Отчет о служении старшей по кухне на семейном поселении, Мария Аблекаева

Мария Аблекаева, 2005

Положительная часть отчета

А. б) в) Как я вижу сейчас, исходя из жизни на семейном поселении, общиноустроение удавалось поддерживать мне на своем участке — кухне. Это, прежде всего, связанно с тем, что с самого начала смены было сказано об общинном устроении проведения всех праздничных трапез. В связи с этим заявлялась какая-то семья на праздник и сама готовила трапезу. Моя же задача как старшей была в том, чтобы помочь людям устроить все наилучшим образом.

г) В себе, если я поддерживала сама все правила, которые задавались.

Цели:

  1. Выдержать служение смены.
  2. Исполнение своих обязанностей как старшей по кухне.
  3. Помочь родителям и детям войти в труд кухни ради всего поселения.
  4. Исполнять дело качественно, в срок, до конца.
  5. Наблюдение Промысла Божия о людях.

Задачи:

  1. Поставить людей в дело так, чтобы родители были с детьми.
  2. Помощь трудящимся быть в деле ответственными.
  3. Распределение труда по обязанностям.
  4. Качественное приготовление пищи.
  5. Поддержание правил поселения (схода).
  1. Вижу, что цели и все задачи выходят из нравственного, то есть из заботы о ближних, взрослых и детях, чтобы помочь им войти в нравственные смыслы труда, развиваться в этом в меру своих сил.
    А к профессиональному относятся задачи по устройству самого дела (распределение и исполнение своих обязанностей). Быть ответственным в деле — это уже развитие нравственных задатков.
  2. Такие цели и задачи ставились мною из чувства долга перед подопечными, устроителями и старшими поселения.
  3. Опыт, как осуществлять такие цели и задачи у меня был в прошлом году на детском поселении в июне и июле, когда я была старшей по трапезной. Этот образ был мне очень близок, я его хорошо помнила: когда, что и как делала. Оставалось только принести его в Отраду на семейное поселение и попытаться снова воплотить в жизни, соотносясь уже не только с детьми, подростками, но и взрослыми.
    Что было сделано: распределены и написаны обязанности каждого работающего на кухне.
    Еще у меня был большой опыт старшей по кухне в августе прошлого года во время педагогического совета и заочной сессии. Вспоминала, какие трудности были и как возможно их избежать на семейном поселении (детские трапезы отдельно от взрослых, успевать все вовремя накрывать, убрать за детьми).
    Что же касается моего характера и нрава, то, конечно же, запасалась терпением, старалась быть ответственной, открытой, доверительной к людям, послушной старшим устроителям, задаваемым правилам и порядкам.
  4. Для осуществления моих целей на поселении была целая кухня. А также я пользовалась собранными за прошлый год материалами.

    1. В начале лета было видно, что все цели и задачи осуществимы потому, что они были поставлены из реально пережитого мною опыта.
    2. Конечно же, во мне хоть маленькая вера есть и упование на Бога, иначе было бы очень трудно принять благословение быть старшей по кухне за день до начала смены, когда я готовилась совсем к другому служению.

Б. 1) Цели:

Пожалуй, буду описывать каждую цель по порядку, так как все они были осуществимы, только в разную меру.

  1. Слава Богу, служение смены я выдержала, хотя местами было трудновато.
  2. Помогала родителям и детям войти в труд кухни ради всего поселения. Многие имели очень большое попечение о том, чтобы было все хорошо накрыто, равномерно распределены продукты. Если я говорила что-то сделать, то сестры сами начинали думать, как им лучше это разогреть, распределить на всех. Конечно же, это зависит от их способностей, внутренней попечительной силы о других, главное, правильно направить. Дети большей частью упражнялись в накрытии столов и мытье посуды. Здесь, было посложнее, так как ребенку нужно постоянно объяснять, контролировать все его действия, поступки.
  3. Качественно, в срок, до конца тоже не у всех получалось исполнять в полноте.

Самым запоминающимся для меня является объединение Натальи Львовны, так как качественно, в срок и до конца сдавали вечером кухню только они, особенно после четвертого дня дежурства.

В остальные же дни иногда приходилось, как говориться, закрывать глаза на многое при сдаче кухни. Но я пыталась оправдать людей тем, что уже поздно и трудно навести идеальный порядок, когда часто до конца остаются несколько самых стойких человек из объединения.

