Отчет сопровождающего подростков семейного поселения, Роман Митяшин

Роман Митяшин, 2005

Как я вижу, в завершившейся смене общиноустроение получилось. Я наблюдал это на разных уровнях: на общепоселенческом это были богослужения, праздники, которые были живыми оттого, что жители поселения в них участвовали от всего сердца. Сход, который дал направление жизни на всю смену. В своих подопечных общиноустроение было обретаемо маленькими шагами: в трудах на кухне, на общепоселенческих трудах. Обреталось же оно через донесение до ребят смыслов, что мы не работаем, а трудимся ради ближних. Для подростков сход был полезен, они почувствовали, каждый в свою меру, жизнь поселения в целом, почувствовали себя частью целого. Также в начале смены общиноустроение чувствовалось много в действиях всех сопровождающих и старшего поселения. Когда в первые дни смены возникали сложные ситуации с подростками, то все воспитатели участвовали в их разрешении. Затруднения разбирались на большом совете и малом. Чувствовалось единодушие и взаимопомощь, все мы были собраны воедино ради одной цели. Мои подопечные это понимали, и в возникших проблемах единодушие устроителей помогало очень сильно, но при этом для части ребят общиноустроение было неприемлемо. Причина в том, что на поселение они приезжали совсем с другими желаниями и потребностями, чем те, которыми живут здесь. Правила поселения были для них невыносимо тяжелы, и по их словам напоминали жизнь в лагере за колючей проволокой. К сожалению, четверо из ребят так и не смогли войти в общинную жизнь. О себе могу сказать, что по внутреннему устроению считаю себя жителем общины, стараюсь исполнять уклад. Но ценность общины для меня не является абсолютной, и внутри у меня нет готовности посвятить свою жизнь служению Богу именно на этом месте. Поэтому себя отношу к временным жителям общины.

Я перед сменой в своем служении ставил три цели. Первые две я брал из доклада, написанного на тему «Восстановление воли».

  1. В служении находить и исполнять волю Божию. Слышать и исполнять волю моих старших.
  2. Второй целью было искоренение сластолюбия для высвобождения воли.
  3. Исполнение служения сопровождающего подростков.

Далее ставился ряд задач, через которые предполагал осуществить цели.

  1. По первой цели:
    • Правило: ничего не делать, не посоветовавшись с моими старшими.
    • Исполненное дело разбирать на совете, как совершил, чтобы видеть положительные и отрицательные стороны.
    • Труд над внутренним устроением в деле по докладу: признание себя за ничто, чувство своей немощи перед Богом, нужда в Его помощи.
    • Перед делом остановиться и совлечься собственного хотения и не желать ни делать, ни отклоняться от дела, если не почувствую, что меня к этому подвигает сознание, что исполняю волю Божию.
    • Во время самого дела мыслью возвращаться к тому, что исполняю волю Божию, а само дело ради угождения Бога.
    • Боязнь перед самим делом преодолевать через отложение всяких размышлений о нем. «Страх — это лишение помощи от рассудка» (Притчи). Поэтому если возникает страх, то лично мне опасно начинать думать о деле, так как все обстоятельства начинают пугать меня.
  2. По второй цели:
    • Задача была поставлена на соблюдение уклада жизни поселения.
    • Труд над воздержанием в пище.
  3. По третьей цели:
    • Задача: помощь сопровождающему объединения в решении затруднений в семье, связанных с отношениями родителей и подростков.
    • Обрести лоно отношений с подростками.
    • Сформировать ценность семьи у ребят; конечная цель — это привести ребят в семью.
    • Хранение правил поселения и научение свои подопечных тому же.
    • Помощь в воцерковлении: беседы о богослужении.
    • Устроение жизни в нравственном уровне: костер, знакомство, поход, участие в «Горлице», игры, беседы.
    • Организация дежурства с подростками на кухне, проведение его анализа.
    • Устроение на поселении праздника Казанской иконы Божией Матери;
    • Помощь в устроении испытаний на выживание, чтобы объединить семью.
    • Устроение вечера вопросов и ответов.

Подводя итог, могу сказать: перед поселением мною ставилась духовная цель по отношению к себе, то есть к моему спасению — это борьба с грехом, обретение добродетели через послушание старшим.

Третья же цель относилась к моим подопечным и являлась церковно-профессиональной — направлена на развитие задатков подопечных (духовных, нравственных и физических).

Именно через выполнение задач я и собирался осуществлять цели. Но в попечении о них была определенная последовательность.

С чего начать, это известно с первого класса.

1) Обрести лоно отношений, этого я хотел достичь через попечение о них. Ведь ничто так не располагает человека, как забота о нем. Далее знакомство, на котором постараться поближе узнать, кто чем живет, рассказать о себе, чем я живу, но не навязывать своих ценностей. Следующий шаг — добиться уважения, для себя я определил это давно -сделать это через спорт. Потом потихоньку, когда появилась почва для возделывания, можно сеять семена, говорить о правилах, о смыслах. Некоторые из них (правил) ставятся с первого же дня, другие вводятся постепенно. Закрепить и поставить точки над и должен был сходу, где подростки принимали участие. Далее беседы, закрепляющие смыслы схода, чтобы ребята или хотя бы часть из них зажили ими. После этого испытания со своими семьями. Дежурство на кухне, где я ожидал, что появится картина, кто есть кто. Перед дежурством беседа, вводящая в смыслы предстоящего служения и раскрывающая возможные ситуации. Для того, чтобы, когда они произойдут, ребята правильно повели себя в них либо вышли из них. После кухни — анализ, чтобы ребята через разумение увидели, кто, как пребывал это время, на следующее дежурство была бы возможность исправиться. Далее — праздник Петра и Павла, ярмарка. В этот же день костер для поддержания жизненности в ребятах. После этого выезд на «Горлицу». «Горлица» должна была стать кульминацией в развитии нравственных качеств. в воспитании мужества, взаимовыручки, почитания, умения слушать, что говорит старший, ответственного исполнения своих обязанностей, терпения, дисциплины, честности, развитии физических способностей, а также необходимых навыков.

После «Горлицы» — праздник преподобного Сергия, но участие в нем предполагал минимальное, так как нужно было время для восстановления сил, и душевных, и физических. Организовать вечер вопросов и ответов. В жизни поселения главное — до конца смены сохранить обретения и не растерять их. Предполагал участие ребят в содержательной подготовке праздника Казанской иконы Божией Матери, через это ввод в общинноустроение. Выезд и знакомство с городом, его историей. Основной целью было зародить в ребятах чувство патриотизма. Провести параллели, чему они научились в Горлице, что им пригодится в экстремальных ситуациях. В конце планировал провести прощальный костер, подвести итог, чтобы ребята сказали, как прошла для них смена, какие ценные уроки они из нее вынесли, что мешало жить в поселении полной жизнью.

Сформировать у ребят ценность прожитого в смене опыта. Сформировать желание приехать на следующий год. Генеральная задача — привести подростков в семью.

Таков был идеальный образ моего служения, и таким образом хотел осуществлять поставленные цели и задачи. Предыдущий опыт говорил мне о возможности осуществления ставившихся мною целей и задач, но генеральной цели — привести подростка в семью я не имел и не знал, как ее осуществить. Также не было ясности: какое время подростки со мною. В эту неясность, как в трещину, попадали неугодные Богу мысли и желания. Например, когда возникали тяжелые ситуации с подростками, то я уходил от их решения, говоря, что это обязанность сопровождающего поселения (объединения), в котором находятся подростки. Также считал, что решение затруднений категорическим методом (отправка домой) — это неугодное Богу действие. Например, не хочет Илья домой. Но сейчас вижу, что это неоднозначная ситуация, ведь я разумно видел, что эти ребята мне не по силам, так лучше я все силы направлю на тех, которые способны принести плод. Теперь мне кажется, что такой подход разумен и угоден Богу, так как делаю это ради служения, а не ради своих удобств.

Если же говорить об основаниях, из которых ставились цели, то первые две ставились из угодных Богу оснований, по той причине, что направлены на мое возвращение к Нему, через обретение добродетелей. Как говорит в Священном Писании Господь: «Радость Моя с сынами человеческими» (Притчи).

Третья цель — сопровождение подростков — также исходила из угодных Богу оснований. Ведь это служение выбирал не я, не я его выдумывал, а получил от старших и старался в начале и середине смены исполнять его как бы для Самого Бога, лучшим образом.

Из прошедшей смены, из отзывов подростков, сопровождающих объединений, моих собственных размышлений видно, какие цели и насколько удалось исполнить.

Послушание старшим исполнил процентов на шестьдесят. Больше половины смены приходил за советом к моим старшим. Старался исполнять то, что мне говорили и советовали, но вот с тем, чтобы приносить послушание, то с этим были проблемы. Чаще всего это происходило в виде деления впечатлениями о совершившихся событиях, но не как послушания. Или же по причине напряженного графика жизни не делал этого. Хотя пользу в этом видел и вижу очень большую.

Вторую цель — воздержание и искоренение самолюбия через исполнение уклада — совершенно не удалось исполнить так, как я представлял это себе в начале смены. Ни утреннее, ни вечернее правило не исполнял по причине множества дел, а также вследствие неправильного использования времени и неорганизованности. При этом первые полторы недели спать получалось в среднем не более шести часов, а часто и меньше, это было в какой-то мере полезно для искоренения самоугодия, но по причине неразумности совершаемого труда привело к болезни и истощению сил в конце смены, после «Горлицы».

По третьей цели удалось исполнить многое. Знакомство, три костра, обрел лоно отношений, хотя и не со всеми в равной степени. С двумя ребятами очень слабо. Праздники Петра и Павла, участие в богослужении и ярмарке дали ребятам жизнь, участие в «Горлице» — это было планируемое событие, которое по плодам превзошло все ожидания. Совершил труд над всеми предполагаемыми качествами, здесь остановлюсь подробнее. Начали с уровнями дисциплинарного: поведение за столом, правила тишины, многие ребята из нашего отряда поражали своей невоспитанностью и грубостью. Чего стоит Викторов Павел, он просто рычал на дежурных, что ему не хватало хлеба, второго и так далее, чем наводил на обслуживающих детей страх. С Пашей пришлось повозиться, прежде чем добиться, чтобы этот, если говорить по существу, уличный грубиян стал сдержанным и вежливым насколько это возможно. За столом также приходилось осваивать нравственное правило: первыми вкушают старшие и далее по возрасту. Это легло на плечи моего помощника Дмитрия Атанова, он через строгие, но ясные и убедительные доводы, сумел добиться почитания старших за нашим столом. Причем хранили это сами ребята. Также воспитывали самостоятельность и привыкание к трудным ситуациям. Жили мы за территорией лагеря, а установка и обустройство лагеря лежало на них самих. Взаимовыручка, забывание себя ради других, для общего дела, а также собранность и ответственность — вот к чему мы вели. Главное же — это мужество. Господь подал, что учения наш отряд прошел отлично, и ребята увидели результат своих трудов и усилий. Закрепление же плодов послал Сам Господь, ситуацию реальной опасности, когда произошел конфликт с целой компанией пьяных ребят. Дети повели себя мужественно и сами устроили охрану лагеря. Лоно отношений после «Горлицы» было на кульминационной точке. Ребята вернулись в Отраду сияющие, и что меня удивило, так это то, что они, будучи стеснительными, рассказывали и делились с родителями и своими воспитателями. Из целей, выписанных на первой странице, удалось выполнить церковно-профессиональную.

2) Но при всем видимом положительном результате мне не удалось сохранить правильные основания. Растерял же их через тщеславие, стал любоваться результатом и невольно угодил в прежнюю ловушку: внутри сказал: хорошо мы это сделали, и внутренние согласился с этим. После этого не замедлили явиться производные тщеславия — лень и своеволие. Последствия же не заставили себя долго ждать. В Отраду вернулся уже больным (вместе со мною заболело еще двое ребят), и до конца смены я пребывал в этом плачевном состоянии. Но все же состоялась поездка в город и прощальный костер. Многие приходили прощаться к моему болезненному одру. Это был бальзам на раны для моего воспаленного самолюбия.

