18-01-2013 – Как бы не в веселии и концертах века сего встретить нам приблизившееся Царство Небесное

Поздравляю вас, братья и сестры с навечерием, сегодня, праздника Богоявления Господня. Вот мы уже с вами в событиях прихода Христа на Иордан, и совершения крещения. Бог вошел в воды земные и освятил их, чтобы мы с вами исполнились всякого света. В ектенье на освящение воды святой мы просим, чтобы вода сия была нам всем в хождение и обретение Царствия Божия. Вот даже во что святая вода. Дабы всякий, вкушающий от нее, не просто там, вот, чаще всего мы с вами говорим о том, чтобы очистить пространство наших жилищ от всякой нечистой силы, при болезнях там разных, всякие нужды. Но совершенно забывается и в этой ектеньи дьяконской на Великое освящение воды не слышится самая главная задача, самая главная цель, с которой мы вообще сейчас с вами ходим по земле.

А главная наша цель, это исполнить проповедь Господню, в которой Он сразу стал возвещать. Ибо перед Ним Иоанн Креститель говорит: «Приблизилось Царство Небесное», а Сам Господь прямо сказал, что пришло к вам Царство Небесное. И дальше вся проповедь Господня, по сути, была о том, что есть Царство Небесное, и как к Нему приуготовиться, пройти, взойти и затем по смерти быть приобщенным Небесному Царству, по Страшном суде. И вот сегодня в службе мы слышим тропарь, глас 5: «Явился Еси в мире, Иже мир сотворивый. Да просветиши во тьме сидящия, Человеколюбче, слава Тебе». Да просветиши во тьме сидящия, и вот этот возглас: «Да просветиши во тьме сидящия», будет не один раз повторяться. После первого, второго и третьего стиха каждый раз эти же торжественные, высочайшие слова: «да просветиши, во тьме сидящия, человеколюбче, слава Тебе». И ради этого мы в первом стихе просим: «Боже, ущедрины и благослови», во втором: «Да исповедятся тебе люди Божии, да исповедятся тебе люди все», а в третьем: «Земля даде плод свой, благослови ны Боже, Боже наш. Благослови ны, да убоятся Его все концы земли». Убоятся не смертным страхом, а убоятся страхом Божиим. Все концы земли не в смысле, что все люди земного шара, ибо одни призваны, откликнувшись, и пошли и стали чадами Божиими, другие же, наоборот, отвергли Его, распяли Его и на сегодняшний день продолжают жить безумно, от себя самих, мимо Бога и мимо Его премудрости. И поэтому концы земли, это из всех народов, в другом месте говорится: «приведу к Тебе, Отцу Небесному тех, кого Ты предуведел», у апостола Павла, а затем предуставил, то есть приуготовил даже, может быть, невидимо для них самих, не сознаваемо для них самих. А потом призва.

И вот после призывания уже, дальше наступает для нас с вами очень сложный, и очень важный и очень ответственный период. Прежде чем, после «призва» будет «оправда». «Оправда» — это значит наши действования навстречу благодати, вслед за благодатью, которая после призывающего периода сокрывается в сердце человека, и он поступает в период переходный от призывающей благодати к содействующей. Прежде чем придет содействующая благодать, человеку необходимо явить в своей воле, в своем стремлении жажду и желание исполнить возвещение Божие. Царство Небесное для вас сошло с Небес на землю. И теперь последуйте за ним.

Вот последовать за ним, это значит прежде Самого Христа надо последовать за благодатью Духа Святаго, ибо ничем другим Христа ты внутренне не узнаешь. Так умом-то мы все начитаны, мы все о Христе знаем, а вот сердцем подлинно Христа открыть нам может только благодать Святаго Духа. И поэтому прежде Христа за благодатью последовать. И вот время переходное от призывающего периода до периода содействующей благодати, это время, когда человек учится за благодатью ходить. Недаром преподобный Серафим Саровский умалял, просил, наставлял: «Стяжайте Духа Святаго», а это и значит стяжать благодать Духа, это значит за Нею ходить, это значит ради Нее трудиться. Внешне, да, внешне ходить надо, в церкви участвовать во всем предании церковном, которое выражено во всем чине церковного жительства на земле. Молитвы, посты, богослужения, таинства, все это должно совершать.

Но Дух-то Святый приходит внутрь человека, благодать-то освящает сердечные движения души человеческой. И необходимо внутренне так устроить себя, чтобы ты распознавал, где ты по благодати живешь, а где ты по чувственности, где ты благодатью поддерживаешься, а где ты от самолюбия самостными энергиями образуешь свою ревность, даже может быть и церковную, внешнюю, но внутренне не исполненную благодати. И весь опыт святых отцов, который нас научает и наставляет, особенно вот в столь нужный нам в начальных наших как раз переходных путях. Авва Дорофей с его поучениями говорит о том, что невозможно распознать благодать, если ты не действуешь смирением. Ибо им благодать только и стяжается. Имтолько, смирением, благодать только и познается, и узнается, и ты за нею следуешь.

Поэтому получается, что смирение тебе необходимо как внутреннее действие. Да, внешне смолчи, да, внешне не скажи в ответ злом на зло, не отпарируй в ответ всякой своей настойчивостью и своими обидами. Это внешне. Но это внешнее делает во всех народах в любой религии. Религиозным людям это тоже вполне доступно. Мы же с вами призваны к тому, чтобы совершить нечто внутреннее, то, которое имеет прямое отношение, непосредственное отношение благодати. Тогда это не то смирение, о котором говориться в зороастровских там, астральских учениях. Это не то смирение, о котором говорится в буддийских тончайших учениях. Это не та практика смирения, которую обретает в самых различных медитативных действиях восточных всяких практик. Это какое-то иное измерение. Все те смирения, которые я сейчас называл, в том числе и смирение атеистов, неверующих людей, они же тоже говорят друг дружке: «Смирись, ну и что, ну, подумаешь, смирением иди». И человек, по человечески, совершает это действие.

Но то смирение, о котором идет речь, которым мы можем последовать за благодатью, оно совершенно иное, чем все человеческое. И тем паче совершенно иное, чем смирение всех остальных религий. Это смирение, которое прямо обращает нас к благодати Духа Святаго. Это то смирение, через которое мы непосредственно со Святым Духом вступаем в отношения. Вот это смирение должно быть. Но тогда в этом смирении предвозвещаются человеку и плоды Духа Святаго. Потому что возникнет сразу вопрос: " а как же узнать, где мое смирение, то, которое вводит меня внутренне в церковного человека»? То есть вводит в ограду церкви, самую суть ее, то есть туда, где действует Дух Святый Своим домостроительством.

Это то смирение, в котором ты, обретаясь в благодати Духа Святаго, внутренне предвозвещаешься сразу и о плодах. Про плоды Духа Святаго сейчас кто не знает. Ну уж здесь, в нашем храме много говорено о них, и практически все сейчас могут их перечислить. Да, это любовь, долготерпение, это вера, милосердие, радость, мир, и дальше еще есть добавление в одном месте: «на таковых нет закона», то есть не надо внешнего, словесного закона, потому что исполняющийся плодов Духа Святаго, в них себе закон имеет. Который даже больше, чем закон совести. Так вот об этих плодах мы извещены сейчас, и поэтому умом и знаниями своими мы все это хорошо знаем. Но это не значит, что мы знаем это смирением.

