№13800 Жаль,что Вы вот отказались от возможности как то повлеять на на моё неправильное мировозрение.

№ 13800 Жаль, что Вы вот отказались от возможности как то повлеять на моё неправильное мировозрение.
Я то думал, что предназначение священника состоит в том, что бы объяснять и направлять заблудшие души на путь истинный. Я Вы так просто махнули на меня рукой. Ну, а теперь, серьёзно. Действительно, современная медицина не говорит что делает мифический бог, а осуществляет главное своё предназначение — спасает жизни людей. Кстати, когда Вы заболеете, то не спишите покинуть эту бренную землю и переселится в мир вечного блаженства — рай, а идёте к врачу. Теперь, что главнее ум или сердце? Вы наверное слышали об имплантации искусственного сердца, благодаря которому СОВРЕМЕННАЯ МЕДИЦИНА продлевает жизнь людям. Вот и делайте выводы, что главнее. P. S. Как сказал мудрец, кажется Сократ, в споре рождается истина.
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Листал страницы сайта, наткнулся на ваше общение с отцом Сергием. Удержалась в душе ваша фраза: «А вы так просто махнули на меня рукой». Носил её и ваш диалог три дня. Решил написать вам. Не знаю, увидите ли. Сам я в прошлом человек науки. Со школьных лет мечтал быть учёным. Ради этого старался. Школу закончил с серебряной медалью. Учился в Москве, биологический факультет, потом аспирантура, кандидатская диссертация. Читая ваши тексты чувствую, что себя читаю, того, который был до крещения. Крестился в 29 лет. Один в один тогдашний я так точно и думал, как вы пишите. Скажу больше. Всё поколение моё так думало. Да и нынешнее тоже. Выросли на этом, в такое мировоззрение были воспитаны. Искренне верили ему и полагали его в кредо своей жизни. В этом году 40 лет уже, как я верующий и 24 года как священник. Отказался ли я от прежнего мировоззрения? От знаний, которые вложились в это мировоззрение, не отказался. Нелепо отказываться от того, что реально есть. Наука, медицина, телевизор, современные чудеса техники — всё это не миф. Реальность. Изменилось у меня само миро-воззрение, т. е. воззрение на эту реальность. То есть изменилось моё зрение. Ребёнком я зрил на мир только глазами, да ушами. Школа, институт научили меня зрить знаниями, каких много мне передали мои учителя и профессора. Аспирантура научила меня зрить исканием, научным поиском.
Когда же произошло крещение, оно и вся последующая церковная жизнь, открыли мне ещё один способ зрения — откровением. Только способ этот уже не мне принадлежит. Он от чего-то или Кого-то, что вне меня. Кто-то, кто много больше меня, открывает мне Самого Себя и то открывает, что Он делает в мире, что в мире творит. Никогда до своих очень бурных и насыщенных 29 лет не думал, что есть в мире откровение. Думал и знал, что есть интуиция, творчество, вдохновение. Знал, потому что это принадлежит человеку. Знать или предполагать, фантазировать, что есть ещё откровение, не мог. Ясно до очевидности — не мог. Потому что в современном, тем более научном мировоззрении нет места откровению. Есть открытие, изобретение. Но это тоже дела и способности человеческие. Есть гениальность на умения делать открытия. Гениальность тоже явление человеческое.
Признать, что есть ещё откровение — это очевидно, надо признать Кого-то, от Кого даётся откровение. Кто в откровении Себя открывает. Среди людей подобное тоже происходит. Мы говорим: «Он был откровенен со мною». То есть он себя нам в чём-то открыл. Ещё говорим: «Не могу быть откровенным». То есть не могу что-то свое другому открыть, все равно, что себя открыть.
После крещения у меня началось откровение. Очень немного, совсем мало. Но в нём-то всё и дело. В церковной жизни есть знания, и их очень много. Тома книг; есть опыт, практика и ее тоже много — молитвы, посты, службы, таинства. Всё это то же и такое же, как и во внецерковной повседневной жизни, как и в научной жизни и в любой профессиональной жизни.
Но в Церкви рядом с знаниями и опытом, практикой есть совсем крошечное, едва слышимое ещё одно явление — это откровение. Без него всё церковное знание и практика окажутся человеческой выдумкой и самовнушением. Было много случаев, когда у церковного человека исчезало откровение. Тогда религиозная его жизнь переставала быть жизнью. А церковные знания и практика превращались просто в знания. И тогда бывший священник делался в институте или университете преподавателем курса атеизма, где порой очень талантливо использовал свои церковные знания. Или, например, церковный мирянин, потеряв откровение, а вместе с ним веру, делался лектором общества «Знание» и выступал перед аудиториями, объясняя как религия обманывает человека. Есть и сейчас такие люди.
Беда их в том, что сначала, быв церковными людьми, а потом утратив свою церковность, религиозность, не поняли одного. Что с ними с начало было, а потом покинуло их откровение. Почему? Потому что внешне быв церковными они внутри себя не пошли за откровением, хуже — начали уклоняться от него в осязаемое, материальное, земное. За это Небесное после долгого терпения, в итоге не захотело с ними быть. Тот, кто открывает себя человеку, отнял от них, откровение убрал. Сразу все угасло, жизнь из религиозных знаний ушла, дыхание жизни в церковной практике жизни прекратилось. И там и там нечем стало жить. И то и то потеряло свою жизненность, сделалось пустым. Просто знанием, неизвестно о чем. И практикой совсем уж безжизненной.
Мне до моих 29 лет легко жилось, и хотелось так жить. Вам, думаю, тоже сейчас легко жить. Потому что то, в чем я тогда жил, и в чем вы сейчас живете реально существует и постоянно подтверждает свою реальность. Жизненную реальность. Одной только реальности — реальности Бога для меня тогда не было. А сам Бог Свою реальность мне не открывал. Я видел храмы и даже ходил по ним ради интереса. Но кроме красивых строений и внутри них разных художеств я ничего не видел. Я видел церковные книги и даже держал их в руках, листал, но кроме старины ничего в них не находил. Я общался с бабушками, которые сидели на лавочках у входа в храм, отдыхали после службы, или перед службой. Но ничего, кроме занятных религиозных разговоров с их стороны я не слышал. Ничто не давало всему этому жизнь. Потому что не было еще со мной откровения.
Так и у вас. Бог даст, откроет Он вам Себя, и тогда, читая написанное вами отцу Сергию, вы улыбнетесь над собой. Не зачеркивая написанное. А просто сознавая, что написанное вами — лишь часть реальности. Причем очень маленькая часть. Хотя в земных измерениях кажется очень большой.
Если хотите, расскажу еще маленькую притчу. Жил человек. Однажды он открыл глаза и услышал. Повернулся ушами и увидел. Кто-то дал ему, голодному, пирожок. Запах его поразил язык. И носом он вдруг вкус распознал. Руками человек пошел, потом головой сел и ногами думать начал.
Таков сегодня человек. И не подозревает об этом. Был таким и я до своих 29 лет. Потом, после крещения все встало на свои места.
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев