Дни памяти усопших

Первые сорок дней после кончины посвящаются сугубым молитвам за усопшего, все эти дни его именуют в молитвах новопреставленным.

Особое частное поминовение совершают в 3, 9, 40 дни. В третий день — в воспоминание о том, что Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых «в третий день по Писанием».

В девятый день мы молимся о том, чтобы заступлением и молитвами девяти Ангельских чинов душа умершего была помилована.

В сороковой день — в память о том, что Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса в сороковой день по своем воскресении.

Обычай совершать поминовение в 3, 9, 40 дни после смерти восходит к глубокой древности, хотя общецерковное установление появляется в 5 веке в 7-й книге апостольских постановлений.

Святой Макарий Александрийский передает нам следующее Ангельское откровение о состоянии душ умерших в первые 40 дней после смерти: «Когда душа отделяется от тела, она в течение первых двух дней пребывает на земле и в сопровождении Ангелов посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, в подражание Воскресению Христову, прошедшему в 3-й день, душа возносится для поклонения Богу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых. По рассмотрении же в продолжении шести дней всех радостей праведных, она снова возносится Ангелами на поклонение Богу. После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений….

В сороковой день она опять возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место заключения…

В приложении № 1 дается краткое изложение Православного учения о состоянии души после смерти, написанное одним из выдающихся богословов нашего времени, святителем Иоанном (Максимовичем).

Есть благочестивый обычай совершать так же особое частное поминовение на 20 день по кончине и через полгода. Главными же днями памяти усопшего затем становятся годовщины кончины и дни тезоименитства. Кроме того, все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших, потому что суббота — день покоя (Быт. 2,3) и потому что Господь наш Иисус Христос в этот день «пребывал в усопших» (по слову свт. Филарета Московского).

Кроме особого (частного) поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором вспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братья. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы: Мясопустную (за неделю до Великого Поста), Троицкую (перед Днем Святой Троицы), во 2, 3, 4 субботы Великого Поста, на Радоницу (вторник Фоминой недели) и в Димитриевскую субботу (суббота перед 8 ноября) 9 мая совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

В неделю Новомучеников и Исповедников Церкви Русской совершается поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову.