Продолжение ответа на вопрос № 13666
- Подробности
- Опубликовано 04.11.2017 13:55
Подвижники Церкви и брань падшего естества
Где же в современных сыновьях эти удивительные пять свойств? Нет их. Многое за последние два с половиной столетия сделано во всём мире и особенно у нас в России, чтобы сыновство и остальные четыре жизненных призвания, в том числе религиозное призвание, потеряли свою Богом данную основу, и по сути стали
- Но не только тех, кто вступил на сугубый подвижнический путь, но и тех, кто остался мирянином. Всех спасти. Что же тогда делать мирянам и людям мира сего, не знающим в себе такого призвания на брань с падшим в себе, если подвижники, оставившие мир, никак спастись не могут, кроме как вступив в сугубую войну с самими собою. Тем более, что делать подросткам и молодым парням, попавшим в сети современной цивилизации и утопающим в её губительных воронках. При том, что жизнь греха в них сильнее, чем сознание, что я грешу. И, тем не менее, как подвижники встают на брань с падшим естеством, так и мирянам нужно вступать в брань с ним же ради восстановления своей нравственной природы. Это восстановление невозможно без Христа и без таинств Его Церкви. Но здесь, здесь ещё задолго до революции в Церкви случился сбой. Внимание и труды религиозного народа обратились на одну сторону жизни и совсем, почти совсем оставили другую. Постепенно и незаметно для народа церковная религиозная жизнь стала происходить сама по себе, а повседневная жизнь людей с постепенным, все большим погружением в падшее естество — сама по себе. В результате влияние церковных таинств на человека, очищающее и освящающее действие благодати в Церкви стало сужаться в отдельное самостоятельное от всего существа и от природы человека пространство жизни. Через школьное богословие и тонко, незаметно входящий католический подход к устроению духовного образования вот уже три столетия идет подмена православного человека. Человек идет за православным образованием, преподаваемом в духовных школах, и незаметно для себя перемещается из внутреннего человека во внешнего. В сознании своем, ревнуя о православной истине, эту ревность и принимает за свою православную жизнь. Чем дальше, тем больше удаляется от разумения, что духом и внутренним устроением оставаясь падшим человеком, он мало делает или ничего не делает для своего покаяния. Чтобы каяться, не достаточно знать о покаянии. А так как поляризация между внешним человеком и внутренним делалась все более реальной не в пользу внутреннего человека, то и дух и стиль жизни католического характера, дух внешнего человека стал укрепляться в России. В результате в жизнь православных людей стали входить превратно понятые из Евангелия и прямолинейно внедряющиеся слова, но внедряющиеся уже как католический принцип жизни: «Богу богово, кесарю кесарево». В результате в каждом дне, в каждой неделе, и в каждом годе разделились между собою действия религиозные и повседневная жизнь. К этому приложилась, под влиянием католических образцов, привозимых с запада, как принцип, не туда примененная русская поговорка: «сделал дело, гуляй смело». Делом стали религиозные действия дня недели, года, а гулянием стала повседневная жизнь. «Ты помолился? — Да. — Тогда пойдем по распорядку дня». Это касательно, утреннего и вечернего правила дня. «Ты был на службе? — Да. — Хорошо, на законных основаниях теперь можно и к делам недели приступить». Это касательно недели. Религиозный долг воскресного дня исполнен, будем дальше жить. Тоже и в году, где в самостоятельное время года, стали выделяться как религиозный долг, многодневные посты и святые дни святок, светлой седмицы, троицкой сплошной, с тем, что остальное время года люди жили, как хотели. В результате два пространства жизни разделились: религиозные действия в виде долга и остальная жизнь. Разорвалось их взаимовлияние. А народ вместе с врагом рода человеческого неожиданно вздохнул свободно. Всё более умножающееся число людей стали сокращать объемы религиозных действий. Долг начал сокращаться. Следствие не заставило себя ждать. Падшее естество в человеке начало быстро расширяться и брать под свою власть всё в человеке, внутри него. Об этом забил тревогу святитель Игнатий Брянчанинов, много написавший о падшем естестве,
т. е. о повреждённой природе человека, которой мы живём, и при этом охраняем независимость ее в нас от наших религиозных действий. Вот что пишет святитель Игнатий: «Милости хощу, а не жертвы» — говорит Господь. Слова эти значат, что «вы не можете приносить жертв, все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, смешаны с ним. Познайте глубину вашего падения, познайте лютость повреждения вашего. Окаменевшие сердца! Смягчитесь. Создания несчастные, пресмыкающиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада, создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею. Признайте, что самое естество ваше извращено грехом, что правды, рождающиеся в нем и исходящие из него, соответственны обезображенному, искаженному естеству. Естеству падшему. Правды ваши сочтите грехами, сочтите их не приобретениями, а величайшим ущербом для себя. Эти правды, в желающих удержать их за собою, служат непреодолимым препятствием к получению правды Божией». (Св. Игнатий, Аскетическая проповедь, т. IV, Правило веры 1993 г.м.стр. 183). Так много еще подобным образом взывал святитель. Но внешне православный народ его быстро отодвинул от себя и всё возрастающей толпой начал двигаться к 17 году, а когда случилась смена власти, с одержимым торжеством народ этот бросился в обновленчество. Приветствуя новую власть и как бы открывающиеся новые возможности. Богоборческая власть поддержала обновленческие силы в Церкви, обрушила гонения и физическое уничтожение на подлинную Церковь и, за 20 лет расправившись с нею, предложила, а в лице патриарха Сергия (Старгородского) и нового Синода утвердила нечто среднее. Суть среднего заключается в том, что оно продолжает раздельное существование религиозных действий и жизни падшего естества. Католический принцип «Богу богово, кесарю кесарево» и подвязанная к нему народная поговорка «сделал дело — гуляй смело» стали уверенно формировать всю жизнь православных людей. Постепенно и вполне реально окатоличивая их. А чтобы это было не очень заметно, сегодня инициируется активное служение Церкви в четырех направлениях, рождаемых как раз тем самым падшим естеством, с выходом из церковной ограды в массы неверующих людей России. При этом падшее естество торжествует свою неприкосновенность. Таинства и все освящающие действия Церкви в этом выходе в массы неверующих не достигают не успевают достичь до причастника. Наоборот, хотя бычуть-чуть воспринятые, пока люди в Храме, при выходе из него в падшей активности и восторгах рассеиваются как не бывшие. И уже не таинствам, но падшему как раз и дано осуществлять все служения Церкви. Даже то, что казалось бы должно служить таинству,т. е. вся современная катехизация и воцерковление увы, заняты отдельно религиозным призванием человека мимо его природы,т. е. мимо падшего естества. Этим, кстати, русское православие отличается от греческого. Но идет время. Чем дольше мы живем, тем более очевидно становиться, что развивать нужно не одно только религиозное призвание, никак не трогая падшую природу, но и природу нужно очищать и восстанавливать в тот образ, который вложил Бог в человека. Церковная жизнь, как она сегодня есть, с ее внешними приоритетами одна недостаточна. Нужно повседневную жизнь восстанавливать до праведности, об этом у нас и речь. - В результате сегодняшнее торжество самолюбия вылилось в два полюса людей в стране. На одном полюсе — успешность, прогресс, богатство, слава, власть. На другом полюсе — наркомания, компьютерные игры, фильмы, болельщики, новости. Это то же самолюбие, но ищущее для себя компенсации. Посредине — люди, перебивающиеся с одного на другое. Все вместе они зовутся интеллигенция, рабочие, служащие. Среди них есть руководители, работники торговли и банков, юристы и полицейские, которые задают сегодня характер жизни в стране. Есть ли среди них сыновья?
Какая-то часть от всего населения страны, а именно 2% имеют пробуждённое религиозное чувство, религиозное призвание. Им они вошли в ограду Церкви, наполняют храмы. Из них на 100 женщин в среднем по всей стране приходится 3–5 редко где 10 мужчин, и того меньше молодых людей. Во всём остальном — это те же и такие же люди, что живут в России, которые недавно были неверующими. Это те же интеллигенция, рабочие, служащие.Кто-то из них теперь работники и служители Церкви. Много ли среди них сыновей?
