Отчет о летнем служении воспитателя «Трудовой Дружины», Надежда Аблекаева

Надежда Аблекаева, 3 класс, 2005 г.

Положительная часть отчета

Получилось ли общиноустроение:

  1. в целом в поселении:
    • На поселении производилась общая подготовка к Таинствам, богослужениям — разъясняли в беседах их смыслы.
    • Были общие духовные беседы с отцом Сергием как для детей, так и для подростков.
    • Взаимные совместные молитвы (например, перед и после «Горлицы», за болящую девочку Александру).
    • Производилась общелагерная подготовка к праздникам, разъяснение, размышления над их церковным содержанием.
    • Подготовка к трапезам.
    • Благословлялись на дело всем лагерем (на «Капельку мужества, решимости»).
    • Взаимопомощь (дети помогали подросткам на кухне, замещали их, когда было нужно).
  2. В отряде и подопечных, во мне: с отрядом мы тоже во всем вышеперечисленном участвовали, правда, в устроении праздников и помощи другим не всегда. Причина этому во мне, я сама не смогла повести до конца в это детей, дать им образ общинножительного человека. Приводила в пример девочкам других людей, чтобы они хотя бы за ними в чем-то следовали, но без меня они никуда не хотели в этой области двигаться.

А. 1) Цели:

  1. Поддержать в детях нравственное начало добродетелей.
  2. Не перекрывать жизнь подростков.
  3. Не забывать о Боге, молиться.
  4. Самой не раскисать, быть бодрой, даже если не хочется что-то делать.
  5. Нравственная цель: участие в ближнем, подопечном — утешение, развитие, усовершение, спасение его.
  6. Стараться видеть в людях добрые качества.
  7. Участие в событиях поселения, заданных от старших или церковным кругом.

Устроение собственных событий отряда.

Задачи:

  1. Раскрыть детям качество, над которым будет совершаться труд.
  2. Постараться, чтобы все дети минимум 1 раз за смену причастились.
  3. Проводить беседы.
  4. Слушать, что говорит ближний, не настаивать на своем.
  5. Спрашивать совета.
  6. Просить у Бога помощи и с ней уже делать дела, особенно когда тяжело и нет больше сил.
  7. Помогать ближним советом, если они в этом нуждаются и попросили о помощи.

Поучаствовать в них словом или делом.

2) Цели и задачи ставились мною из чувства необходимости работать на поселении именно так, чтобы получить плоды и была бы жизнь. В точном составе и выборе опиралась на служение прошлого года, на мои в нем недостатки, а также удачи, смотрела, чего не хватает, что дополнить.

3) I. В план входили цели: 1, 2, 3, 4, 6. В представлениях: 7

Из рекомендации от старших поселения — участие друг в друге, взаимопомощь, хотя и в плане она была.

II. Пыталась быть более чуткой к людям, чтобы помогать им, через это видеть в них добро.

Изначально чувствовала, что будет тяжело трудиться на поселении из-за внутренней усталости, поэтому старалась обращаться к Богу, чтобы с Его помощью выходить из немощей.

4) Книги на поселение брала такие же, как и в прошлом году, и еще 3 новые: это дневниковые записи и переписка царя Николая II и императрицы Александры Федоровны и сборник рассказов «Любимым детям», а также рассказы Дж. Лондона. И еще два своих доклада.

5) Слышала и видела, что некоторые цели точно осуществимы только потому, что без них не состоялось бы мое служение, радела о них, готовилась. И по прошлогоднему служению воспитателя знала, а где-то догадывалась, как их осуществлять.

Б. 1)

  • Видно из отзывов самих подростков, было желание еще приехать в лагерь, благодарили.
  • Без Божией помощи я бы ничего хорошего не смогла сделать. Побороть свои немощи и усталость мне самой никогда не удавалось, а если и получалось, то ненадолго. Явно видела, что без молитвы прекращалась жизнь, и я вместе со своим отрядом тогда еле «волочила ноги».
  • Участвовали все вместе с отрядом в праздниках, сходах и других событиях, правда, не все участвовали, но все же на трапезе один раз получилось всех поздравить, на сходах были наработки самих подростков. Вообще-то было очень тяжело вести куда-то детей из-за моей внутренней несобранности.
  • Пыталась не занижать людей, подростков, вести их тоже в это. Было трудно видеть добрые качества в одной девочке, все пыталась, но не получилось. У девочки в то же время была обида, что я ее недооцениваю. Мы с ней пребывали в этом половину смены, пока как-то не раскрылись друг другу в одном разговоре. Здесь все выяснилось, встало на свои места, мы увидели друг друга с другой стороны, и наши отношения изменились в лучшую сторону.
  • Мне очень не хотелось перегружать жизнь детей богослужениями, чтобы они шли туда из живой потребности. А т. к. не у всех она была, то приходилось объяснять им, зачем это надо, и тогда идти в храм. Но чаще всего мне самой не хотелось идти в церковь, поэтому и дети ни все шли. Иногда получалось восстать над собой и повести детей, но это опять-таки было нелегко.

