детства».

Лагерь «Страна Детства» устраивается Свято-Сергиевским епархиальным училищем православной катехизации и церковной педагогики города Волгограда. Рассчитан он на 120 человек, треть из которых — подростки. В силу своих возрастных особенностей последние выделены в подразделение «Трудовая Дружина». Подростки живут в палаточном городке, рассчитанном на 35–40 человек.

Основная цель, поставленная устроителями поселения, — воцерковление подростков. Опыт показал, что жизнь подростков соединить с воцерковлением не в параллель, а сделать воцерковлением их жизни, возможно, если выполнить три условия. Первое — иметь воспитателю авторитет среди подростков. Второе — общению подростков дать ведущее место. И третье, — устраивать события так, чтобы подростки, пребывая в них, вместе с пользой для души — воцерковлялись.

Авторитет воспитателя

Наличие или отсутствие авторитета воспитателя становится, порою, определяющим в вопросе: «Происходит ли воспитание ребенка, изменение его нрава или не происходит?» Настолько важен авторитет воспитателя в деле воспитания, что, как замечает протоиерей Василий Зеньковский в своей книге «Педагогика» именно его наличие авторитета у старшего, делает среду, в которой пребывает ребенок — педагогической. Авторитет не есть рабство — это — «доверие, покоящееся на свободном отношении и даже поклонении учителю. В отношениях учителя и ученика есть не только одна вера последнего в первого. Здесь место имеет и плененность учителем, поклонение ему, сознание, что учитель есть руководитель, на которого можно положиться.

Признание авторитета вытекает еще из свободы ученика и ее предполагает. Признание авторитета не только не ослабляет самодеятельности ученика, а наоборот, ее стимулирует. Здесь есть чисто опытное признание, что учитель есть источник света. Это чувство основано на свободе и на вере не столько в человека, сколько в носимую им правду. Такое чувство является источником творчества; авторитет сообщает силы, на которые без него человек не способен. При наличности авторитетного руководителя ученики всех возрастов чувствуют как бы прилив сил, видят и понимают то, что сами по себе они не были бы способны видеть и понимать. Ученики способны апперципировать при наличии авторитета, не с помощью материала, который у них накоплен, но с помощью того, который есть у учителя и который как бы переносится к ним.

Дитя, держась за юбку матери и будучи спокойным, благодаря близости к ней, способно играть и проявлять больше творчества, чем без матери. Подобный же факт возможен и в жизни христианина, когда его близость к Церкви повышает творческие возможности, не говоря, конечно, о чисто благодатном возрастании в Церкви. Но и само по себе пребывание в Церкви подымает и стимулирует творчество» (3, с. 48).

Оказалось, что каждый из нас, воспитателей, очень по разному приходит к подросткам. Один — как «рубаха парень», весь «свой», веселый балагурный. Сразу нравится большинству подростков. Он берет тем, что жизнь с ним и при нем делается легкою, окрыленною, радостною и простою. Он как-то легко умеет сообщить даже унылой душе силы к жизни, праздничность, приподнятость и даже порыв к подвигу.

Другой приходит к подросткам уважительным участием в них. Любое движение души, поступок, слово, интонация уважено. Ничто, даже кривляние или грубость, дерзость не могут вызвать неприязни, досады, возмущения или усмешки. Все будет принято мирно, ко всему в себе подросток услышит расположение. А вслед за этим — участие в нем. Иногда очень глубокое, преданное, верное.

Третий возьмет знанием дела и умением наладить его, вовлечь всех в его исполнение, даст пережить напряжение труда, чувство перспективы, возможность новой цели, нового преодоления себя или вероятность нового этапа работы.

Увы, стать одним из этих трех типов воспитателей оказалось совсем непросто. Первому противятся собственная отягощенность характера. Душа, схваченная рассудком, а в нем разными установками, императивами, вовсе не может сделать что-либо радостное, окрыляющее. Либо в эмоционально-нравственной дебелости ни сама не может жить просто, ни тем более другим сообщить хотя бы какую-нибудь праздничность, порыв к доброму.

Осуществится по второму типу воспитателя мешает собственная властность или самонадеянная требовательность к подросткам — обязаны, должны. Вместо уважения и участия — «качание» прав и «наезды», опрокидывающие, заставляющие, ставящие на место

Осуществиться в третьем типе воспитателя может не дать неумение вовлечь в дело подростков, а это значит — неумение преподать дело в радость и жизнь ребят, нечувствие их, когда ценность дела большая, чем ценность жизни подростков, нелюбовь к ним и любовь к делу, либо, что еще хуже, нелюбовь и к делу, и к подросткам.

Летом, когда воспитатель впервые встречается с детьми, то «на первых порах доверие ему дается совершенно даром, исключительно в силу его положения» (3, с. 49). Однако, в дальнейшем авторитет нужно завоевать.

Часто бывает, что воспитатель полагает много трудов, чтобы приобрести авторитет у своих воспитанников, а иногда авторитет может быть завоеван каким-либо пустяком.

По профессору Зеньковскому «в социологии авторитета есть одно замечательное явление — …то, что можно назвать иррадиацией. Суть его заключается в том, что авторитетность в какой-либо сфере переходит… на другие сферы. Учитель, авторитетный, например, в языкознании, становится для детей авторитетом во всех областях жизни. Копирование младшими старших служит источником творческой силы» (3, с. 52). Это свойство среди современных малоцерковных и нецерковных подростков (но ориентированных к Церкви) может стать первейшей причиной их воцерковления. Если подростки примут своего воспитателя во внецерковной жизни, они невольно пойдут за ним и церковную жизнь. Во всяком случае они бывают не прочь выслушать мнение своего воспитателя, его отношение к событиям, в которых он выразит свое религиозное чувство

Уважение к подросткам, расположение к ним независимо от их характера и поведения дают воспитателю ту меру, такт, и чуткость, с которыми он будет касаться вопросов веры. В ответ в душе подростков невольно открывается навстречу воспитателю то доверие, благодарность и внимание, какими слова о вере и религиозные чувства воспитателя западают в сердце, преобразуют внутренне подростка, питают дух его.

Возраст, с которым нам чаще всего приходится встречаться в лагере — это возраст 14–16 лет. Для ребят в это время характерен более авторитет группы сверстников, чем авторитет взрослых. Ребята более развернуты на среду подростковую. Это черта нашего времени. Но при всем том, что основные интересы и чаяния лежат в области группового общения, у ребят есть тяга, хотя, порою, и безсознательная, к взрослому. Об этом пишет священник Анатолий Гармаев в своей книге «Этапы нравственного развития ребенка»: «Одна из главных трагедий нашего времени — дефицит взрослого общения у подростков, острейший дефицит. Некоторое время, поискав взрослых, подросток делает переворот внутри себя. Это подсознательное явление, где он разворачивается на среду подростковую, которая и без того является для него значимой, т. к. в первое время подросткового возраста для него авторитеты всех взрослых падают, а авторитет всех подростков, сверстников резко возрастает. Это так на внешнем плане. В то же время на внутреннем плане рождается очень глубокая потребность в тонком, интимном общении со взрослыми. Именно один на один, не в массе, а индивидуально, потому, что им открываются такие тайные проблемы, как, например, проблема жизни и смерти, безконечности и конечности, любви и ненависти. Эти пороговые проблемы, которые ставят на грань разлома вообще всю ситуацию жизни, эти тончайшие вещи он должен проговорить наедине, эти внутренние проблемы существуют на самом деле.

На внешнем плане авторитеты все упали, а на внутреннем — тяга к человеку, с которым можно поговорить» (2, с. 104).

По словам Сухомлинского, воспитатель, взрослый, старший «помогает ярко осмыслить то, что смутно вырисовывается в их (подростковом — авт.) сознании». Это одна из возможностей пребывания воспитателя и воспитанника — по глубине жизни.

В жизни бывает еще так, что если взрослый начинает работать на ценностях группы, поддерживает и отталкивается от них, то он становится лидером группы.

«Кто такой лидер? Лидер не тот, кто административно завоевал свою власть (это на самом деле администратор), а тот, кого избрали те, для кого он стал лидером. Так вот, когда подростки выбирают кого-то из взрослых в качестве своего лидера, они выбирают его по принципу поддержки их собственных ценностей. Кто-то из взрослых поддержал их ценности, они чувствуют, что он их понимает, и тогда начинается общение с этим взрослым на групповом уровне, — это то, что происходит на внешнем плане. …Но при этом не надо забывать, что существует еще и всегда остается внутренний поиск личного, близкого общения. Подросток может пытаться завязать этот контакт с лидером группы. Если на уровне личного общения не будет получаться, тогда подросток переживет внутренний сбой — душа его не обрела старшего друга. В группе же он будет оставаться и будет принимать этого лидера» (2, с. 106).

Хотя взрослый будет образцом для подражания, и слово его будет веско, но многие проблемы и откровенные вещи будут оставаться вне этого взрослого. При таком сбое в последующем трудно будет войти в личную жизнь подростка и тем более сложно будет участвовать в устроении его внутреннего мира. Заметим, что администратором быть легко. Для этого много не надо. Но, чтобы сложились личные отношения с подростком, чтобы подросток искал совета или помощи нужно что-то очень большое положить от себя. Это очень непросто. Авва Дорофей говорил, что «кто не презрит всех вещей, славы и телесного покоя, …тот не может ни отсечь своих пожеланий, ни избавиться от гнева и скорби, ни успокоить ближняго» (5, с. 188). Из этого поучения видно, что если не отрешишься от себя, — не узнаешь любви к подросткам, не будешь иметь чуткости к их нуждам, не научишься сопереживать их трудностям, не станешь им другом.

Плохо, если у воспитателя в его служении возникнет искушение реализовать себя в работе с детьми. Реализуются при этом его притязания. Для такого воспитателя вопрос его авторитета перед детьми становится краеугольным, и дети (осознанно или безсознательно) начинают быть средством для реализации его мыслей, идей, чаяний. В таком случае дети похожи на заложников. При этом, в силу разных капризов и претензий воспитателя, они часто лишены права ходатайства за себя, апелляции. Воспитатель служит им соблазном. Происходит та же иррадиация, но уже в другом направлении, где разочарование в воспитателе может дойти вплоть до разочарования в христианстве и Церкви.

Как важно иметь авторитет воспитателю, и как велика ответственность!

Общение современных подростков

Уже упоминалось, что в лагерь к нам приезжают ребята чаще всего 14–16 лет. В этом возрасте «на внешнем плане идет опора на авторитет сверстников, идет интенсивное формирование групп. …В возрасте 14–17 лет подросток… тянется в группу, потому что это единственное место, где он обретает внутреннюю опору, и поэтому идет интенсивное формирование группового общения» (2, с. 106). Нам, воспитателям, об этом нужно знать и ясно различать механизмы, общие схемы, по которым совершается жизнь ребят внутри группы.

Существование подростков по заведенному ими порядку, схеме, порою, запрещает услышать церковный дух, церковное содержание. В этом надо давать себе отчет, чтобы, зная механизмы, делать верные шаги по высвобождению ребенка из власти группы, тем самым, приуготовлять его к иному восприятию содержания жизни и далее уже говорить с ним о церковных вещах.

Из бесед с иереем Анатолием Гармаевым, а также с братьями и сестрами училища и из личных наблюдений опишу, что собою представляет подростковая группа.

Общение группы происходит на эмоциональном уровне, и потому не возникает нужды в глубоком узнавании друг друга.