Не удалось подготовить праздник Казанской иконы Божией Матери и вечер вопросов и ответов. Праздник состоялся радением самих поселян, я же принял участие как член содержательной группы, но не как ответственный за весь праздник.

Вечер вопросов и ответов сейчас не вижу, когда можно было бы провести, график был настолько плотным.

Разумение себя

В служении мною движет представление: что, зачем, когда делать. Формируется из прошлого опыта, знаний, учений и совета, а также интуиции, то есть чувства ситуации. Также чувства себя и подопечных. Например, вижу, что какое-либо действие не могу сделать: не хватает душевных и духовных сил, а делать нужно, тогда я отлагаю его, но не забываю и при первой возможности стараюсь совершить.

Чувство подопечных очень важно, так как дает возможность видеть и слышать, что можно сейчас сказать человеку.

Полноценный образ моего служения складывается из плана, который формируется в течение года. Потом умений и опыта. Своих чаяний и хотений, которые связаны с предыдущими сменами. Из совета старших.

Реальное служение совершалось из плана (только касательно основных поселенческих событий), большая часть служения сложилась из умений и прошлого опыта, личных чаяний и совета.

Во время смены к действиям, угодным Богу, отношу: испытания на выживание, потому что во время подготовки был момент, когда побоялся выходить и рассказывать на трапезе об испытаниях, во время подготовки меня приходилось раскачивать, но я все же делал. Также к угодным Богу действиям отношу то, что не унывал, когда встречал со стороны ребят непослушание, шутки по моему поводу, передразнивания за спиной и так далее — все это было. И главное было — не впасть в уныние, а твердо идти дальше, с верою, что делаю Божие дело. Великое дело опыт, благодаря ему удается закрепить угодные Богу действия. Все предыдущие смены дают что-то свое, незаметно в нужный момент приходит решение ситуации, основанное на опыте, и имеет большую силу, я пережил такое в своем служении.

В каких действиях, поступках, событиях служения я был нечестным, неискренним, неправедным. Как я это знаю?

Во время «Горлицы» был нечестным, когда прикрывал рукой погон одной девушки. Сначала услышал от других, что поступаю нечестно, а сам осознал это гораздо позже.

Неискренним был, когда прославляли преподобного Сергия. Нам было дано от старших задание прославить. У меня внутри было возмущение, так как прославлять на трапезе с ребятами у меня не было ни сил, ни желания. Но пошел по послушанию и сейчас вижу огромную от того пользу.

Насколько в своем служении (в каких именно действиях, поступках, событиях) я действовал из духовных, нравственных и церковно-профессиональных оснований.

  1. В «Горлице» был из нравственных и церковно-профессиональных оснований.
    В трудах из тех же оснований, и в испытаниях на выживание.
    На ярмарке в праздник Петра и Павла был из оснований интереса.
  2. Опираясь на реальное людей, их слова, поступки, действия, то есть как менялись взрослые, дети при моих поступках, поведении.
    Ребята говорили, что они слушают меня, потому что я требую от них сделать то, что необходимо. Действительно, во время трудов на поселении я старался донести до ребят важность дела.
    Вначале подростки не слушались, а к середине смены ситуация изменилась, появилось уважение к старшим.
  3. Из неугодных Богу оснований. Под конец смены я впал в них, и стало тяжело собрать детей. Собранность, обретенная на «Горлице», не поддержанная с моей стороны, была утеряна.

Из каких оснований формировались мои отношения с другими устроителями, со старшими поселения, с духовником?

Стремление к соборности было особенно сильно в начале смены. Неизвестность, что ждет в смене, возможно, двигала меня к объединению со старшими одноклассниками. Не духовный мотив, а чувство реальной нужды друг в друге для прохождения служения. К концу смены, когда у меня сложились отношения с подростками, стремление к единству стало значительно слабее.