По опыту вижу, что девочки полностью шли за мной, и иногда ради детей восставала над собой, чтобы подарить им жизнь, которой нет у них дома. В чем-то сдерживала себя, в своей неприязни к некоторым людям, а иначе бы все 12 человек, глядя на своего воспитателя, обиделись на этого человека.

Дети для меня были как лакмусовая бумага, по которой я видела все свои недостатки, в чем мне необходимо исправиться, они этого не скрывали и всегда говорили об этом в открытую.

2) Проявлять чуткость к людям, заботу попечение не всегда удавалось, особенно когда были разные «зацепки» на человека. Чуткость необходима была в первую очередь для того, чтобы не перекрывать жизнь подростков, слышать их, идти за ними, помогать им.

Пыталась верить в то, что Господь не оставит, поможет, правда, с моей стороны было мало обращений к Нему, пыталась сама что-то сделать, забывала о Боге, но Господь все равно был рядом, всегда помогал, а я и не задумывалась об этом, а воспринимала всю помощь, как «так и должно быть», поэтому мало благодарила, вела духовную жизнь. Вечернее правило в сокращении просто вычитывала, без особых обращений. Как только оставляла молитву, так сразу все шло наперекосяк, было трудно жить на поселении и хотелось, чтобы смена быстрее кончилась. Так и шло: наблюдения, падения и подъемы.

Пыталась участвовать в людях, подростках, слышать их нужду, советовать. Если это происходило из правильных оснований, то ребята потом сами еще приходили за советом, а если мое участие было из раздражения и без радушия. или «постольку-поскольку», то дети это чувствовали. Поэтому старалась наблюдать за собой: из чего происходит мое участие в людях, чтобы не сделать хуже.

Участие в событиях поселения у меня совершалось из чувства долга перед подопечными. «Дружина» должна была организовать праздник Петра и Павла. Мне не очень хотелось все организовывать, придумывать, но потом поняла, что это необходимо устроить ради ребят, внутренний долг перед детьми помог подняться из своего «не хочу», стало ясно, что «если не я, то кто же». Как только это осознала, то появились силы, и все воспитатели и ребята — подростки «Дружины» смогли проявить инициативу, и мы вместе организовали праздник.

Но не на все праздники и события меня хватило. Еще на один праздник получилось собрать отряд и подготовить поздравление, а на два других нет. Так же в вопросно-ответном вечере я не участвовала, думала, что кто-то сделает или все само собой совершится. Но он не состоялся по причине также и моего нерадения, хотя все дети ждали.

Участие в других событиях поселения происходило подобным образом.

3) Не все запланированное получилось исполнить на поселении из-за недоработки преподавания запланированного содержания.

Так, например, подростков в качество я не вводила, а по жизни уже в чем-то научила. Вообще-то буду честной и скажу, что особого нравственного труда с детьми не вела, больше была занята тем, чтобы традиции «Трудовой дружины» были сохранены, были выполнены правила, чтобы отряд принимал хоть какое-то участие в общелагерных и дружинных событиях, чтобы в отряде девочки были едины между собой.

Жизнь у подростков на поселении была, им было интересно, особенно новеньким, «стареньким» дружинникам было не так интересно, т. к. смена в этом году была не такая живая, как в другие годы. Но мы с ними поговорили в отряде, как это можно исправить, и у них появилась заинтересованность, чтобы сохранить то, что было получено в прошлые смены.

Участие в детях с моей стороны было, мы друг другу доверяли, говорили о своих трудностях, помогали друг другу.

Лично я пыталась вести труд над добродетелью почитания. Это помогало сохранять мир с окружающими людьми, слушать, о чем они говорят. Конечно же, и дети не были в стороне. Они шли за мной, поэтому старались делать то, что я делаю, но с моей стороны не было преподавания им образа, поэтому они так и не знают, что это такое со мной вместе делали.

Разумение себя

1) В служении я двигалась из представлений о нем и из чувства его. Понимала, как оно должно происходить, опираясь и на прошлое служение, и на ту жизнь «Дружины», когда сама была ее участницей в качестве подростка.