Так вот смирение православное, смирение, которое открывает нас навстречу Святому Духу, оно обретается в благодати в такой сразу свет, что в этом свете приоткрываются плоды Святаго Духа, как та возможная реальность, которая нам предопределена Духом Святым. Если ты будешь сходить по Нему, и жить Им, то будут в тебе плоды Святаго Духа. И вот об этом услышать в том смирении, которое обрело благодать, и в той благодати, которую ты, по смирению в себе, услышишь, и одновременно с этим начально, предуставительно, возрадоваться тому, что это в тебе будет. Будет как твоя жизнь, любовь будет твоею жизнью, радость к каждому будет твоя жизнь, долготерпение любых характеров будет твоя жизнь. Ты не просто будешь себя заставлять, потому что ты в голове что-то имеешь и знаешь, и волей себя заставляешь это что-то делать, а делать будешь по-человечески. Ты услышишь благодать, радость жизни в этих плодах Святаго Духа. Мало того, последуя этому смирению, последуя тому внутреннему устроению и движению своего сердца, которое совершает это смирение, и как награду, сподобляется благодати, последуя смирению благодати, ты услышишь внутренно, как жизнь, другие слова апостольские: «А еже Христовы суть, плоть свою распяше со страстьми и похотьми». А еже Христовы суть, то есть в тебе появится жизнь, распинающая, распинательная в твоей плоти страсти и похоти.

Сегодня мы с вами с великим трудом заставляем себя встать на пост, еще с большим трудом кто-то из нас ставит себя на молитву, кто-то вообще уже чувствует, что давно потерял веру. Кто-то уже многие годы, а то и десятки лет после своего призывающего периода, уже не знает покаяния, вообще его не слышит. Но ведь это же страшно. Если в тебе покаяния нет, значит, вместо покаяния в тебе сидит гордость, самолюбие. Потому что там, где гордость, там как раз и должно быть покаяние. Покаяние это сокрушение гордости. Значит, в тебе, в том тебе и в той части тебя, где гордость твоя сидит, там должно быть покаяние. Ты молишься: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня», а покаяние должно в этот момент в словах «помилуй меня» сокрушать твою гордость. А ты вместо этого вдруг слышишь, ты молишься или здесь, или у себя этой Иисусовой молитвой, либо просто утренние и вечерние молитвы творишь, или здесь на службе стоишь, ты молишься. А параллельно с твоим разделившимся от твоего духа умом, который молитву творит и совершает, из духа летят всякие разные помыслы, планы, мечты. Дела, которые надо тебе сделать за завтрашний день, дела, которые ты не доделал вчера, ссоры, которые ты не доссорился, ответы, каких ты еще не дал, надо было дать. Вот так и сяк, чего только в твоем уме не происходит.

Присмотрись, прислушайся, откуда? Это оказывается, твоя гордость, недореализованная, нереализовавшаяся, она, зато, реализуется в помыслах. Ты молишься, а в этот момент гордость в помыслах во всю воюет, или же планы составляет. Ты стоишь на службе, а в этот момент гордость твоя вовсю выносит тебя за пределы храма, и носит тебя неизвестно, вообще по далеким делам от службы и от храма. Это твоя гордость делает с тобой все это. Что надо с нею сделать? Сокрушить. Как она сокрушается? Покаянием. Значит, вместо этих помыслов там у тебя должно быть покаяние. Значит, вместо всех этих планов и мечтаний, там у тебя должно быть покаяние. Значит, вместо всех этих гордынных восхождений самореализации, самоутверждения, самодостаточности, самостояния, самостоятельности от всех и вся, у тебя должно быть вместо всего этого покаяние. Как раз, сопровождая слова молитвы, как раз влагаясь в слова молитвы.

Так вот это покаяние, оно тоже невозможно без благодати Духа Святаго. И вот сегодня Господь крещается во Иордане, для чего? Для того, чтобы мы, приобщаясь Крещению Его, а теперь через крещенскую воду, освященную, как сугубое освящение, как великое освящение воды, сообщало бы нам эту силу благодати Духа Святаго, в совершение нами правильных внутренних действований. Внешне мы многое что делаем хорошо. Почти все здесь на всех службах бывают, все причащаются, все, худо-бедно, но дома молятся. А внутренне?

А внутренне мы давно уже не знаем покаяния. А значит, вместо покаяния гордость со всеми ее множественными помыслами. Ладно бы, просто были помыслы. А то потом часто из них же в итоге реализуются планы, которые мы намечтали, по гордости в момент, когда молимся Духу Святому. Но, отвергаясь в гордости от Святаго Духа, потому что молитвако Святому Духу, а гордость наша мечтает о будущих делах, размежевываясь в этот момент со Святым Духом. И намечтавшись, и напланировав свои дела, потом бежим и исполняем эти дела. Но они же как раз нами планировались и мечтались вопреки Духу Святому, наперекор Ему, как раз в момент, когда надо было всего себя посвятить молитве Ему, Святому Духу. Не распознав этого, намечтавшись, или же напланировавшись, или же точно зарядившись энергиею сейчас сразу после службы бежать и что-то там делать, мы бежим и делаем, не подозревая, что это Богопротивный порядок жизни. Что это не в тот момент, и не так исполненный замысел, и что это замысел по способу своего произведения есть противление Духу Святому и вовсе не благословением исполненное, а нечто от нас самих. Мало того, от нашей гордости, самости и самолюбия.

Сегодня в мире движится одна из ужасных прелестей. Про которую как-то прикровенно, видимо, сказано, что в последние времена наступят такие соблазны, что даже избранные соблазнятся. Будут такие искушения, что даже избранные соблазнятся. Что это за искушения нынешнего времени, которые сегодня особенным образом прельщают, ну ладно там, мир не верующий, или же мир иных верований, но прельщают мир православный? Это ревность и жажда и вполне какое-то такое уверенное желание устроить земную церковную жизнь в пределах своей собственной жизни до смерти. И эта жажда устроить церковную православную жизнь до смерти каждого лично, конечно, она в результате того, что после меня еще кто-то останется, они будут тоже самое делать, до их смерти. В итоге церковная жизнь на земле будет устраиваться из поколения в поколение. Но дело-то не в этом. Каждый, кто так хочет, так думает, он думает и хочет исполнить земную церковную жизнь в пределах своей собственной жизни.

Почему это прелесть, почему это искушение? Почему это обман? А потому что, если этому предаться, а этому сегодня придается почти большинство из нас, то ты откажешься от пути Господнего. В путях Господних, в Евангелии, в слове Своем, и значит в Своем присутствии здесь на земле, и в Своем до крестных страданий, и в Своей проповеди Господь лично Сам подходил к Своим ученикам, говорил, почти брал за руки, и об одном только вещал: «Проснитесь в Сыновстве Своем, и вернитесь к Отцу». Пробудитесь в Сыновстве и вернитесь к Отцу. Далее говорил:«чтобы это в вас действительно явственно происходило, покайтесь, и вернитесь туда, откуда вы изгнаны». Ибо покаянием возвращение в рай. Из рая преступлением заповеди Божией низведены, выпали все мы с вами. «Покаянием вернитесь и чаянием,- далее говорит Господь, — чаянием своим устремляйтесь к жизни будущего века. Всем сердцем своим радейте и стремитесь к Страшному суду, за которым открывается Царство Небесное во всей Его дивной, Божественной красоте и жизненности. Там вечная жизнь ваша. Пробудитесь, покайтесь, и чаянием своим устремитесь». Вот о чем сегодня и две тысячи лет как уже Господь зовет нас.

Где в этих трех призывах слова о устроении земного, церковного царства? Нет таких слов. Где в этих словах обещание всякой помощи, чтобы это земное наше устроение лучшим образом на земле бы устроилось, и мы бы счастливо прожили бы земную жизнь? Нет этого ни в каких Евангельских словах. Но этим сегодня заняты почти все мы с вами.

Сегодня, в день крещения еще и еще раз надобно вспомнить, что мы призваны с вами в Сыновстве пробудиться. В стремлении возвращения в рай, покаяться и покаянием начать устремляться к нему. И чаянием жизни будущего века устремиться к Страшному суду, ко Второму пришествию Христову на землю, дабы этим совершилось бы наше чаяние жизни будущего века.

Давайте, об этом не забывая, будем так жить, и в это и святая вода, видите, как. Возгласом дьякона мы сейчас все вместе с ним просили, чтобы была Святая вода, во исполнение нас с вами в Царстве Небесном, в препровождении нас с вами в Царство Божие. Аминь.

Расшифровка: Байрамова Н.Л.