Такими людьми были несколько человек из объединения Людмилы Валерьевны, которые до последнего все делали, несмотря на то, что все устали и было уже поздно.

Задачи:

  1. Поставить детей и родителей в дело было возможно с помощью распределения обязанностей. Всех ставили на участки, причем там был обязательно старший, к которому прикреплялись все остальные, в том числе и дети.
    Поэтому было с кого спросить. Я работала легко, когда заступало объединение на четыре дня, так как все знали, за что они отвечают и как наилучшим образом исполнить свое дело. В дежурстве по 1–2 дня происходило просто знакомство с обязанностями и небольшой труд над их исполнением.
    В праздничные дни обязанности были распределены, но как-то хаотично, по причине прихода и ухода различных людей, своему личному желанию и их, естественно, ставили на те участки, где более всего нужна помощь.
  2. Качественное приготовление пищи, как видится, выполнялось. Тем более, что после детского поселения мне казалось, что на семейном поселении это сделать будет вообще невозможно, так как здесь все гораздо сложнее с питанием. Но милостью Божией мы не были обделены, всем хватало, особых жалоб не поступало (за что есть всегда особая тревога, чтобы всем хватало). Здесь хочется выразить благодарность Антонине Алексеевне за то, что она все-таки выдала то, что требовалось для трапез. И, конечно же, всем, кто желал своим участием в приготовлении трапез украсить столы, особенно пирогами, в общем, прилагали свое творчество как могли.

Из целей, приведенных ниже в разделе «Содержание отчета о служении», у меня получилось исполнить цель нравственную — участие в ближнем, его развитие в добром.

  1. Цели ставились мною из чувства долга перед подопечными и старшими. До конца смены это сохранилось, а также основание — ответственность в делах своего служения. Старалась быть более попечительной в отношении с людьми, но не всегда хватало сил быть такой с каждым приходящим на кухню.
  2. «Как осуществлять» подтвердилось в плане задуманного. То есть знакомство с объединением, ввод в правила кухни, распределение обязанностей, сам труд и проверка послушаний и участков в конце дня.
    Так, конечно же, происходило не со всеми объединениями, с большей частью подробного анализа дня проводить не удавалось. Иногда я просто говорила замечания со своей стороны. Были случаи, когда сам сопровождающий ко мне подходил и спрашивал о дежурстве на кухне, а потом в объединении проводил совет сам.
  3. Что касается инвентаря и содержания, которое было подготовлено, то все себя оправдало.

    1. Такие цели, как: исполнение своих обязанностей; помощь родителям и детям в освоении труда; качественно, в срок, до конца — они для меня реально осуществимы, так как в этом у меня уже есть небольшой опыт и это получается. А вот с такими целями, как: организация труда детей с родителями, наблюдение Промысла Божия о людях — мне еще предстоит работать. И думаю, что Господь ставит меня на это служение снова, чтобы мне перейти уже в больший труд с самими людьми.
    2. Как я уже говорила, без упования на Господа сделать все невозможно, так как не хватит своих сил, чтобы все устроить ради спасения ближних, где-то нужно отпустить и дать место Богу.

Разумение себя и своего служения

Несмотря на то, что старшей по кухне в семейном поселении я была первый раз, в этом служении мною движет чувство подопечных, некоторые детали прошлого опыта были в представлениях их осуществления на семейном поселении (советы объединений).

Само же деятельное осуществление исходит из чувства заботы о самом деле и желании устроить все так, чтобы было удобно работать как мне самой, так и всем, кто приходит на кухонное служение.

Полноценный образ моего служения

1) Из чего он складывается?

Во-первых, это опыт служения старшей по трапезной в детском поселении в июне и июле прошлого года. К этому относится распределение обязанностей, правила кухни: внешнее и внутреннее. «Дела служения своего исполняй благообразно и тщательно. Дел, на тебе лежащих, не предавай другому. Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением» (Василий Великий).

Мой прошлогодний опыт складывался из образа служения на кухне Костылевой А. А., которая первая стала применять эти правила, и года в Отраде на третьем курсе, когда на кухне была старшей Ирина Ивановна. Ее образ был в том, что за внешней четкостью организации дела была опора на внутренние правила, читалась Псалтирь.