Предметом общения чаще служат ценности, которыми ребята живут: мода, музыка, обсуждение личных привязанностей. При этом группа, в которой есть девочки, более склонна к частой перемене ее состава. В группе непременно есть лидер, есть подыгрывающий лидеру, есть средняя часть, которая дает устойчивость и есть изгои. Все ссоры обычно происходят на уровне лидеров и им подыгрывающих. Средняя часть колеблясь, склоняется в сторону того, кто сильнее. Значительное место занимают различные привязанности, на уровне симпатии существующие внутри группы. При этом надо знать, что не последнюю роль в утверждении того или иного лидера в группе играют девочки, которые своим вниманием могут или «поднять» лидера из средних, или своим пренебрежением сделать его изгоем. Такова может быть роль девочек.

При таком раскладе дел у ребят потребности в глубоком узнавании друг друга чаще не существуют. Вместо этого выражено постоянное испытание себя и других на место в группе и на устойчивость положения в ней, что и составляет основу жизни ребят в общении. И, в связи с этим, подростки постоянно пребывают «вне себя».

Летом у нас можно наблюдать такую картину: группа ребят между собой ведет разговор. К ним входит старший и говорит что-либо вне области их ценностей. Подростки сказанное воспитателе бессознательно вовлекают в игру между собой, и содержание, данное им, уже используют, чтобы состояться в группе, утвердиться в ней. Отсюда — шутки-прибаутки на церковные темы, утрирование церковных смыслов и многое другое.

Я, когда был воспитателем «Дружины», часто видел подобную картину, пытался что-то сделать для выправления, вразумлял, увещевал, но ничего не получалось. Теперь только ясно, что очень важно и нужно, прежде всего, положить труд по извлечению ребят от зависимости, соподчинения друг другу.

Тогда только ребята смогут по-настоящему, во всей полноте быть в общении между собою, им станут доступны иные ценности, чем те, которыми они жили ранее. И слово воспитателя они начнут слышать уже по-другому.

Одно из действий, которое советует предпринять иерей Анатолий Гармаев, есть частая смена групп по своему составу. Если это семинар,-то частая жеребьевка; если лагерь,-то частая смена в группах по совместному труду. И параллельно с этим — разговор-диалог с ребятами, который ведется мимо предметов их интереса, но в жизненно важном для них (например, о возрастных потребностях). Таким образом, может произойти переформирование группы с новыми ценностями.

Из своих наблюдений мне открылось следующее: несмотря на то, что лагерь православный, может возникнуть скрытый конфликт между ребятами, искренне тянущимися к церковной жизни, и теми, кто живет в церкви внешне, а по внутреннему влеком всеми стихиями мира сего.

В отряде (как у наиболее плотной по жизни единице ребячьего сообщества), если подросткам дают возможность определиться в выборе напарников на труды и на провождение свободного времени, можно увидеть, как образуются две группы. При этом характерно следующее: для одной из групп по отношению к старшим заметна доверительность, открытость. В случае трудностей ребята охотно идут на контакт. В укладе жизни поселения они не испытывают больших затруднений, легки на подъем, расположены молиться.

Другая группа в первую очередь чуждается старшего. Видна за ней двойственная жизнь: при старшем ребята ведут себя иначе, нежели, когда остаются одни. Хотя бывает, что они выказывают всяческие знаки внимания, ищут благосклонности со стороны старшего, но при этом остаются замкнутыми в себе, в своих интересах. У них в ходу бытуют шутки на слова церковного содержания, сказанные воспитателем, чтобы поглумиться над ними и над ним. К сожалению, порой, хорошо зная церковные смыслы, эти ребята ими не живут. Тогда всякое движение церковных ребят к старшему, их естественный отклик на него, воспринимается другими подростками как стукачество. И это может послужить поводом для травли, отвержения церковных ребят. Всякий искренний отклик на нужду имеет реакцию такого рода: «Тебе что, больше всех надо? Ну, давай, паши».

Если конфликтную ситуацию не удается упредить заранее, то воспитателю очень важно поддержать церковных ребят в их ценностях. Каждого лично. В беседе ли, словом ли попутным, сердечным участием. А создавшуюся атмосферу конфликта можно выправить на общих трапезах, линейках немногими, но сильными словами, раскрывающими неправду их жизни. Нельзя оставлять лидерство, утверждающееся на внецерковных ценностях, тем более на попирании церковных подростков. О нем (худом лидерстве) можно и нужно говорить открыто, вскрывая бездуховную его подоплеку, узнаваемо описывать проявление духа самолюбия и самоугодия, раскрывать в противовес ему действия и дыхание совести, действия веры. Порою возможно и прямо обращаться к тому или иному подростку, которые более всего живут худыми ценностями, чтобы при всех повести его к отказу от них. Не «наезжая» на него, напротив, от участия в нем, обращаясь к нему, воспитатель может найти тот верный тон беседы, когда разговор состоится в присутствии всех, и будет добрым уроком для слушающих его. Такая беседа может стать формирующей новые ценности в группе.

Накануне исповеди беседа поставит подростков уже перед Богом. Она даст ребятам возможность глубже сознать в себе неправду и отказаться от того образа жизни, который они отстаивают. Тогда после покаяния, в совместном причастии, они могут пережить единство, чувство мира и упокоения, которого не знали вне Церкви.

Если таких шагов по упреждению конфликтов не делать, то церковные дети, находясь в православном лагере, будут чувствовать себя оставленными воспитателем, что очень тяжело. Если кто из них и выдержит, — будет иметь малую часть вместе с исповедниками Христовыми. Воспитателю же его попустительство может вмениться в грех.

Об устроении событий

Из литературы мы знаем о трех основных принципа работы с молодежью — искренности, системности, деятельности.

Деятельность является одним из главных принципов и означает необходимость быть как можно в большем деятельном сопребывании с подростком в различных событиях. Деятельная форма жизни взрослых с подростками имеет широкое распространение: походы, паломничества, экскурсии и многое другое. Подростки и взрослые, живя в них, испытывают большую радость от взаимного общения, от узнавания нового, от переживания дотоле неведомых ощущений. И это хорошо. Хорошо тем, что дети находятся не где-нибудь во дворовой компании, а в группе сверстников, которые собираются при храме, встречаются со священником, участвуют в Таинствах.

Многие педагоги, стремясь к деятельной жизни с подростками, обретают ее и на том останавливаются, думая, что само участие в событиях уже воспитывает детей. К сожалению, они не видят необходимости в введении ребят в глубину события. При этом реальность такова, что наши дети в этих событиях, т. е. совместных делах, пребывают внутренне по своему существу, т. е. от того, чем и в чем живут постоянно. Это может быть, к примеру, праздность — желание или поиск развлечений. Или — соперничество и чувство превосходства. Может быть и азарт. Поэтому воспитатель должен положить труд к подготовке подростка к предстоящему событию; обезпечить его (подростка) смыслами, чтобы последний ясно мог дать себе отчет, для чего он будет в этом деле участвовать и какую пользу для себя, для своей души извлечет.

Особенность подросткового возраста такова, что там, где ребята искренне отдаются какому-либо делу, там они без труда усваивают смыслы самого дела и от души начинают жить тем, что им подается. Подросток в деле, в событии присутствует уже осознанно, разумно, тогда все трудности, которые могут возникнуть, он будет переносить благодушно и с верным сердечным настроением. Разумное пребывание подростков в событиях дает свободу и живость для нравственных поступков. Ребенок начнет проживать события по глубине сути и все происходящие вокруг него явления и вещи рассматривать с позиций смыслов, которыми осваивает.

По опыту жизни известно несколько шагов, которые хорошо бы было выполнять воспитателю при подготовке детей к предстоящим событиям.

Самое первое — это уяснить цели и задачи дела — события. Затем — что ожидать от подростков в конечном результате, какой плод, т. е. качество души, духа, веры, над которым будет совершаться труд. Из этого уже выстраивать перспективную линию жизни. А самих ребят нужно приготовить рассказом о предстоящем событии и основных его смыслах:

  1. дать упреждения;
  2. раскрыть суть предстоящих событий;
  3. донести до каждого жизненное значение этого действия;
  4. предупредить о «подводных камнях» — трудностях, на которых можно споткнуться;
  5. раскрыть возможные пути и способы преодоления затруднений;
  6. уточнить порядок предстоящего действия, организовать механизм его исполнения (могут быть рассмотрены основные служения ребят и их обязанности в служениях).

В самом событии ребят необходимо поддерживать в смыслах, заданных ранее. Сделать это можно в виде вопросов на осознание себя, ответом на которые может быть простое поднятие рук. Это помогает воспитателю ясно увидеть картину жизни. А сами ребята еще раз с помощью вопросов старшего восстанавливаются в смыслах того или иного дела, события или сердечого чувства.

Удачным вариантом сознания себя для нас было ведение дневников. Дневник может вестись лично, либо быть общим и вестись ребятами по очереди. Мы применяли обе формы.

Вместе с ребятами хорошо было бы посмотреть, как не растерять те обретения, которые получены от совместного пребывания, от труда над нравом. Не потерять при возвращении домой. Встреча с родителями, родственниками часто оказывается катастрофой для ребят. Они не могут устоять в обретенных ценностях. Старая среда часто оказывается сильнее и рассеивает, расслабляет усвоенное в летнем лагере. Еще большим отрицательным влиянием обладает среда школы и улицы. Наконец самым сокрушительным, исподволь действующим влиянием, обладают телевизор и компьютер. В этих многоразных условиях очень трудно остаться исповедником Христа и его Церкви, т. е. ее обычаев и действий, с которыми ребята приезжают домой. Отсюда труд над укреплением способности к исповеданию Христа должен начаться буквально с первого дня летнего лагеря и неусыпно продолжаться до дня разъезда. Эту способность к исповеданию Христа, т. е. умение стоять за церковные ценности, не предавать их, не расслабляться в них и не прятать своей принадлежности и верности им, нужно формировать уже во время лагеря, в их обращении друг с другом. Дело очень непростое, но важное.

Вот примерные шаги воспитателя в устроении событий с подростками и молодежью. Все они были опробованы при работе и очень помогли ребятам в восстановлении правильных церковных смыслов.

В заключение я хочу повторить основные положения и выводы, здесь прозвучавшие.

Авторитет воспитателя не есть рабство, а есть доверие, строящееся на свободном отношении к старшему. Авторитет вдохновляет, воодушевляет воспитанника, дает ему возможность жить не только своим опытом, но и опытом наставника.

Несмотря на то, что у подростков в силу их возрастных особенностей авторитет взрослого, порой, значительно падает, в то же время, по внутреннему у них остается тяга к глубокому общению с ними.

Воспитателю, прежде чем говорить подросткам о каких-либо истинах, необходимо положить труд по извлечению подростков из механизма взаимного соподчинения друг другу в группе.

Необходимо знать, что в летнем поселении, в лагере подростков, возможен конфликт между ребятами церковными и не церковными. Конфликт лучше упредить заранее, вскрывая настроения ребят. Дети, держащиеся жизни по духу церковному, нуждаются в поддержке со стороны воспитателя.

Устраивая какие-либо события (походы, паломничества), необходимо обезпечить их смыслами. От воспитателя требуется труд в подготовке ребенка к его осмысленному пребыванию в событиях. Разумное пребывание в событиях дает свободу и живость для поступков нравственных.

Литература

  1. Анатолий Гармаев, иерей. Конспекты бесед со студентами по разработке семинаров с подростками. 2001 г.
  2. Анатолий Гармаев, иерей. Этапы нравственного развития ребенка. 1998 г. Изд-во «Свет Православия». «Христианский собеседник».
  3. Василий Зеньковский, протопресвитер. Педагогика. М., 1996 г. Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
  4. В. А. Сухомлинский. Потребность человека в человеке. «Педагогика». М., 1987 г.
  5. Прп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994 г.