Значение подвига новомучеников и исповедников Российских в деле развития веры воспитанников Свято-Сергиевского училища

Прот. Анатолий Гармаев, 2004 г.

Почитанию исповедников и новомучеников Российских в жизни Свято-Сергиевского училища православной катехизации и церковной педагогики отводится значительное место. Известие о величайшем деянии архиерейского Собора, на котором были прославлены новомученики Российские, было воспринято в училище с большой радостью. С тех пор сотрудники и студенты училища не перестают с сердечным вниманием вглядываться в их подвиг, вслушиваться в их предсмертные слова, вчитываться в письма из тюрем, лагерей и ссылок.

Сложилась традиция — во все дни Великого поста за обеденной трапезой читать книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия». Нередко чтение завершается беседой об услышанном содержании и значении описанных событий для жизни студентов, сотрудников и всей общины.

Как новомученики оставались верными Христу несмотря на допросы, пытки, невыносимые условия? Какие слова находили они, чтобы не выдать близких им по церковной жизни и служению людей и при этом отвечать просто, правдиво, сохраняя честь и достоинство христианина? Откуда явилась в них, как и когда воспиталась такая преданность Церкви, Христу, такая вера и духовная ревность, такая сила духа? Что сегодня каждый из нас может взять из их жизни и подвига в свою собственную жизнь верующего человека, для своего воспитания и духовного, нравственного развития? На такие темы ведет беседы директор и духовник училища протоиерей Анатолий Гармаев.

В дни Рождественского поста за трапезами читаются жизнеописания подвижников XX столетий и из других книг. Так, были прочитаны книги о схимонахине Макарии, схимонахине Нилле, об отце Арсении, о трех оптинских мучениках — «Пасха красная», о святителе Луке Войно-Ясенецком, о старце Сампсоне, о Царственных мучениках.

Чтение и беседы после них формируют образ верующего человека, почти нашего современника, близкого нам, узнаваемого по характеру своей жизни и, вместе с тем, величественного в своем подвиге веры, убедительного в своих живых отношениях со Христом. Им и преданностью Ему исповедники побеждали разгулявшееся зло, преодолевали низость, коварство и предательство соотечественников, еще более переживали собственную немощь, болезненность, телесную слабость и неприспособленность к страшным испытаниям, душевную неуверенность, неподготовленность, порою растерянность, которые приходилось превозмогать на ходу.

Слушая о событиях недавнего прошлого, не раз затихали все участники трапезы и подолгу сидели, внимая глубокой беседе, которая затрагивала самые основания их сегодняшней жизни, подчас переворачивая все жизненные смыслы, заново формируя христианское мировоззрение и образ истинного христианина.

Незабываемы для многих встречи с игуменом Дамаскиным (Орловским) и протоиереем Михаилом Трухановым. Встречи эти состоялись в Москве в дни Рождественских чтений в прошлом и позапрошлом годах вечером, на дому. Эту традицию — вечерних встреч на дому с известными церковными людьми Свято-Сергиевское училище церковной педагогики исполняет вот уже пять лет в каждый свой приезд в Москву на Чтения. Многочасовые беседы с живыми свидетелями страшных гонений за веру — это огромные и значительные уроки, которые участники этих встреч пронесут через всю свою жизнь.

Почитание царственных мучеников — это особое и большое направление жизни училища. К жизни царя Николая и царицы Александры, к их письмам, дневникам у нас обращаются всякий раз, когда речь заходит о супружестве, семье, семейном воспитании, когда поднимается тема любви к Отечеству, патриотического долга, когда совершаются разговоры о судьбах России, о значении подвига мученичества в благословении Божием на свободную и открытую для нас сегодня церковную жизнь. Каждый раз перед воскресным служением прочитывается акафист Царственным мученикам. Летом в детском поселении «Страна Детства» в день их памяти совершается крестный ход, в котором участвуют 140 детей, подростков, воспитателей. Служится литургия, и весь день проходит в событиях, посвященных памяти царя Николая и его семьи. Сугубо отмечается этот день и в православном семейном поселении Отрада: богослужения, праздничная трапеза, на которой прославляются Царственные мученики.

Большим событием для всего училища в прошедшем году была паломническая поездка его директора, протоиерея Анатолия Гармаева в Екатеринбург на Ганину Яму и в Алапаевск. Собирали записки о здравии и упокоении, молились о благополучной поездке и затем, по его возвращении, несколько часов слушали подробный рассказ-отчет о поездке, смотрели фотографии, книги, разбирали иконы, землю, помазывались маслом от иконы Царственных мучеников.

В нашем училище являются традицией «многоголосия» — особая форма коллективного размышления, совершаемого языком высокохудожественных произведений: отрывков прозы, стихов, песен, стихир, тропарей, собственных живых слов участников. В многоголосье нет сценария. Никто не знает, кто с каким содержанием: стихами, песнями, размышлением пришел. Нет сцены и нет зрителя. Все — участники. Продолжительность многоголосья может быть от полутора до двух
часов. Одни из самых значительных таких событий в училище были посвящены: одно — теме мучеников, другое — новомученикам и исповедникам Российскимх. Сила многоголосия в длительной подготовке к нему и в самом действии его. Неожиданность, глубина мыслей, значительность образов, взаимодействие форм дают незабываемое впечатление от живого, искреннего общения участников друг с другом. Надолго, а может быть, на всю жизнь запомнились многоголосья, посвященные новомученикам Российским.

Другая традиция училища — доклады и сообщения к дням церковных праздников, которые пишут его воспитанники. Среди них особое место занимает доклад диякона Валерия Дранникова «Кровь, искупающая нас», посвященный подвигу новомучеников и исповедников Российских. Это обстоятельный труд, раскрывающий значение подвига мучеников в жизни каждого из нас и всей Церкви в целом. Доклад звучал и на Рождественских чтениях на секции «Воскресная школа». Не раз возвращались к нему и в самом училище — слушая, обсуждая, делая выводы для своей повседневной жизни.

Из всего перечисленного многообразия содержания, формы действий формируется, зреет в душе каждого сотрудника и учащегося училища живая вера во Христа, складываются личные, сокровенные отношения с новомучениками и исповедниками Российскими, как со всеми, так и с отдельными из них, укрепляется и становится реальностью общение земной Церкви с Церковью Небесной.

***

К сказанному приведём выдержку из книги «Практическая катехизация» (раздел нашего сайта «Наш главный труд»,  «Воспитание христианина»):

«В единстве со Христом человек может идти на мученическую гибель, оставаясь при этом верным всем, кто так же исповедует Христа и так же идет вместе с ним или же рядом с ним.

Значит, это „едино“ есть результат личных отношений человека с Богом и отсюда уже личных отношений человека с человеком. Так нравственное начало человека в ходе воцерковления становится духовно-нравственным и далее восходит в чистые духовные отношения к Богу и между собою. Об этом Господь говорит: „Потому узнают все, что вы Мои ученики, какую любовь имеете между собою“. Т. е. конечным критерием христианской верности Богу и конечной целью земной жизни человека является любовь между собою, та любовь, данная от Бога, которую невозможно ничем разделить.

Здесь мы встречаемся с трагической стороной христианской любви. Надо отдать себе отчет в том, что это не та любовь, которую всякий примет. „За слово Твое, — говорит далее в толковании блаж. Феофилакт, — которое Я предал им, возненавидели их. Посему они достойны получить помощь от Тебя (Отца Небесного), так как мудрствующие мирское возненавидели их за Тебя. Порочные люди ненавидят их потому, что они „не от мира сего“, т. е. умом своим не привязаны к миру и не истощают своей деятельности для него. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы во время нахождения их в мире соблюл их от зла. Опять повторяет: „Они не от мира“. Они, говорит, нуждаются в сильной поддержке, ибо у них, ставших гражданами небесными, ничего нет общего с землею. И так как весь мир будет обращаться с ними, как с чужими, то Ты, Небесный, уже помоги им, как гражданам небесным“. „Я сохранил их, — говорит далее Господь, — и никого не погубил“. — Как же, Господи, никого не погубил Ты, когда Иуда погиб и многие отошли обратно? Со своей стороны, говорит, Я никого не погубил. Что только зависело от Меня, Я ничего не оставил без исполнения, но соблюдал их, то есть всячески старался сохранить их. Если же они сами собою отпадают, это нисколько не относится к Моей вине».