Труд над иконой

На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в православном поселении Отрада в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение» прошел чин освящения иконы св. великой княгини Елисаветы, написанной сотрудницей нашего училища Галиной Ивановой.

Иконопись — важный этап практической катехизации в жизни нашего поселения, так как при написании иконы человек проходит двадцать одну степень постепенного раскрытия в себе образа Божьего. В итоге получается не только икона, но и раскрытие богодарованых начал в иконописце. Каждый учащийся и сотрудник, а также житель Отрады может попробовать себя в деле иконописи в силу своих желаний, возможностей и воцерковленности. Весь процесс требует не только старания и искусности, но и духовных сил, которые появляются только с молитвой.

Рецензия преподавателя иконописи Бориса Утарбаева:

«Написать икону преподобномученицы Елисаветы попросила нас постоянная участница семейного поселения раба Божия Любовь из Германии. Два года назад она обратилась ко мне как к старшему по иконописной мастерской и попросила написать икону святителя Никиты, покровителя её старшего сына Никиты. Вскоре преподаватель нашего училища Галина Иванова выразила желание писать какую-нибудь икону. Я предложил ей написать икону святителя Никиты.

И вот она уже подготовила доску. Но мы никак не могли найти прописи свт. Никиты. И вдруг заказчица иконы Любовь просит прежде написать преподобномученицу Елисавету. Сразу все нашлось, и Галина приступила к работе. Однако написание иконы затянулось почти на 2 года. Я уже думал самому дописывать. В ходе написания святой с нею обретались молитвенные отношения. Лик не давался, и когда уже все слои были нанесены, я принял решение переписать лик и проконсультироваться у о. Анатолия. Батюшка показал недочеты. Мы сравнивали три разные полиграфические иконы, но ни у одной из них не было одухотворенности образа преподобномученицы Елисаветы. Для того, чтобы наполнить икону духовной глубиной, Галине нужно было прийти в некоторое внутреннее сокрушение, не держаться своего характера, а в послушании понять, как войти в этот образ. Галина, соглашаясь на этот внутренний труд, переписала лик. Теперь в нем есть мир и любовь. Работая над иконой, она работала над собой. Нужно было измениться в характере, чтобы продолжать писать и завершить икону. Приходилось оставлять работу, мучиться, каяться.

Думаю, преподобномученица сама её выбрала для этого труда и вела её в нем. Главное, что было искреннее, безкорыстное желание вложить душу в труд. Поработать Богу, не предполагая, чего это будет стоить.

Итак, кто будет теперь писать святителя Никиту? Прописи еще нет…»

Сообщение «Как писалась икона» от Галины Ивановой:

«Наш метод написания иконы берет истоки от древнего письма (преподобный Андрей Рублев и его иконы). Икона осуществляется не как художественное мастерство, это не самое главное. Основное в иконописании то, что это помогает человеку в его личном труде по раскрытию в себе образа Божьего. Прежде чем он раскроется, приходится встретиться со своим характером, своими худыми привычками, наклонностями, т. е. с тем греховным, которое не даёт чистоты исполнения заповедей Божьих.

Когда происходило написание иконы, я увидела, что человек не сам своим творчеством пишет икону, а я сама становлюсь орудием в руках Божьих, потому как пишется икона по установленному канону, состоящему из 21 этапа.

На каждом этапе совершается личный труд. Видя своё несовершенство, всегда имеешь возможность покаяться и исправиться. Исправляя свои ошибки на иконе, необходимо их исправить в своей жизни.

При написании иконы преподобномученицы княгини Елисаветы был такой момент встречи со своим внутренним человеком. На одном из этапов работы выражение лика показывало отяжелённое и угнетенное состояние. В этот момент я увидела себя, своё тягостное унылое настроение, которое часто бывает, когда я противлюсь Промыслу Божьему: думается, что Господь даёт мне не по силам, и нет желания нести данный крест, а появляется желание чего-то своего.

Пришлось во многом переделать лик иконы, заново ставить пробелы, плавь, урезать лишнее на лике, но прежде всего нужно было преодолеть свое неправдивое состояние и принять то, что даёт Господь.

Благодаря сопровождающему в работе Борису Утарбаеву и духовнику о. Анатолию икона с Божьей помощью написана. Вижу в себе много несовершенного, и это открывает мне икона. Иконопись — это прежде всего труд души, где душа постепенно восходит от земли до Неба.»