Что же касается различных советов с объединениями, то они были в области знаний, так как реального опыта до сегодняшнего поселения в такой работе не имела.

Мое служение осуществлялось из желания сделать кухню такой, чтобы мне, детям, подросткам, взрослым хотелось бы туда заходить. Было большое желание устроить мирную атмосферу на кухне, чтобы не было скандалов, раздражения как со стороны старших, так и со стороны всех постоянно трудящихся в этом нелегком деле.

Конечно же, в реальной жизни не все получалось идеально. Что касается распределения обязанностей, то с этим проблем не было. Были постоянно вводимы правила. Я помогала их держать через некоторые напоминания, замечания, иногда и наказания.

Что же касается проведения советов, то с этим было сложнее. Наиболее полные советы были в четырехдневном объединении Натальи Львовны в самом начале смены.

А в остальные дни получалось просто говорить замечания о прошедшем дне, где и что исправить. А далее уже сам сопровождающий решал, будет он проводить совет или нет. Знаю точно, что его проводила Людмила Валерьевна, так как она ко мне подходила с этим вопросом.

В этом году, слава Богу, удалось соблюдать правила санитарных норм, особенно хлорирования посуды, хотя до этого обычно руки не доходят. А в этой смене этим занималась медицинская сестра Наталья Крышка. Каких-либо замечаний со стороны Светланы Николаевны не поступало.

2) Угодные Богу действия:

  • хранение правил;
  • проведение советов;
  • делать замечания тем, кто нарушает правила кухни;
  • оправдание ближних;
  • доверие людям.

3) Неугодные Богу действия:

  • когда начиналось возмущение внутри, выражалось недовольство вслух (особенно, когда дежурили подростки);
  • резкость в словах, невнимание к просьбе другого.

Знаю это по совести.

Когда отвечала на предыдущий вопрос, то увидела, что никаких действий почти помню. Несколько было закреплено в памяти, но что они неугодны Богу, подсказывала совесть.

4) Нечестность моя была в том, что не всегда в процессе дежурства Ольги Кочубей приходила помогать, участвовать в устроении дел. Когда уходила с кухни, а людям было нужно что-то от меня в этот момент, а я их не предупредила, что ухожу.

Еще была неправда в отношении сдачи кухни, когда мне что-то не нравилось, но я об этом старалась не говорить, чтобы не напрягать людей лишними заботами. Внутренне пыталась их оправдать. Часто было просто человекоугодие.

5) Мои отношения с другими устроителями формировались из чувства долга. Я всегда чувствовала соборность при общих сборах устроителей, особенно когда совместно искали выход из проблем (поэтому я их не пропускала). А также устроение общепоселенческих праздников (со стороны кухни — трапезы), участие в них.

Со своей стороны иду к соборности по совести, так как чувствую, что от меня многое зависит, если буду отделяться от всех, то из-за этого будет страдать все поселение.

Верою слышу, что все устроение кухни происходило благодаря молитвенной поддержке духовника о. Анатолия, братьев и сестер. Ведь то, что все прошло, слава Богу, тихо и спокойно — это заслуга молитв всего поселения.

6) Умею дисциплинировать:

  1. подопечных;
  2. коллег по служению;
  3. себя.

Умею организовывать:

  1. дело;
  2. людей (не всегда);
  3. себя.

Могу сама держать содержание служения, помогать обретаться в этом подопечным.

Сама могу жить и действовать в служении из нравственного (естественные добродетели), а повести подопечных в это могу не всегда. Если и могу, то, наверное, чувством обязанности и долга.

7) В духовном иметь:

  1. Скорбь к Богу о проявлениях своего самолюбия.
  2. Труд над самоукорением, чтобы просить прощения у ближних.

Разумение служения

  1. В отношении к Богу: существенное — молитва; обслуживающее — чтение Псалтири.
  2. К подопечным: существенное — поддержание в них церковного и нравственного задела, а обслуживающее — все внешнее и внутренние правило кухни.
  3. В целях: существенное — исполнение своих обязанностей старшей по кухне, а обслуживающее — все остальные цели: качественно, в срок, до конца; помощь родителям и детям войти в труд.
  4. В задачах: существенное — поставить людей в дело так, чтобы родители были вместе с детьми, а обслуживающее — поддержание правил поселения (схода); быть в труде ответственным; качественное приготовление пищи.
  5. В распорядке дня: главное — это накрытие столов и обслуживание трапез, а обслуживающее — все остальное время приготовления и уборки.

Христианские добродетели

Главное место занимает послушание старшим, правилам жизни, обязанностям. Над этим я трудилась сама и звала в такой труд всех служащих на кухне, хотя бы в начальной ступени послушания — подчинение. Правило: все делать посоветовавшись.

Также центральное место занимал труд, так как люди вводились не просто во внешнее обеспечение всего лагеря своей работой на кухне, а входили во внутренние нравственные смыслы труда: зачем и ради чего, кого они все совершают.

Воздержание и самоукорение — как обслуживающие добродетели.

Молитва большей частью из нужды или когда тяжело. Чтение Псалтири ради освещения труда и Господнего благословления на всех трудящихся.

Образ моего служения

  1. Приготовить содержание, из которого исходил бы весь остальной труд.
  2. Сделать распределение обязанностей исходя из распорядка дня.
  3. Правило работы на кухне (Василия Великого).
  4. Вспомнить прошлогодний образ кухни и опыт служения старшей по трапезной.
  5. Встретиться с врачом по санитарным нормам.
  6. Продумать советы по кухне для четырех дней объединения.

Опиши реальное людей

А. Проявления самосостоятельности

Из объединения Дениса Сергеевича Иванова:

Андрей — истопник и повар.

Людмила — повар.

Ваня (15 лет) — истопник.

Свое дело держали, стоило только объяснить, как делать, дальше все устраивали сами.

Из объединения Сергея Александровича Бондаря:

Загайнов Валерий, г. Златоуст. Сам рассчитывал, как и что лучше сделать, чтобы все вовремя успеть.

Из объединения Натальи Львовны:

Вячеслав (из Минска) — мыл посуду.

Елена Владимировна — накрытие.

Из объединения Бориса Семеновича:

Наталья (из Германии) — все время занималась выпечкой и сама устраивала, как и что для этого нужно.

Самосостоятельность была разумной, так как каждый из этих людей брал свое дело и исполнял его наилучшим образом. Каждый видел, как лучше устроить дело, но в тоже время спрашивал совет у меня как у старшей, а потом исполнял задуманное.

Есть самосостоятельность, перехваченная своеволием, когда человек делает свое дело вроде бы и хорошо, но не спрашивая совета у старшего, нужно ли это вообще сейчас делать.

Несамосостоятельность проявлялась у некоторых сопровождающих объединений.

Это видно в том, что когда заступали на служение по кухне, было очень трудно собрать объединение, приходилось что-то делать самой, указания исполнялись не с первого раза.

Б. Проявления жизненности.

Из объединения Натальи Львовны:

Елена Константиновна;

Татьяна Васильевна;

Ирина.

Задавали веселость всему роду, это выражалось в том, что труд на кухне был в радость. Придумывали различные названия блюд в меню:

Каша «Тропическая», «Изюминка»;

Чай «Услада»;

Хлеб «Вкуснотеево»;

Щи «Семейные», суп «Здоровье»;

Рис «Грибная радость»;

Рыба «Золотая»;

Компот «Дары лета»;

Баранки «Уплетайки».

В. На что можно было опираться:

Андрей, Людмила, Валерий, Елена Владимировна, Наталья — ответственность, качественное исполнение дела, организация труда.

В чем происходило их развитие: если с начала они только входили в свое дело, обязанности, так как были первый раз на кухне, то потом их исполняли качественно, в срок, до конца, со всем попечением о людях, которые придут на трапезу.

Как вижу, ярким примером собирания целого был четырехдневный труд объединения Натальи Львовны. Здесь имели центральное место такие добродетели, как труд, послушание. Собирание происходило через отношения друг с другом в объединении — взаимопомощь, то есть не только исполнение качественно, в срок, до конца своих обязанностей, но и по их завершении помощь своему ближнему из объединения. Самое яркое и запоминающееся — это вечерняя сдача кухни, когда все были вместе, воедино. Тут же исправлялись все недочеты (хотя, в общем то, их почти и не было). Внешняя чистота и порядок, исполнение в срок — это говорило о внутренней собранности каждого, единодушии, взаимовыручке. Такого дежурства на кухне при мне в течение смены больше не было.

Уразумение учений

Разумея свое служение за смену, вижу, что из «Общей педагогики» за первый класс вспоминала о силах души и способностях, глядя на взрослых и детей, а также проявление их в труде.

Из «Учения о добродетелях» трудилась над, исполнением своих обязанностей качественно, в срок, до конца, ответственностью в деле.

Из христианских добродетелей: послушание — как своим обязанностям, так и старшему; труд-то есть понимание, зачем и ради чего исполняется дело кухни.

Правило: отправляя двоих на дело, назначь старшего.

Из «Возрастной педагогики», глядя на общение детей с родителями, вспоминались различные запечатления, механизмы, которыми ребенок улавливает все движения, тон голоса своего родителя (девочка копирует мать, воспитание мальчиков без отца — полная расслабленность, женственность).

Что же касается педагогического события, то могу сказать, что зачин труда точно пережило четырехдневное объединение, когда каждый день был задаваем труд от внешнего к внутреннему. Это объединения Галины Георгиевны и Натальи Львовны.

Не хватает знаний в области различных психопатических отношений, как помогать из них выходить. А также работа с трудными детьми, то есть коррекционная педагогика.

Доклад

Вижу, что Господь имеет Свой Промысел и обо мне грешной, так как за день до начала смены меня благословили на служение старшей по кухне. Действительно, я была, как говорится, на своем месте. Дело в том, что мой доклад исходил из проблемы моих отношений с ближними. И в конечном итоге выход нашелся в том, что мне нужно быть более открытой, доверчивой, искренней в общении с людьми, а кухня — это один из самых напряженных участков. Несмотря на внешне спокойное приятие такого благословения, внутри был небольшой страх самолюбия: как я буду трудиться со взрослыми, которые гораздо умнее и опытнее меня? Тем более, что сама я изначально не имела желания быть на кухне. Думала, что если меня благословят, тогда пойду. Так оно и вышло.

Действительно, события устраивались так, что без упования на Божию помощь и доверия к людям было бы очень трудно. Ведь почти каждый день заступали новые объединения, а на праздники — вообще совместные группы, состоящие из совершенно разных людей. И вот доверить им устроение трапезы, а самой быть просто в помощь по организации — это большое дело. Так как привычка в том, чтобы самой за всем следить, сделать по своему видению, а места для Господа и не остается. В этом году, слава Богу, все было по-другому.

Открытость и искренность с моей стороны вызывали такую же реакцию и в людях. Поэтому многие желали приходить, чтобы потрудиться на кухне, поучаствовать этим в прославлении святых, Матери Божией.

Даже потому, что старших было двое на кухне — это Оля и я, то многие дела совершались в большей полноте, так как видение было с двух сторон. За что большая благодарность Оле. На нее можно было положиться в деле, несмотря на то, что она была в нем первый раз. И опять-таки проверялось мое доверие, открытость к ней, а не боязнь, что она сделает что-то не так, как мне кажется.

Хотя мне иногда было трудно делать замечания при сдаче кухни, но приходилось прорываться через свое человекоугодие.

Из всего вижу, что доклад прямо связан с моим служением.

Сообразование

Чему я научилась за смену как церковный педагог:

  1. В обращении с подопечными — давать труд, исходя из нравственных и духовных сил взрослых и детей;
  2. Хранению в себе мирного духа, спокойствия, уверенности, что приводит и окружающих людей к тому же состоянию.
  3. В наблюдении Промысла Божия увидела, что все дается по силам, любые, даже самые трудные ситуации разрешимы.
  4. В общиноустроении — служению людям ради спасения, ради устроения поселения, вести в это людей.

Выводы

  1. Промыслом Божиим была поставлена снова на служение старшей по кухне, ради обретения отношений с ближними. Следует бороться со страхом за себя.
  2. В этом году нужно продолжать труд над преодолением себя, иметь доверие, открытость навстречу другим, особенно старшим. Поддерживать уже начатое.
  3. Для последующих служений недостает знаний об устройстве и механизмах взаимодействия страстей в человеке (психология, антропология); учений, связанных с семьей, ее воцерковлением, работой с трудными детьми.
  4. Пожить вместе с таким человеком, который легко входит в общение с другими, не робкий, решительный.
  5. Ради устойчивости в молитве пожить с человеком, который в этом имеет труд. И для поддержания жизненности — с жизнерадостным, творческим человеком.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.