Со старшим поселения старался вести себя, как со старшим, то есть в послушании. Соборность была в поселении, но внутри себя потребности в ней нет, мешает зацикленность на себе. К соборности стремлюсь из рассудка и из жизненного опыта.

Что умеешь, что не умеешь, когда нужно дисциплинировать.

Могу остановить подростков, когда они нарушают правила. Навести порядок. Себя могу заставить исполнять уклад и распорядок дня, исполнять правила, но ненадолго (то есть не умею дисциплинировать себя на продолжительное время).

Организовать и собрать дело — не умею, часто нет понимания дела, не хватает внимания и навыка распределять последовательность действий, определить конкретную цель и самое главное — идти к ней не отвлекаясь на второстепенные задачи. Также организации дела мешают лень и нерешительность.

Сложность в том, что сам не имел ясности дела, не мог объяснить людям их конкретную задачу.

Жить и действовать из нравственного в служении и обрести в нравственное подопечных. Чем?

Жить и действовать в служении из чувства долга. А кому я должен?

  1. Богу;
  2. общине.

Вести подопечных личным примером, попечением о них в нравственном, физическом, духовном.

В духовном научился начально иметь отношения в событиях жизни к воле Божией. Это проявлялось в отложении себя, своих хотений относительно подопечных. Хочется, чтобы дети слушались, а они ну никак не слушают и не хотят этого. Хочется, чтобы во время дежурства на кухне сохранялась тишина, без шуток и смехотворства, а мое хотение ну никак не исполняется. Раньше я шел «войной» на таких нарушителей, а теперь стараюсь увидеть, для чего Господь это делает, зачем это нужно и как мне себя повести, как поступить.

Скорбь к Богу об осуществлениях своего самолюбия.

В этом году по сравнению с предыдущим я очень мало это действие совершал, а самолюбие проявлялось в гневе на нежелание ребят слушаться.

Разумение служения

Что есть существенное, что обслуживающее в моем служении.

  1. В отношениях к Богу — смирение и исполнение Его воли, ради пребывания с Ним.
    К подопечным — попечение о них, об их нравственном состоянии.
    К Церкви — отдавать в служении себя, не рассуждая, много или мало сделал.
  2. В целях и задачах — сначала предполагал, что существенное для меня — это цели первая и вторая. Но началась смена, и я почти все внимание посвятил третьей цели — сопровождению подростков.
    Соответственно этому и задачи существенные были связаны с этой целью. Устроить события, дающие жизнь: знакомство, костер, «Горлицу». Устроить участие подростков в трудах.
  3. Существенное в событиях, в действиях, в распорядке дня, недели.
    Для меня существенным из событий в течение смены была «Горлица», труды на кухне. Существенным действием было: искание совета, обретение лона отношений с подопечными.

Опиши реальное людей. В чем и у кого проявлялась потребность правильного воцерковления, самосостоятельности.

Одним из таких ребят был Храмцов Иван (16 лет, г. Златоуст). На поселениеи уже третий раз, приехал сознательно, потому что ему нравится жизнь в Отраде. Удивительно, как меняется человек, я помню его два года назад, это был обыкновенный подросток, непослушный, конфликтующий со взрослыми, подчиненный мнению подростковой среды. А в этом году приехал серьезный молодой человек, уже отстаивающий ценности общинной жизни перед другими подростками, хотя для него это большое дело, ведь по характеру он не лидер. Хождение на службу, участие в Таинствах — это все он совершал самостоятельно. В некоторые службы он выбрал трудиться, а на других молился и причащался. Это благодаря воспитанию в семье, но поселение дает ему жизнь, поэтому он сюда стремится. Уезжать ему не хотелось, мы с ним тепло попрощались, он обещал приехать на следующий год.

Викторов Павел. Человек, у которого ревность к Богу была самая большая. Первую службу он причащался, на праздник Петра и Павла хотел приступить к Таинству, но батюшка его не причастил по причине, что он выходил из храма (а он это делал по болезни), это явилось для Паши потрясением, после этого он охладел в своей ревности, на службу ходил, но к Причастию не готовился. Меня поразила сила его стремления, самостоятельность.

У кого какая несостоятельность?

Несостоятельность ясно была видна у Павла. В семье у него такая ситуация, что все домашние хлопоты мама (а они живут вдвоем) возложила на Пашу и слишком давит на него. Вследствие этого у него неуверенность в себе, даже в элементарных действиях. Это заметила старшая по кухне, я прислушался к ее совету и старался давать ему ответственные поручения и поддерживать его в уверенности, что он сможет сделать это дело. Что обрелось, это сказать сложно, но он почувствовал, что здесь в него верят, и Паша захотел приехать на будущий год.

В обоих поселениях: отношение ребят к жизни в поселении, его ценностям, друг к другу, к старшим, к младшим. Как я это знаю?

В начале смены у двух-трех ребят отношение к поселению было от крайне отрицательного до равнодушного, а к концу смены одна треть относилась к поселению негативно, а две трети положительно, это я знаю по их же отзывам на последнем костре и перед отъездом.

Чем целое отряда собирается

  1. на уровне событий
    На уровне событий отряд собирается единой целью, к которой стремится каждый, но достигнуть ее можно всем вместе и отсюда возникает потребность в другом.
  2. на уровне личных поступков
    На уровне личных поступков отряд собирается тогда, когда дети видят примеры самоотвержения, что человек забывает себя ради других. Во многом развитие этого качества зависит от воспитателя: если я сам полагаю душу за других, за ребят, то они чувствуют это. Труд же этот совершается по возможности тайно ради Господа, а Господь, видя тайное, подает явно, и ребята начинают меняться. Помимо делания, в содержательном уровне нужно раскрывать значение добродетели самоотвержения и поднимать ее ценность. Этим на уровне поступков собирается отряд уже не столько внешние, сколько внутренние.
  3. на уровне отношения друг к другу
    Отряд собирается, если эти отношения основаны на уважении и почитании друг друга, а это возможно, если видеть в другом хорошее и не зацепляться на плохое, вершиной такого видения является созерцание образа Божия в человеке (это я знаю из учений) — к этому стремлюсь. Если в отряде есть стремление к таким отношениям, то отряд собирается в отношениях, тогда старшие не надмеваются над младшими, а младшие не дерзят, а почитают старших и видят в них больших, чем они, а большее заключается не в чем ином, как в ответственности.
  4. на уровне отношений с Богом
    Так отряд собирается, если есть общая молитва — это утреннее и вечернее правило, молитва за кого-то из их близких, молитва за благополучное совершение общего дела. Важно мне донести до ребят важность общей молитвы и ее силы.

Какое место в собирании целого имели в моем служении христианские добродетели?

Труд: когда мы с отрядом трудились на кухне, то я пытался показать им важность этого труда, что мы готовили пищу для целого поселения. В самом труде на опыте показывал, как много зависит от каждого из них, от того, как они выполняют свою часть в общем деле.

Молитва — по сравнению с прошлым годом труд над этим был сравнительно небольшой, так как не хватало сил. К Богу были воздыхания и обращения. Два года назад я сделал важный для себя вывод: нужно молиться о предстоящем служении в течение года, тогда будет по слову псалмопевца: «Уготовахся и не смутихся».

Самоукорение: над этой добродетелью труд совершался и состоял в том, чтобы видеть свои немощи и признавать их.

Огромное стремление быть для детей примером во всех областях жизни, но я вижу, что другой человек это дело знает лучше и может научить, а внутри страх потерять уважение ребят из-за незнания. Тогда я отходил в сторону и предоставлял этому человеку возможность научить ребят ради их пользы. Это для меня действие нелегкое. Еще пример: произошел конфликт с ребенком, и с упорством доказываю свою точку зрения, но прошло время, и вижу ситуацию трезво, а также то, что я был неправ, тогда иду и признаю свою вину и ищу мира.

Но вопрос звучит так: какое место в моем служении. Ответ — центральное место в моем служении занимают эти добродетели. Отношение с Богом — это стержень всего, а самоукорение в воспитании.

Уразумение учений

Что из содержания учений данного или предыдущих лет, каких именно учений, подтвердилось в опыте, что открылось по-новому благодаря опыту?

Из содержания учений мне пригодилось из общей педагогики: педагогическое событие, обретение лона отношений, формирование зовущего образа, сила церковной и педагогической среды.

Страх за согрешающего ребенка. У меня же часто вместо этого раздражение, обида на него. В этом году пытался уйти от этого. Сначала осознавал, что вошел в это состояние, тогда внутри говорил: «Господи, прости», а внутренне осекался и замолкал. Далее я пытался понять: почему подросток сейчас так поступает, в чем причина, для чего он это делает и к чему это приведет. Также старался понять, для кого эта ситуация. Для меня или для него, или для обоих. Если видел, что во мне возмущение, то старался побороть его терпением, старался внешне не реагировать на поведение, либо бесстрастно увещевать, либо пересекать, но без гнева и раздражения. Также с начала смены я ждал перемены, какая произойдет в ребятах от благодатной атмосферы, которая присутствует на поселении, в конце смены я в который раз удивился и порадовался той перемене, которая в них произошла.

Зная о силе педагогической среды, также старался исполнять:

  1. пример поступка;
  2. прямое влияние на ребенка.
  3. отсечение зла;
  4. побуждение к добру.

Все это пригодилось в этом году.

Не хватало знаний о возрастных особенностях подопечных, это не позволяло мне слышать их чаяния и стремления, знаний об устроении души, а точнее, взаимосвязи внутреннего и внешнего, чтобы по поступкам видеть внутреннее устроение ребенка. Также неумело в словах старался исправлять их через описание их поступков.

Как содержание доклада вошло в служение?

Пытался использовать найденные в докладе изюминки. Результат тот, что полностью исполнил отрицательную сторону, которую описал в докладе, с точной последовательностью угодил в те же ловушки.

Нужно было быть внимательным и старательным к тому, что происходит внутри во время служения, а я увлекся делами, внешней стороной.

Сообразование

Чему я научился за смену как церковный педагог в обращении с подопечными?

В начальной степени закрепил: видеть в ребенке его богодарованную душу, верить, что она есть. Учился терпению и великодушию, не обращать внимания на мелочи.

Стал делать попытки формировать зовущий образ. Получил опыт более продолжительных воспитательных действий (в два-три дня). В наблюдении Промысла Божия обретал новый навык затихать и избегать скоропалительных решений, а видения Промысла Божия пока что не обрел.

Увидел ценность и красоту общинной жизни в единодушия, которое было на советах устроителей поселения, где мы вместе решали проблемы.

Выводы из работы над отчетом

  • Необходим помощник сопровождающего подростков.
  • Искать диалог с сопровождающими объединений, чтобы вместе помогать решать семейные трудности, связанные с подростками.
  • В течение смены держать совет со старшими.
  • В течение года разработать и подготовить события.
  • Уяснить обязанности сопровождающего подростков.
  • Лично для меня смена была полезна тем, что Господь еще раз показал главную страсть, которая мне мешает обретению плодов.
  • Болезнь и расслабление в конце смены — это Промысел Божий обо мне, чтобы я обрел добродетель смирения.
  • Недуги воли — лень и своеволие — это производные тщеславия.

Над чем мне нужно трудиться:

  • В педагогической деятельности идти к духовному уровню, не останавливаться на нравственном.
  • Изучить подростковый возраст.
  • Совершать труд над искоренением своеволия через 1) соблюдение уклада, 2) принятие того, что дается в училище.
  • В духовном плане — это труд над обретением добродетели смирения (нищеты духа). Благодарение Богу, память о грехах.
  • Развивать: благорасположение по Святому Феофану, жизненность, попечительность, также способности (интеллектуальную, музыкальную, творческую).

Последовательность в педагогической деятельности:

  • Обрести лоно отношений с подростками через спорт, экстремальные события; «Горлица» как средство для этого, а далее вести ребят за собой в нравственный, духовный уровни. Генеральная цель — привести ребят в семью, сформировать ценность семьи.

Конец, и Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.