15503 Дактилоскопия (продолжение 6)

Батюшка, благословите! Меня интересует является ли процедура дактелоскопии грехом? Меня на работе заставили сдать отпечатки пальцев, это было обязательным для всех сотрудников нашей компании. И еще, для прохождения предрейсовый медицинских осмотров всех сотрудников, в медицинском кабинете установили аппараты на которых все проходят медосмотр(там считывается сетчатка глаза, пульс, давление и др параметры.

Отвечает протоиерей Анатолий Гармаев:


Подмены.

Если святость сегодня подменена естественной религиозностью, которая свойственна всем народам мира, верноподданность отвержена двойным отступничеством от царя в 17-м и 20 веке, тогда может быть патриархальность имеет какие-то шансы на возрождение. Как третье свойство народа Божьего.

Дворянство и княжество благочестивое, имевшее патриархальность, в наше время возстановлению не подлежат. Есть призрачная надежда на священство с их семьями. Но куда деть нашу священническую авторитарность? Тогда может быть крестьянство можно возродить. Потому что подлинное крестьянство — это не столько жизнь от земли, сколько характер людей, имеющих три свойства народа Божьего, это первое, и второе — живущих церковным укладом с тремя его составляющими — чаянием жизни будущего века, таинством повседневной жизни и благодатным ладом, исходящим от добродетелей.

Но вот беда — из множества разнообразных современных инициатив по возвращению в деревню я не знаю ни одной, в которой люди ставили бы перед собой задачу возрождения такого укладного крестьянства. Значит ли это, что это и невозможно. И как узнать — возможно или невозможно?

Архимандрит Иоаким (Пар) пишет в своей той же книге (стр. 78): «Однажды я посещал некий монастырь (в России) и игумен сказал мне, показывая на одного монаха:

— Вот он — удивительно хороший работник.

Я ответил:

— А есть ли у вас в монастыре люди, которые так же удивительно хорошо умеют любить?

— О чём вы, — удивился игумен.

— Покажите мне в братстве монаха, который умеет любить больше, чем остальные.

Он ответил:

— Я не знаю…

— Грустно, — сказал я.»

Вот так же и с крестьянством. Испытайте себя. Если есть желание деревенской жизни, посмотрите в себя, на каких основаниях вы желаете её устроить? На основании современности, т. е. евроудобств, или на основании патриархальности, т. е. Богом данных и в Церкви устроенных отношений в семье.

Вы увидите, что у вас начнётся внутренний разлом.

Жить от земли, жить в деревне, от своего хозяйства — это важное условие, чтобы началось крестьянство. Но не в нём заключается крестьянство. То, которое с такой злобой и яростью уничтожали в советское время, загоняя людей в колхозы и совхозы. С помощью этих новых жизненных образований уничтожался церковно-патриархальный крестьянский уклад. Уклад народа Божьего.

Желание деревенской жизни — одно. Желание крестьянской жизни — совсем другое. Поэтому пока не преодолеется внутренний разлом, никакого возвращения к внутреннему нравственному человеку через крестьянство сделать нельзя. А это был бы самый прямой и самый массовый путь возвращения к нравственному человеку.

Но и патриархальность не из книг берётся. Из чего же? Как благословение Божие оно берётся из жизни в церковном укладе. Берётся как возстановление образа мужа и жены, отца и матери, как возстановление сыновства в детях со всеми его пятью свойствами. Как возстановление не просто главенства мужа в семье, но как возстановление семьи в её единстве, троичности и святости. Где патриархален каждый член семьи. То есть каждый член семьи — жена-мать, сыновья и дочери, старшие, младшие — имеют каждый свой нравственный характер, свой чин отношений как к главе семьи, так и между собою.

Церковный уклад — это религиозность человека. Но не как одна из сторон души, как это сейчас есть у многих вроде церковных людей. Не как движение души, которому отводится своё время и своё место (молитвы утренние и вечерние, служба и таинства раз в одну или две недели), а всё остальное время человек живёт другими потребностями души, при этом о своей религиозности даже не вспоминая — живёт увлечениями, развлечениями, страстями, работой, домом, хозяйством, грехами, активным отдыхом — всё вперемешку. Такой вот разнообразный и многообразный в своих дарованиях современный христианин.

Иное — религиозность, которая формирует церковный уклад. Она имеет в нём три направления начального устроения жизни. Первое — она устанавливает отношения с Небом, это молитва ко Христу, Матери Божией, ангелам, святым, это богослужения и весь годовой круг богослужений, постов и праздников.

Второе — она осваивает церковные учения и формирует своё религиозное мировоззрение.

Третье — она в Евангелии и таинствах даёт человеку жизнь. Это не только в своё время и в своём месте, при чтении Евангелия в рамках правила, но во всё время дня, недели, года. Участвуя в каждом событии жизни и в каждом деле. Таинством Евангелие входит во все события жизни. В том числе и в святые действия первого и второго направления. Такое присутствие таинства в жизни человека через евангельские заповеди и наставления, сам порядок жизни, характер и наполнение её делает её церковным укладом. Так как важнейшими событиями жизни у человека являются его семья, Отечество и Церковь, такая благодатью наполненная религиозность, пробуждая, оживляя и очищая его совесть, именно в этих событиях возвращает его к самому себе. В нём начинает возрастать самосознание себя семьянином, гражданином, христианином.

Этим отодвигается на второй, третий и дальний план индивид, отодвигается его первое свойство — самореализации. Как это происходит? У индивида в его самосознании вместо семьянина стоит личная всегда успешность и во всём успех. Закладка такой самореализации и такого самосознания в наше время начинается у каждого человека с самого детства. Детства, у которого отнят труд. Труд должен быть с 3-х лет. Но вместо него праздность и дух праздности с мультиками, играми, бездельем.

Всё, что происходит в наше время с детьми в семьях до их семилетнего возраста, прямо работает на эту закваску. С семи лет ребёнок попадает в категорическую атмосферу школы, где всегда успешность и во всём успех становятся главным делом его жизни. Семья отодвигается на роль биологического и душевного обслуживания самореализации. А во всём успешность и всегда успех делаются внутренней осью жизни индивида, вокруг которой складываются и крутятся все важнейшие жизненные устремления и переживания. Здесь и радость от успешности, успеха, и огорчение, когда ни то, ни другое не достигнуты. За такой самореализацией индивида стоит дух времени. Он то и приводит современных детей и молодёжь прямо на поклонение образу зверя — жизнь в интернете. И для будущей жизни за гробом не только то имеет значение, что человек придёт туда, нагруженный и помрачённый грехами, но и то, что он придёт туда не внутренним человеком, а средним или внешним, ещё с земной жизни подхваченный враждебным Богу духом времени. Не божиим уже человеком он придёт туда.

Если же у человека в церковном укладе развивается самосознание своей принадлежности семье, тогда действием благодати и жизнью по вере и совести начинается преодоление индивида. Ради личности в человеке. Это преодоление индивида делается для него преодолением второго его свойства — тирании.

Тирания — это различные действия унижения, подавления и уничтожения другого человека или человеческого в нём. Тирания вместе с тем — это выдвижение самого себя, как вершителя событий, судеб людей, близких, средних, дальних. И третье проявление тирании — это безграничное использование других людей в своих интересах, целях, желаниях.

Ведущим событием для внедрения тирании в жизнь России и всего мира в 19-м и 20-м веке стало выдвижение в жизнь государства женщины и высвобождение её и освобождение от семьи, в том числе и в семье. Во всех сферах — социальной, общественной, семейной — лозунг «равенство женщины с мужчиной» вышел в моральный закон. И внедрился в сознание человека с такой силой, что в наше время объявление этого закона неправомерным вызывает немедленное возмущение не только у женщин, но и почти у всех мужчин.

И тем не менее, именно это равенство мужчин и женщин повело Россию к катастрофе. «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17). Но где свобода без Духа Господня, там тирания. «Умы (народа) ослеплены, ибо то же самое покрывало (которым скрывал Моисей благодатное сияние своего лица) доныне остаётся не снятым, потому что оно снимается Христом. Доныне покрывало лежит на сердце их» (2 Кор. 3, 14–15). Святитель Феофан Затворник покрывало это объясняет как греховные пять покровов сердца. Напомним: это самообольщение, нечувствие благодати, беспечность к своему спасению, рассеянность по зрелищам, новостям и книгам, многозаботность в быту, плотяность. Этими покровами индивид не допускает до себя Христа. И не терпит приближения к себе Святого Духа. В итоге живёт и действует в духе мира, времени и лести и их силой и энергией устраивает себе жизнь. Устраивает жизнь пяти покровов. От них и весь образ его жизни. В них все его потребности, мотивы, все планы ближние и дальние, все предпочтения, симпатии, все отношения с людьми ближними и дальними.

Когда женщина в равенстве с мужчинами получила свободу для жизни и развития себя как индивида, а не как личности, тогда те из них, кто пошли по этому пути, стали терять себя прежде всего в семье. Господь сотворил их не столько женщинами, сколько женою и матерью. В этом их нравственное призвание, в этом их внутренний религиозно-нравственный трудовой человек.

Когда жена-мать пошла по пути деятельного среднего, а не трудового внутреннего человека, тогда в своих творческих и душевных дарованиях она пошла в жизнь самореализацией индивида. Тогда очевидно, семья будет ей помехой. В семье нужно быть женою и матерью, а в творческой, профессиональной и общественной самореализации надо быть женщиною. Т. е. человеком прямо противоположного устроения и духа. Это значит, человеком не внутренним, нравственным, что есть жена, а человеком средним, творческим и внешним, много знающим, что уже не жена, а женщина. Жена живёт в семью и семьи ради, а женщина живёт на выход и ради себя вне семьи. Жена — в семью, женщина — на выход.

«Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пётр. 3, 3–4) — это жена. А если «украшение ваше внешнее плетение волос, золотые уборы и нарядность в одежде» (1 Пётр. 3,3) — это женщина. Но такой она будет не в семье, а на работе и в общественных местах. Очевидно, что там она никак не жена и не мать. В таком случае там она индивид, а не чадо Божие. Если бы была чадо Божие, тогда была бы жена.

Поэтому апостол Павел, желая сохранить её женою, повелевает ей: «учить жене не позволяю» (т. е. в семье) (1 Тим. 2,12), ибо неприлично говорить жене в церкви (т. е. вне семьи) (1 Кор.14,35). А в семье «жене глава муж» (1 Кор. 11,3) и в то же время «жена есть слава мужа, жена от мужа, а не муж от жены, жена для мужа, и должна иметь на голове (платок) знак власти над нею» (1 Кор. 11, 7–10), «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене (это в семье) не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1 Тим. 2,11–12). «На женщине не должно быть мужской одежды (брюк), ибо мерзка пред Господом всякая делающая сие». (Вт. 22,5).

Очевидно, что современной женщине после успешной самореализации вне семьи, прийти домой и здесь услышать такие повеления апостола, не только будет обидно, но вызовет у неё возмущение до глубины души. До той глубины, в которой уже нет жены, но есть одна женщина, и не чадо Божие, а откровенный индивид. Возвращаясь после самореализации домой индивид в лице женщины, но под видом жены, дома будет проявляться во втором свойстве индивида — тирании со всеми тремя проявлениями этого свойства.

Муж будет припадать к жене, а отвечать ему будет женщина под видом жены (которая, не умея разобраться в себе будет думать, что она и впрямь жена), но женщина в доме будет вести себя с мужем не как жена, а как тиран, т. е., первое — унижающий и подавляющий мужнее в муже, второе — это выдвижение себя, как вершителя событий и судеб семьи, и третье — это пользование мужем и всем, что у него есть, в пользу себе и в свой интерес. У большинства женщин под видом жены это будет происходить и происходит безотчётно. Итог? В таких семьях, в одних — пьянство мужей, когда муж находит в алкоголе компенсацию и некую иллюзию своего достоинства, в других мужья, убегая из семьи, с головой уходят в самореализацию на работе, в общественной или церковной деятельности, в увлечениях машинами, спортом, телевизором, интернетом, а с женой-женщиной ему жить нечем, у третьих муж делается послушным телёнком, овощем, биологическим обслуживанием, развлечением или добытчиком, в последнем случае его почти никогда нет дома.

Но если женщина в семье не жена, тогда она и не мать. В лучшем случае мама, а то и совсем мамочка. Мамочка — это кто в своей индивидуальной тирании пользуется детьми по своим прихотям и интересам. В итоге с одной стороны это постоянное потакание детским страстям и прихотям, а с другой — нарастающий и уже непрекращающийся конфликт с ребёнком, когда на его каприз она отвечает своим капризом, на его истерику своей истерикой и на его упрямство своим упрямством. При этом вцелом ребёнок для мамочки — это чувственное услаждение.

Если она со своими детьми — мама, тогда это нежная забота о сегодняшнем настроении, здоровье и состоянии ребёнка. Чувственная и душевная привязанность к нему, жертвенность и нескончаемое попечение о нём. Ребёнку уже двадцать и тридцать лет, а то и все сорок-пятьдесят, а мама всё при нём и вся о нём. Итог — задержки развития у таких детей. Одни из них остаются трёх-пятилетними в нравственном своём развитии при физическом возрасте от 17 до 40 лет. Кто-то задерживается в возрасте семи-одиннадцати лет при физическом возрасте до 50–70 лет. Нынешнее поколение России — это почти все люди с задержками развития до 8–12 лет. Старше почти нет никого. Мама и мамочка почти или совсем не нуждаются в отцах для ребёнка. Им удобнее, слаще и счастливее быть один на один с ним. Очевидно, что такое состояние женщин не содействует сохранению семей.

Мать, только она нуждается в муже. Потому что она родила детей для мужа. Христианка-мать родила детей в отце для Бога и для Царствия Божия. Поэтому она матерью делается через отца. Вне отца, а соответственно вне мужа она не может быть матерью. Тем более, что в Церкви муж рождает детей для Царствия Божия. Поэтому «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его». (Мф. 1,2). Благословение отца рождает чад Божиих для Небесного Царства. Поэтому и «венец стариков — сыновья сыновей» (Пр. 17,6) — не внуков, а тех сыновей последующих потомков и поколений, которые по втором пришествии Христовом войдут в Царство Небесное.

Исчезновение жён и матерей в России повело к исчезновению семьи и подмены её биологическим и душевно-экономическим подобием. Которое дольше трёх-десяти лет тоже не может существовать. Такого процента разводов, как в России, не знает ни одна страна мира.

В итоге вместо жён и матерей в стране возникли женские профессии. Прежде всего матриархат образовался в школьной среде и в сфере высшего образования. Затем в общественной и социальной сфере, в области здравоохранения, в сфере услуг, в торговле.

Мы уже говорили, что индивид не знает Христа, а Святого Духа к себе не допускает. Если теперь мы посмотрим, в общении с кем преимущественно находятся дети до своих 17 лет, мы увидим женщин. Это школа, медицина и торговля. В том числе это и их родная семья. При том, что женщины первых трёх сфер — это самые далёкие от Христа люди. Во многих случаях это самые расхристосованные люди у нас в стране.

Если ещё какая-то религиозность есть у кого-то из этих людей, то о церковном укладе речи и быть не может. Так устроены не только светские школы, но и церковные в том числе. Везде царят женщины, убежавшие из семьи.

Довершает общую картину государственная категоричность внедрения всеобщего образования, всеобщей компьютеризации школ, обязательность телефонов для всех детей с их выходом в интернет, обязательность медицинского досмотра, обязательность, на которой настаивает «зверь, вышедший из земли» — цивилизация и представитель её — государство.

Более тяжёлая катастрофа произошла с мужским населением страны. Будучи востребованным в семье вроде как родной человек с его душевным и биологическим утешением и как добытчик, он не востребован как муж, потому что женщина не нуждается в муже, она не знает его, мужа знает жена, но если она не жена, а женщина, тогда ей нужен мужчин, а не муж. Он не востребован и как отец, потому что маме отец не нужен, тем более мамочке. Отец вытесняет маму в её единоличных обращениях с детьми. Если бы был отец, то при отце мама — всегда жена мужа, всегда с ним одно. Она в своём сознании и в своей жизненности не бывает с детьми единолично, без отца и их папы. Поэтому у такой мамы не бывает раздоров с отцом по поводу детей. И у отца не бывает по этому поводу конфликтов с мамой. Он в ней знает прежде всего жену, с которой он одно, и поэтому только маму его детей. Если же жены нет, а есть не просто мама, а мамочка, , а ей дороги личные сладостно-чувственные отношения с детьми, тогда такой мамочке отец — неприятная помеха. В итоге мамочке никто не нужен, маме же нужен мужчина в доме, а в обращениях с детьми — папа или папочка. (Разницу всех этих состояний читайте в моём ответе № 14216 «Как возрасти из папы в отца?»).

Как можно было в такое расстройство повести людей? Никак, кроме как по их собственной воле. Ко дню революции 17 года в стране явно, полуявно и скрыто находились уже миллионы внешних и средних людей. Т. е. душа которых повреждена страстями и не раскаянными грехами, произрастающими на нераспаханной почве падшего естества с его греховными покровами и возбудителями греха. За такой душой лежат и действуют узы духа, а за ними три духа зла. Такого человека только помани и он пойдёт, на ходу развиваясь и разрастаясь в своих греховных стремлениях.

Поначалу якобы родина позвала. А затем партия уже реально велела мужчинам оставить семьи и выйти на общественное, производственное, силовое и правительственное служение. Фактически это означало отречься в себе от внутреннего нравственно-трудового человека, духовно внутреннего вообще умертвить переходом на категорический атеизм, т. е. безбожие («тео» — Бог, «а» — нет, а-теизм), давно уже сделавшись человеком средним и внешним, и теперь демонстративно подтверждать своё новое устроение, т. е. на демонстрациях в дни советских праздников кричать «ура» такому самоотречению. В итоге мужской индивид в двух своих свойствах — самореализации и тирания получил свободу и в тираническом государстве, где «партия сказала, я ответил — есть» получил государственное закрепление. Так с атеизмом началось торжество трёх духов злобы.

Эти три духа злобы, вместе с партией и государством за семьдесят лет ХХ столетия подменили народ и мужское население в России. Кроме жизни, незримо движимой духом мира, времени и лести, у людей как будто другой жизни не стало. Поэтому кто сегодня не увлечён и не живёт миром, т. е. богатством, славой, властью? Все живут. Кто не стремится быть человеком своего времени, т. е. творческим, прогрессивным и владеющим всеми видами активного отдыха? Все стремятся. Все пользуются идентификаторами и знаками принадлежности к современному миру — телефоном, в котором соберутся все документы человека о нём, респектабельностью, т. е. добротным внешним видом, в том числе и церковным, и речью, выказывающей его культурность, образованность и как будто убедительную правильность, а на деле отсутствие или удалённость его от благодати и благости. Кто из мужчин сегодня не уговаривает себя, потом соглашается и в итоге торжественно принимает новые идеи глобализма, экуменизма и толерантности, толерантности ко всем страстям и проявлениям падшего естества в человеке. Все мужчины сегодня так делают.

Вместе со всем сказанным людей нашего времени захватывает третье свойство индивида — мимо Святого Духа сближение друг с другом на всех уровнях массовости. Начиная от молодёжных тусовок, взрослых корпоративов, движения спортивных болельщиков, наполненности многолюдством пляжей, улиц, площадей различными демонстрациями, наконец, партиями, союзами собраниями разных уровней. Завершающим будет уровень мировых сообществ, движимых и вторым свойством индивида — тиранией. Этот уровень разрабатывает и внедряет от себя вниз идущую вертикаль власти. В церкви это епископские собрания, которые внутри поместных церквей уже отменили соборы, а в ближайшее время через «всеправославный собор» будут внедрять региональные епископские собрания, т. е. собрание епископов от нескольких поместных церквей. При этом собрании, имеющем властные функции, назначается исполнительный комитет из числа первых епископов каждой из канонических, поместных Церквей.

Исполнительный комитет епископского собрания возглавит уже вертикаль реальной власти. Более чем очевидно, что это будет власть человеческая со всеми технологиями обеспечения вертикали и авторитарности власти, за такой властью стоят дух времени и дух лести.

В 13-ой статье проекта решения об этом намечена и глобалистская перспектива развития событий. Статья закрепляет возможность «слияния двух и более собраний» в нечто большее. «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13,15). «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились (т. е. не обманулись). Изгонят вас из синагог (т. е. из их состава), даже наступит время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем самым служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Я сказал сие для того, чтобы вы, когда придёт время, вспомнили. А теперь иду к Пославшему Меня, и пошлю Утешителя к вам. Он, придя, обличит мир (т. е. откроются и станут ясными причины всего, что происходит в мире), обличит о грехе, и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня (т. е. неверие в Евангелие сделается ожесточённым и воинствующим); о правде, что Я иду к Отцу Моему (т. е. о сыновстве Христа, о Духе усыновления, и о собственном сыновстве нравственном и о свойствах этого сыновства для одних откроются с ясностью, а другие — иные вспоминать не будут, но иные будут попирать и плеваться, отрекаясь от него); о суде, что князь мира сего осужден», (Ин. 16, 1–11), (т. е. откроется злоба против тех, кто жизнью верен Христу и Церкви, а значит внутренним нравственным и духовным человеком, остаётся всегда христианином, вне Церкви, так и внутри неё; Господь утверждает, что эта злоба не имеет власти с Небес. Поэтому в другом месте говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело и душу погубить в геене». (Мф. 10,28).

То есть бойтесь тех и того, что будут делать с народом, когда поведут и ведут уже к отречению от себя — личности ради индивида, к отречению от себя внутреннего человека ради среднего и внешнего, к отречению от церковного уклада ради видимого внешнего, но по современному великолепного христианства.

Итог ХХ столетия каков? Мужа в семье не стало. Вместе с ним упразднился отец. С тем и другим в небытие ушёл семьянин. Повсеместно внедрились «измена трусость и обман».

Измена Богу, а вслед за этим скоро приходящая измена своим жизненным призваниям, которые составляют нравственное естество человека или образ Божий, вложенный в него. Богу и призваниям — измена. Вместе с этим отказ от звания христианин, отказ от христианского, т. е божьего своего устроения. Потому что несовременно быть божиим, стыдно перед другими, для себя обременительно, узко, трудно, в пути по жизни нудно, нежизненно.

Чего же больше — отказа или измены? Отказ — это когда тот же самый сначала согласился, а потом отказался. Но измена — это изменение, внутренняя перемена того, кто изменил. Не только отношение изменилось, весь изменился. Был божий, стал враг Богу; был отец, стал самореализующийся на работе, а в семье тиран, но и то, насколько позволит ему тирания жены, был муж, стал иждивенец, был даже добытчик, но всё делал ради плотских и душевных утешений и отдохновений в семье. Где же во всём этом он отец, где муж, где христианин? Нигде. Но беда в том, что он и не знает, что кроме того, чем он живёт, может ещё что-то в нём быть. Такова картина измены. А трусость в чём?

Перед силой характера современных женщин, живущих под видом жены, много мужчин пасует, трусит. Они идут в семью, чтобы быть мужем. Но не могут им быть сами от себя, а быть мужем от поддержки Божией тоже не могут. Моли быть мужем при поддержке жены. Но встречаются в семье с женщиной-тираном вместо жены. Ожидания друг ко другу у них различны. Одного ждёт и требует от него та, что назвалась женой, но на деле женщина, и совсем к другому в ней, к тому, чего в ней нет, всей своей тленной душой льнёт к ней тот, кто хочет быть ей мужем. Единственное, что их примиряет — это плотские и душевные сближения. Но и они с годами выхолащиваются, деревенеют. Остро переживая свою мужнюю несостоятельность такой не то муж, не то мужчина, он сам в этом не может разобраться, глубоко страдая душой ищет утолить душевную тоску и боль, в итоге весь уходит в алкоголь. С этого времени вместо устроения семьи и дома начинается разорение того и другого. Вроде с горя, а на деле из-за ещё одной глубокой черты характера, которая внедряется в человека, изменившего Богу в своём и в предыдущих поколениях предавшего Бога. Свойство это — подлость. В семье в сочетании с трусостью она ведёт к разорению семьи. В государстве, при сочетании с самореализацией индивида, ведёт к разорению государства. Знамение времени и знаковый пример тому — Ельцин.

В обоих случаях — в семье и государстве — свойство это ведёт к одному концу: к разорению всех человеческих свойств и качеств самого пьяницы. Подлый человек одно за другим сдаёт все Богом данные ему позиции, и одно за другим все Богом заложенные в нём нравственные, душевные и телесные дарования. Разоряется всё — без разбора.

Там, где измена, трусость, там и обман. То, что изменою и трусостью приводится в разорение, индивид ложно пытается спасти и удержать повинениями, обещаниями или простым обманом. Пускается в ход всё — обман мыслями, обман словом, обман жизнью. Многократно разыгрываемая якобы правда, которая на деле есть откровенный обман. И для самого пьяницы, и для всех домашних, и для всех вокруг. Так ведёт себя третье свойство индивида — потребность сближения с людьми, не нуждаясь при этом в участии Святого Духа.

В итоге по всем трём свойствам индивида в мужском населении России разверзлась катастрофа. Если теперь возставать из неё, нам нужно возрождение отца, в нём же мужа, а прежде того и другого возрождение сына. Мы задержимся только на одном из них — на отце. И на том, возможно, или не возможно возрождение в России отца. О сыне и свойствах сыновства можно узнать из ответа на вопрос № 13666 — «Сын страдает страстью…» на сайте Афон «вопрос-ответ». Кто и каков отец?

Отец — он отвечает на Страшном суде перед Богом и перед Царством Небесным, которое за ним последует, отвечает за свою семью. Отец отвечает за патриархальность в семье, т. е. за то, чтобы в семье были мать, жена, сыновья и дочери. Такие сыновья и дочери, которые сами войдут в Царство Небесное и последующие поколения от них, дожив до кончины мира, тоже войдут в Царство Небесное. Такие сыновья и дочери будут славой отцов и матерей и в жизни вечной составят венец стариков. «Венец стариков — сыновья сыновей» (Пр.) За такую патриархальность отвечает отец.

Отец, сам будучи верноподданным, отвечает за верноподданность своей семьи и каждого члена в ней. То есть за пределами семьи он не успешность и успех создаёт в государстве, а верноподданность кладёт в основу Отечества. Не духом мира, времени и лести служит как гражданин своего отечества, а Духу Святому служит, Им и через Него участвует в Его, Духа Божия, домостроительстве, служит ради прежде всего убережения в этом Отечестве малого стада Христова. Даже если он сам не принадлежит к малому стаду. Он знает ради чего сберегается свыше до времени Отечество земное.

Отец, будучи патриархом в своей семье остаётся им и в Отечестве. Имея патриархальность и верноподданность он там и там паче всего хранит и бережёт святость. И третье — он Богу содействующу служит для устроения Его, Христа, Церкви — в семье, Отечестве и в мире. Потому что патриархальность и верноподданичество от святости происходят. Таков должен быть отец. Но такого отца у нас сейчас нет.

И тем не менее мимо всех времён и на все будущие времена нам говорит Господь: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16,33). Т. е. в мире, вокруг вас будут разрушение и скорбь, а вы во Христе будете иметь внутренний мир, и внутреннего человека. Вы будете отцами и матерями, вы будете сынами Отечества и сынами чадами Церкви. Мужайтесь, т. е. будьте верными, не предавайте ни себя, ни семью, ни Отечество, ни Церковь. И Бога не предавайте. В мире сем, будет скорбь и даже будут убивать вас, но «Я победил мир», то есть земное царство, с его богатством, властью и славой, царство тьмы с его обманом и злобой и царство времени с его прогрессом и ложным развитием. В каждом таинстве причастия, а от него в таинстве всей вашей жизни, в которой вы живёте чаянием жизни будущего века вы в Мой мир входите, Моему Царству принадлежите. Для вас теперь времени не будет, вместо него будет вечность. Земного счастья как жизни не будет. Вместо него будет «благословение Отца Моего Небесного» — жизнь вечная, уже здесь на земле начинающаяся в Моей любви. И потому — приидите, верные, наследуйте Царство Небесное, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34). Приидите, значит трудитесь быть отцами, матерями в семьях ваших, сынами, дочерями в Отечестве своём и чадами Божиими в Церкви. Наследуйте Царство Небесное, т. е. благость Христа, а в ней добродетели святых. Будьте блаженны. Верою знайте, что это благословение Божие всегда есть и будет.

К преодолению назначенная непреодолимость.

Есть два явления — непреодолимость и неистребимость. Разные это явления? Или одно и то же?

В слове «преодолеть» речь идёт о внешней силе, которая направлена на что-то, чтобы сдвинуть, переделать, убрать. Это не значит уничтожить, сжечь, растворить. То, что преодолевается, убирается с дороги, из жизни. Если Иоаким (Пар), посещая наши российские монастыри, удивлялся и даже возмущался — зачем монахи и монахини так много заняты паломниками, туристами, детьми, делами милосердия, хозяйством, пошивочными, торговлей, а в храме на службе стоит из них несколько человек, то мы, подобно ему, можем удивляться требованиям, которыми обложены сегодня все приходы Русской Церкви, чтобы активная творческая, одарённая и образованная часть прихожан занимались бы внебогослужебной деятельностью по пяти направлениям, включая работу воскресных школ для детей и взрослых и гимназии.

Так что делами спасения своей души, своей семьи им совсем не было бы времени заниматься. Да и не пиоритетно бы это было. В итоге не столько приготовление своей души к жизни за гробом, где ей быть в вечности — в жизни или в муках, сколько обширное вовлечение новых людей во внешнюю религиозную жизнь приходов было бы главным смыслом русской религиозности. Сама же эта религиозность дальше внешнего и среднего человека не идёт. Почему религиозность таких людей не ведёт к их спасению?

Религиозные чувства внешнего человека возбуждаются религиозными знаниями из книг, бесед и проповедей. Эмоциональное раскрашивание этих знаний, душевно-чувственное переживание религиозных смыслов самодостаточное размышление над прочитанным, услышанным, идёт рядом с молитвами, постом, богослужениями и таинствами. Идёт рядом с жизненною силою много большею, чем покаянно-кроткое участие в святых действиях Церкви. Деятельно-душевный и эмоциональный шум и шум помыслов сегодня в Церкви столь велик и обширен, что и у способных к молитвенному настроению и у имеющих опыт покаянной религиозности внешних и средних людей. То и другое постепенно затухает и с годами сменяется тем же шумом или полушумом.

Так и малость духовной жизненности сегодня успешно преодолевается деятельно-инициативной активностью церковных мероприятий. (Мероприятия — меры к преодолению приняты).

В слове «неистребимость» речь идёт наоборот, не о предмете, а не о внешней силе, о том предмете, который неуничтожим. О свойстве этого предмета — неуничтожимости. Что ты с ним извне ни делай, он остаётся, сохраняется. Если ты найдёшь Христа в своём сердце, если сердце твоё наполнится Христом, тогда наполнится оно любовью. И тот, кого ты только что считал противником своим, оставаясь по делам своим тем же самым, сделается тобою любим. Ты будешь любить его. Он останется в твоих глазах падшим, но к нему, падшему, в тебе будет милость. И уже не ты со своею правдою, но Христос со своею милостью и любовью будет в тебе. Но для этого надо, чтобы тебя не было. Со всей твоей правдой. Той, на которой настаиваешь, что ты видиш её, как противник твой грешит против тебя. Господь же говорит: «и уже не увидите Меня» (Ин. 16.10) но «любовь (Отчая) в них (т. е. в сердце их) будет, и Я в них (в тебе)» (Ин. 17,26). Но для этого — чтобы тебя не было. Это тот барьер, граница, камень, который не каждый преодолеет. Мало тех, кто преодолеет. Много тех, кто как богатый юноша, заскорбев о своём богатстве, отойдут и выберут остаться со своей правдой, своей справедливостью, своим возмущением.

В житиях святых можно наткнуться на признания дьявола: «Ты победил меня». Чем? В одном случае смирением, в другом любовью, в третьем терпением. Победил неистребимостью смирения, любви, терпения. Одно дело, когда попыткам уничтожить подвергается что-то вещественное. В вещественном мире неистребимого нет. Всё может быть когда-нибудь и как-нибудь уничтожено, истреблено. Так ветшает и истребляется любая вещь на земле. Так временем истребляются целые цивилизации, исчезают необозримые природные ландшафты. Так в России событиями истории истреблены благочестивые князья, дворяне, в ХХ веке истреблены благочестивые или истинные (это одно и то же) крестьяне. Была попытка истребить всё священство и епископат. Гонения со стороны безбожных властей и безбожного народа набирали такую силу, что казалось это вот-вот произойдёт. В 60-х годах глава безбожия Н. С. Хрущёв на международном форуме с трибуны даже объявил, что ещё немного и он всем народам по телевизору покажет последнего попа (пастыря овец православных) и после этого уничтожит его. Т. е. с Церковью будет покончено. Не получилось. К назначенному времени его самого сняли с должности и через 2–3 года, будучи пенсионером, на своей даче он умер. Случилась его кончина.

А число попов к нашему времени стало что звёзд на небе. Но и это временно. В последние времена, «даже наступает (уже это) время, когда» священство будет сильно разниться между собою, тогда одно священство будет теснить, подавлять и даже убивать другое. «И всякий убивающий будет думать, что тем он служит Богу» (Ин. 16,2). «Будет думать», потому что будет поступать как все вокруг него — по духу времени, будучи поглощён вещественностью духа мира, пребывая в безответственном, т. е. бездуховном послушании перед вышестоящими и тем принимая идущие от них новоявленные идеи духа лести. «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16,3). Но и благочестивое священство сократится на земле до единиц. «И дано было ему (зверю) вести войну со святыми и победить их». Сначала оттеснить, а потом и умертвить. Остальные, «которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, живущие на земле, поклонятся ему», т. е. антихристу. (Откр. 13, 7–8). Они же и будут гонителями святых, не терпя их поступки, раздражаясь на их образ укладной жизни. Таким образом всё вещественное — предметы, цивилизации, ландшафты, народы и даже народ Божий со своим священством — подлежат истреблению.

Истребимо на земле и всё нравственное, которое заключено в жизнь индивида. «Ибо преступлением одного и смерть, и осуждение, и грех» вошли в жизнь человека, и «грех (стал) царствовать к смерти». (Рим. 5, 17–19,21). Потому что «Дух (Божий стал) быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть. И наполнилась земля злодеяниями, она (стала) растленна, ибо всякая плоть (т. е. человек-индивид) извратила путь свой на земле». (Быт. 6,3,11–12). Это извращение пути происходит с человеком всякий раз, когда умножается в нём грех. Тогда приходит осуждение и смерть. Осуждение выражается в разстройстве жизни людей, разстройстве отношений между ними, в умножении зла среди них. Это и есть истребление нравственного в человеке. Причина истребления — грех. Он входит в человека, истребляя нравственное. К чему это приводит? К тому, что «беззаконник умирает за грех свой» (Иез. 33, 8–9), ибо «сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1,15), и «возмездие за грех — смерть. Ибо когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. (Нравственное в вас терпело поражение). (А рабы греха), живущие по плоти, закону Божию не покоряются и Богу угодить не могут» (Рим. 6. 20,23; 8. 7–8).

Четыре периода жизни человечества.

Со дня изгнания Адама и Евы из рая до наших дней человечество пережило четыре великих периода своего существования на земле. Всякий период начинался как заря восходящего дня и заканчивался сумерками вечера.

Первый период умножения греха в человечестве закончился для людей потопом. Осталась после потопа одна семья Ноя. «И сказал Бог Ною и сыновьям его: вот, Я поставлю завет Мой с вами и потомством вашим, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа. Вот знамение завета: Я полагаю радугу Мою в облаке. И когда явится радуга, Я вспомню завет Мой, и не будет более вода потопом» (Быт. 9,8,12–15).

После потопа второй период жизни человечества — это вновь умножение людей и вместе с ними умножение греха и развращения в них. То есть истребление нравственного в людях. Но вместо истребления повреждённых людей Бог-Отец посылает, не пощадив, Сына Своего. Ради исправления повреждённого посылает на страдания и смерть во искупление, в оправдание, воскресение людей и в жизнь их вечную. «Он есть умилостивление за грехи наши и за грехи всего мира» (1 Ин. 2,2)

С этого времени начинается великая заря человечества, христианство — третий период, который восходит в расцвет православия в Византийском Царстве, но и упадок через 1400 лет. С умножением числа внешних и средних людей в ограде Церкви, грех умножается и губит Церковь.

Четвёртый период развернулся в России — вновь расцвет православия как в одном народе совершаемое искупительное оправдание всего человечества, всего мира, но также, как и в прежние периоды после 16-го века начался упадок его. Вплоть до сокрушительного развращения православного народа России. Это развращение по ходу времени неявно вкралось в него, и к началу ХХ столетия, а с 1917 года с жесточайшею разнузданностью бушевавшего вплоть до начала Великой Отечественной войны. Войною только это буйство греха Богом было остановлено. Чтобы после войны вновь поражать нравственное в человеке, приведя его, человека, до сегодняшней глубины растления, и не просто упадка нравственности, но почти до предпотопного поражения и исчезновения нравственности в людях.

При этом нужно отдавать себе отчёт в том, что сегодняшнее великолепие и обилие православия явлено не внутренним религиозно-нравственным человеком, которого почти и нет, но человеком средним и внешним, исчисляемым сотнями тысяч нынешнего народа.

Если было бы не так, если бы в нужном числе сохранился внутрениий нравственный человек, то в России не произошло бы развала страны, не допустили бы, и не вошла бы цивилизация современными интернет-технологиями интенсификации жизни, люди бы не поддержали. Как и сегодня большинство людей возрастом после 60 лет иньернетом не пользуются. Но и общее число посещений в интернете было бы близким к нулю. И телефонизация дальше кнопочных телефонов в народе бы не пошла. Но, увы — и допустили, и поддержали и пошла. Потому что религиозно-нравственных в должной мере не осталось.

Спросим себя ещё раз — истребимо ли на земле всё нравственное? Истребимо. Если человек живёт в нравственном вне Духа Святого. «Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени» . (Откр. 12,12). «И дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не записаны в книге жизни у Агнца». (Откр. 13. 7–8). А из тех, кто не соглашался с развалом России и громко заявлял об этом, уже немного осталось. Истребили.

Из этого мы заключаем, что на земле сейчас живёт только два вида людей. Независимо от званий, должностей, сана, возраста, пола. Один род — это народы мира. Другой род — христиане. Но и христиане не все христиане, а те из них, «чьи имена записаны в книге жизни у Агнца».

Записанные в книге жизни.

Как узнать об этом — записаны, или нет? Первое — по тому узнаем, что волнуемся об этом. И волнение это не панику рождает, не уныние и упадок сил, но рождает силы к жизни православной, толкает разумение, чтобы знать, какой он — церковный уклад и православная жизнь в нём, и побуждает ревность духовную, возводящую до чувств посвящения себя Богу.

Люди, чьи имена не записаны, узнаются так: они и значения этому вопросу не придадут. Отмахнутся и забудут, или пройдут мимо со словами: «Надо вам это? Чепуха всё это. Есть много полезных дел. Займитесь ими». И слушающие такие их слова согласятся и успокоятся. Ещё это те, о ком писание говорит «проклятые». Это люди, в нечестии согласившиеся между собою, взаимно друг друга убеждающие и убедившие, тремя нечестивыми духами водимые и поэтому в земную жизнь погружённые, великолепием её устроения, обширностью, массовостью её потрясённые и участием в ней, самодовольные, новыми мировыми учениями основанных на общечеловеческих ценностях, возвышенностью их смыслов религиозных, нравственных, экономических, социальных вдохновлённые и через всё это вместе взятое сами себя от общения со Святым Духом отлучившие, духами, враждебными Христу, пленённые. Это люди ложно на словах христианством Христа исповедающие, но в глубине души своей они сами себя своим само- и себялюбием обрекли на поклонение зверю, образу его — интернету и числу имени его. Узнаешь их по тому, как будут они морщиться и злиться на все предупреждения Евангелия и Апокалипсиса и на данный текст, другие и прочтут и послушают, но смысла не поймут, и значения сколь-нибудь серьёзного не придадут, или пошумят и успокоятся, ничего о прочитанном не помня. Третьи ни читать, ни слушать не захотят.

Есть ещё признак — по плодам узнаете их. Плоды нравственного развития — семья, род, Отечество. Они есть у всех народов. Плоды культурного, профессионального, экономического развития — прогресс, цивилизация, глобализм.

А те, кто и в первом разряде себя не чувствуют — среди волнующихся — и ко второму разряду себя не относят — к отмахивающимся -, они — какие? Очевидно, что они на краю состояния, когда имя может изгладиться из книги жизни. Они до такой степени склоняются к миру сему, так захватываются духом времени и потакают своему самообольщению, слушая новые учения духа лести, что сами себя могут вывести из числа записанных. Волнение таких людей приводит их в неустойчивые, часто сменяющиеся состояния. То разумение православной жизни, ясность что делать, силы к деланию, то перехватились собственной тленностью и впали в упадок, или наоборот, в суету и поспешение.

«Не послушались гласа Моего, — скажет им грозный Судия на Страшном Суде, — ради Бога нищету, злострадание, смирение, плач не возлюбили, и потому легко поверили прелести антихристовой; осквернили одежду невинности, святости и чистоты, полученную во Святом Крещении; не научились прощать, вместо этого злословили и мстили; разжигались похотью плоти; буду судить вас за то, что вы не послушали избранных учеников Моих, посланных обратить вас к покаянию; спастись, вечно жить и царствовать вы не можете, вас постигнет то, чего вы не ожидаете, потому что жили и живёте суетною верою, поощряли свободомыслие, расслабление нравов, считали виновниками своей погибели ближних — сын отца, дочь свою мать, антихристу поклонились и его устроению жизни послужили». (Из видения св. Григория о Страшном Суде).

Как ещё узнать — записаны или не записаны? По тому, как человек исповедует Христа. Исповедовать Христа можно жизнью, творчеством и знаниями. Жизнью в церковном укладе, будучи сам причиной уклада, исповедует внутренний человек. Творчеством, создавая различные виды культурных достояний о Христе и различные культурные события (праздники, концерты, фестивали), так исповедует Христа средний человек. Знаниями и различными формами передачи знаний исповедует Христа внешний человек.

Вписанный в книгу жизни даже если он сейчас о Христе живёт как внешний и средний человек, очевидно, со временем будет искать исповедовать Христа жизнью. Т. е. будет искать церковный уклад.

Но и исповедание жизнью может быть трёх видов: жизнью религиозно-нравственной, нравственно-духовной и духовной. Тот же переход из одного состояния в другое происходит и в умном делании Иисусовой молитвы: умная, умно-сердечная, сердечная.

Человек, остающийся в делах среднего и внешнего человека и сознательно или активно отвергающий церковный уклад, неизвестно, записан ли в книгу жизни. Упрямое или своенравное состояние в самореализации индивида, или, того хуже, в тирании, а равно в стремлении к шумным собраниям, дискуссиям, где никто никого не слушает, к любым формам и масштабам (третье свойство индивида) сближения людей друг с другом, влечение друг к другу мимо Святого Духа, даже если эти собрания православные, но где нет преимущества людей кроткого и смиренного духа, их отодвигают и не слушают, — всё это признак активного удаления от Бога. Названные проявления его сами за себя говорят.

Как ещё узнать — записаны или не записаны?

Если в книгу жизни нельзя, как доброволец, вписаться самому, но вписывает Бог, тогда Бог Сам и выводит человека на путь спасения. Он делает это как пастырь: или идёт впереди и овцы, знающие Его голос, следуют за ним; как делает собирающий разбегающееся стадо — всё время сзади с кнутом; и наконец, как ищущий потерявшихся.

Ещё и следующее надо знать:

Путь не обочина и не стояние на месте. Путь — это движение из степени в степень. И голос Пастыря овца слышит в трёх сферах своей жизни, присутствующих у неё как матрёшки — одна в другой.

Сначала голос пастыря слышат в проповедях, потом в душе, потом в духовном отце.

Сначала во внешней церковной жизни, потом в жизни подвижнической, потом во внутренней молитве.

Сначала наставления слышат в знаниях, потом в церковном укладе, потом в сердце кающемся, плачущем, утешаемом откровениями.

Какая разница между духовником и духовным отцом?

К духовнику можно прийти с готовым решением, предложением, обсуждением и попросить его благословение на всё то. Благословением духовника в события жизни человека и людей входит Бог. Поэтому после благословения не всегда бывает то, на что благословляются. Но что будет, то по Божьей воле будет.

Духовный отец — это тот, кто вместе со своим чадо с Божиим благословением и Промыслом трудится над его характером, нравом ради добродетелей, над его сознанием, чтобы искал истину, над его жизнью — чтобы был на пути к спасению в жизнь вечную.

Кнут пастыря — это болезни, ведущие к смерти, это скорби, когда выжил, но остался инвалидом, это нищета, утрата близких, потеря работы, в годы советских гонений это тюрьма, концлагерь, ссылка, волчий билет.

Ищущий потерянную овцу, в Евангелии это потерянная овца, драхма, блудный сын — был мёртв и ожил.

Написано кратко, сжато, но ищущий жизни пять раз перечтёт, проработает и всё приведёт для себя в ясность. Не ищущий жизни поленится это делать.

Продолжение следует...