Полноценный образ служения складывается у меня, во-превых, из воспоминаний о старой «Дружине», примером здесь для меня являются диакон Валерий и Алексей В., их простое, непринужденное обращение с подростками. Они нам всегда давали свободу, но в то же время помогали и направляли нас в нужное русло, в них мы видели силу, вроде бы они такие же, как и мы, но внутренне выше нас, и поэтому все подростки стремились идти за ними.

Конечно же, на поселении вспоминала образ Макаренко, о. Анатолия Гармаева, как они жили с детьми, так же просто, свободно, все дети получали свои плоды при переходе во взрослую жизнь.

Служение осуществлялось у меня из примера одного воспитателя подростков. В начале смены я спросила у него, какие ему достались дети. Он мне и говорит, что все хорошие, ни одного плохого, все дети «золотые», и радуется. Я думаю: вот повезло человеку, все дети хорошие, а мне, как всегда, не повезло. Потом смотрю на его отряд и ничего не пойму: дети как дети, обычные дети, у всех такие, почему он считает их хорошими? И тут мне стало ясно, что он принимает их такими, какие они есть, не требуя ничего от ребят, без притязаний, просто с ними живет. Тогда и мне захотелось, чтобы все подростки в отряде и «Дружине» были хорошими, и получилось. Мы стали вместе с ними просто жить, я от них ничего не требовала, особых правильных поступков, а как есть, так и есть, постоянно беря пример с воспитателя с «золотыми детьми». Дети это сразу почувствовали, что в них верят, стали доверять мне, а я им. Таким образом, и в моем отряде все девчата стали хорошими, и смена прошла просто и легко, без притязаний.

2) Угодные Богу действия:

  • Давать жить детям.
  • Самой быть собранной и бодрой.
  • Молиться.
  • Верить в ребенка.

Когда преодолевала себя, появлялись силы для новой жизни, их подавал Сам Господь, а когда не выходила из своей расслабленности, то жизнь увядала и переходила в разные заунывные недовольства. Это слышно было по движениям и состояниям сердца, было ясно, в чем в данный момент пребываю.

Также и при молитве — когда была обращенность к Богу, была и радость, а когда вообще не молилась или молилась, но неискренне, то было тяжело, совесть была не на месте.

Вообще вижу, что все угодное Богу дает жизнь, силы, чтобы двигаться дальше, преодолевать трудности, помогать людям и за все это благодарить Господа.

А все неугодное Богу, наоборот, забирает хоть какую-то еще еле текущую «жизнь». В таких случаях было тяжело как мне, так и детям, и всем окружающим.

3) Не всегда получается закрепить угодные Богу действия, чтобы в дальнейшей жизни было к чему стремиться, чаще они просто забываются, даже не успеваю поблагодарить за них Бога, Который Сам их и подал, совершил.

Сейчас стараюсь хотя бы благодарить Бога и людей за разные действия, события жизни, чтобы, если потом и забудется что-то, то хоть не осталось с моей стороны незамеченным.

Нечестно я себя вела:

  1. по отношению ко всему отряду:
    • когда оставляла детей одних из-за своих немощей, хотений;
    • когда сама не шла в храм и детей не вела.
  2. По отношению к моим помощникам — когда делала им при всех ребятах замечания. Я не видела, что принижаю их через это действие, пока они сами мне об этом не сказали.

Неискренность была в тех случаях, когда я участвовала в трудностях подростков и других людей не в полную меру своих сил.

Неискренность в отношениях с Богом: или их вообще не было, или из-за корысти, выгоды для себя.

4) Пыталась советоваться с воспитателями, с Евгенией Юрьевной, как лучше устроить дело, себя повести в нем. Здесь была выгода для меня, я заранее знала, что дело получится лучше, чем если буду сама его устраивать.

Собранности у меня было мало, практически не ощущала себя частью целого, только изредка, когда о. Сергий П. спрашивал, как я, что-то разъяснял. Здесь чувствовала себя частью всего поселения, также на педсоветах, сходах «СД», да и то только потому, что батюшка задавал такой настрой. От себя ничего не делала для обретения чувства единства. С некоторыми воспитателями было единство, хотя не всегда из правильных оснований.

5) Умею дисциплинировать:

  • подопечных: при наведении тишины за столом, для соблюдения правил «Дружины», например, девочки ходят в юбках, аккуратные волосы и т. д.; дисциплина на воде — определенные границы купания и др. правила; соблюдение распорядка дня всем отрядом;
  • себя: это приходилось делать, когда не хотела идти в какое-то действие.

Не умею: хранить дисциплину, когда прибываю сама в эмоциональном состоянии.

Умею организовать:

  • дело, труды: расставить всех по участкам, объяснить обязанности, назначить среди подростков старшего, потом с него спросить о выполнении дела;
  • соблюдать иерархию за столом, на богослужении и в жизни;
  • подготовку к праздникам, правда, не всегда — это зависело от моего желания;
  • строевую подготовку;
  • себя: соблюдать иерархию, знать свое место; организовать себя в трудах, служении — узнать обязанности подготовить себя к служению, на поселении это все выполнять.

Не умею: организовать дело так, чтобы в нем до конца сохранялись бодрый дух и жизнь в подопечных.

Умею: найти литературу, расспросить знающих людей.

Не умею: на подготовительном семинаре или других поясняющих действиях всегда быть ученицей, стараться все услышать, усвоить — порой хладнокровное отношение к произносимому.

Сама старалась жить нравственно, опираясь на училищную жизнь и доклады прошлых лет.

Обретать в подопечных нравственное не очень умею, не совсем ясно, что за 20 дней я смогу в них исправить. «Открыть глаза» на их худое и показать выход — это да, а что более, не вижу.

а) Умею:

  • наблюдать Промысел Божий;
  • молиться.

Не умею: видя волю Божию, идти по ней, нахожусь в своем.

б) Когда действительно сердцем слышу, что поступила неправильно, — умею попросить прощения у Бога, у ближних. Есть попытки с моей стороны исправиться.

Не умею: принимать обличение, когда не считаю себя неправой, тем более скорбеть об этом.

в) Умею: выполнять, стараться хотя бы, упражнения из доклада, просить у Бога помощи в выполнении их.

Не умею: стоять до конца в начатом труде, иногда опускаю руки, происходят падения.

Разумение служения

1. В отношениях к Богу.

Существенное: упование на то, что Господь рядом, молитвенное обращение к Нему.

Обслуживающее: наблюдение Промысла Божия.

В отношениях к подопечным.

Существенное:

  • вера в ребенка;
  • обретение лона отношений;
  • отношение к детям без притязаний;
  • наблюдение Промысла Божия о них.

Обслуживающее: беседы, советы отряда, стараться видеть в детях богодарованную душу.

Центральное, с ними легче исполнять служение, правда, не всегда получается их соблюдать, жить по ним, но прибывая в них, легче бороться с трудностями, хотя во мне этих добродетелей нет, но в служении к некоторым из них старалась идти.

2. Ира Власова, Наташа Агафонова, Лариса. Это девочки 18–19 лет, они были помощниками воспитателя у меня в отряде.

Они все трое стремились к объединению нашего отряда, в целом «Дружины», старались помогать друг другу, быть дружными со всеми девочками.

Они уже не первый год в лагере и «Дружине», поэтому у них есть потребность в нравственном развитии. Они сами мне об этом говорили, помогали, чтобы девочки за смену как-то проявились в нравственном, единственное, у них еще мало опыта, чтобы в этом крепко стоять, не опускать руки.

Для них очень ценен лагерь, т. к. на себе испытали, как тяжело жить верующим людям в миру, особенно их возраста, поэтому всегда стремятся приехать в лагерь, чтобы поддержать в себе уже зародившиеся ценности поселения, и помочь донести их до других. Двое из них граждане «СД».

Ира и Наташа всегда помогали другим, первые поднимали руки на призыв о помощи. Они обе получили знаки доблести.

Ларисе было тяжело в смене, т. к. часто впадала в уныние и собственные настроения, не могла найти выход, да и не очень верила в то, что он есть. В этом была сложность: поднять ее, вытащить из этого состояния. Мы ее поставили старшей по дружинной трапезной, чтобы ей это помогало, но это не всегда имело успех. Из-за этого состояния она не стала вызываться на жителя «СД» и не получила знак доблести. У нее есть замечательное качество правдивости. Она не боится говорить правду, какой бы она ни была. Она ее говорит несмотря на то, что могут измениться отношения с человеком. Так, например, они были с Д. С. еще с прошлого года друзьями, но в этой смене он начал дурачиться, надмеваться, дерзить, обижать девочек. Лариса ему все сказала, что думает о его поступках, ему это не понравилось, и он перестал с ней общаться. Ее это не смутило, правда потом Д. С. первый подошел к Ларисе, чтобы наладить отношения.

У Ларисы за смену обрелась рассудительность. Она сама об этом говорила, что смена была спокойной, было свободное время, чтобы обдумать свои действия, дальнейшую жизнь. И сама Лариса как-то поменялась в своих суждениях.

3. а) Полноценный образ складывается, еще раз повторюсь, из книги А. С. Макаренко «Педагогическая поэма», служения о. Анатолия Гармаева, его примера работы с молодежью и нами, из отношений диакона Валерия и Алексея В. с подростками.

Необходимо: всегда держаться всем воспитателям вместе, помогать, поддерживать друг друга, верить в ребенка, не притязать, создавать единый организм, всегда вести подростка во что-то новое, не останавливаться на одном, даже если оно блестяще выполнено и достигнуто. Давать свободу действий подросткам. Для этого как можно чаще проводить советы отряда, чтобы ребята сами решали дальнейшие шаги жизни. Воспитатель здесь является помощником, чтобы направлять детей в правильную сторону, т. к. они не всегда умеют отделять правые действия от неправых.

Воспитателю очень важно всегда держать совет с коллегами, просить о помощи, держать себя в бодрости, а если она оскудевает, то не стесняться говорить об этом детям, они всегда поймут и будут рады помочь, поддержать. Да, для этого необходимо сначала обрести с подростками лоно отношений, просто войти в их жизнь, быть им другом справедливым, они это слышат и откликаются. И еще, как пишет Я. Корчак, не надо бояться своих ошибок: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

С подростками можно жить одними наблюдениями. Наблюдать за их жизнью, где надо помогать — выправлять их.

И главное — всегда быть с Богом, обращаться к Нему за помощью, наблюдать Его Промысел о всем отряде, лично о каждом человеке, о себе. Особенно в самые тяжелые минуты никогда не стоит унывать, отчаиваться, а всегда жить, просто жить Богом.

Еще хорошо бы вести педагогический дневник. А также воспитатель должен точно знать свои обязанности и четко их исполнять.

б) Практически было исполнено все, только в очень малой степени из-за моего несобранного состояния, не было бодрости и собранности, подготовленности к поселению, иногда не знала, чем занять ребят, да и сама не очень хотела что-либо делать.

4. А. Самостоятельность проявлялось в Зое. Дети приезжают на поселение разные по духовному развитию, и многие только либо начинают молиться, либо пытаются отдохнуть от «молитвенных домашних бдений», и тогда их молитва сходит на нет или сокращается до правила преп. Серафима Саровского. У Зои же было все наоборот. После трудового дня, особенно служения по кухне, весь отряд просил меня, чтобы читали сокращенное правило. Зоя же, наоборот, просилась сама помолиться полным правилом, ходила на богослужения, несмотря на то, что весь отряд не на службе. Она всегда отпрашивалась. Никто этого больше не делал и ей об этом говорили, зачем все это надо, а она все равно так жила, причем просто и легко. Как вижу, это проявление самостоятельности в человеке.

Несамостоятельность часто проявлялось у Вики Касьяновой. Она очень зависела от одной девочки, повторяла все за ней, и когда та стала с ней меньше общаться, Вика очень сильно переживала, что ее бросили, оставили. Вика, особенно после этого, ничего не могла делать и не пошла на прощальный костер.

Б. У меня все в отряде, за исключением 2-3-х человек, были жизнерадостные, неунывающие, правда, каких-то особых проявлений жизненности не было.

Девочки часто помогали мне быть в бодрости духа, веселой.

5. Отряд собирается: общим делом, испытаниями на выживание, походами, молитвой друг за друга, советами отряда.

Дружина: кострами, хороводами, походами, советами воспитателей, «двойным кругом», общей подготовкой к праздникам.

Поселение: педсоветами, когда все воспитатели делятся трудностями и помогают друг другу, богослужениями.

Уразумение учений

Из общей педагогики понадобилось: лоно отношений, педсобытие; сила воспитателя; семинарские записи при подготовке к поселению.

Из возрастной педагогики: способ активного слушания ребенка.

Сообразование

Научилась принимать детей такими, какие они есть, без притязаний, наблюдать за ними.

Убедилась, что все неслучайно, любое действие, событие Господь подает для чего-то.

Например, спокойная смена:

  • время для осмысления жизни;
  • старые дружинники сами могли и хотели хранить традиции и правила «Трудовой Дружины», даже те, которые их всегда нарушали;
  • лично для меня: по моим силам были дети, события, темп жизни.

Выводы

1. Нужен сопровождающий.

Всегда быть в единстве с воспитателями.

Просто принимать детей такими, какие они есть.

Не следует отчаиваться, унывать, когда трудно, а с Божьей помощью восставать из своих немощей.

2. Хочу продолжить начатый труд над добродетелью почитания.

3. Хотела бы побольше узнать что-нибудь из педагогики, пример хороших воспитателей, коррекционную педагогику и что-нибудь о ценностях мира и Церкви.

Пожить с простыми, искренними, просто живущими и за все благодарящими Бога людьми.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.