Что же делать?
Один из путей, частный по своему значению, но который возможен сегодня через интернетное и книжное общение — это расширять и укреплять сознание, для этого подробнее и глубже узнавать о самом себе. Чтобы дальше с помощью знаемого учиться извлекать уроки из жизненных собственных обстоятельств, делать выводы и менять направление жизни. Другой путь — это прибиваться к тем взрослым, которые живут ближе к своим жизненным призваниям и которые согласны были бы взять под своё крыло и руководство, и рядом с ними делать то, чем заняты они. В итоге собирались бы группы разных инициатив, каких, наверное, и сейчас есть
Разрушение сыновства
Вернёмся к вопросу: что же произошло с сыновством в наше время? Против него враг рода человеческого вместе со всем народом советской страны применили два самых мощных средства современной цивилизации — это всеобщее образование и «детям счастливое детство». Первое средство вывело детей из семьи в школу, а детей дошкольников в детские сады. Началось общественное, а не семейное воспитание следующего поколения. Началось отречение от семьи,
Восстановление сыновства
В то же время в Великую Отечественную войну, когда беда грянула на страну, именно отцы, матери, сыновья и дочери встали на защиту Отечества. Всё, что основано было на самолюбии, отряслось, обрушилось, и не до самолюбия было. Совесть, долг жизненных призваний — отцов, матерей, мужей и жён, сыновей и дочерей, а вместе долг и честь сынов и дочерей Отечества,
Трагизм истории
Но вместе с восстановленным хозяйством в стране была восстановлена вновь вся система всеобщего образования. Атеистическая по духу, по действию обессмысливающая земную жизнь, обезнравливающая её, выдвигающая и закладывающая в характере на первый план самолюбивое лидерство. Два новых поколения, сформировавшиеся за 70 лет после войны в этой системе, в итоге привели страну к сегодняшним распаду, развалу, разврату и бесчинствам.
Произошла за эти годы не только смена поколений, что естественно, но произошла перемена людей. В прошлом остались люди внутреннего устроения — совести, добра, жизненных призваний: сыновства, Богом данного супружества, родительства, отечественного, религиозного призваний и трудовой силы. Вместо них вышли люди среднего устроения — душевные, деятельные, с активным развитием прикладных способностей (их 16: интеллектуальные, ремесленные, технические, педагогические, врачевательные, музыкальные, изобразительные, зодческие, литературные, ораторские, растениеводческие, животноводческие, организаторские, подражательные (артистические), пластические, классификационные). С отказом от внутреннего человека, вместе с ним от совести, добра и Богом данных призваний в основу среднего человека легло самолюбие, самоугодие и влечение к миру. Вслед за средним человеком в последние десятки лет всё в большем числе входит в жизнь страны внешний человек, имеющий за душой лишь
Счастливое детство
Как и откуда такое множество сегодня внешних людей? От счастливого детства. Летние пионерские лагеря, множество внешкольных детских учреждений — домов пионеров, юных техников, биологов, кружки, студии, спортивные секции, смотры, фестивали, слёты, соревнования, олимпиады, театры, детское кино, книги для детей. Обилие всего этого в жизни каждого ребёнка, с постоянной сменой одного другим, редкой остановкой на
«И изгнал (Господь) Адама из сада Едемского (рая) и поставил Херувима, чтобы охранять путь к дереву жизни." (Быт. 3, 24). Теперь это древо жизни крест Господень, а вслед за ним таинство таинств Тела и Крови, в котором заключены и Крест, и Смерть, и Воскресение. А «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11–12). И был потоп, а после потопа Авраам говорит рабу своему: «Господь [Бог], пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему (Исааку) из родных моих и из дома отца моего» (Быт. 24, 40). Видите — «Ангел благоустроит путь твой». А вот израильский народ в пустыне: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им» (Исх. 13, 21). И много веков спустя царь Давид воспел: «Бог! — непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него. Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь." (2 Царств. 22, 31,33). Пройдёт время и пророк Иеремия раскрывает последующее: «мы грешили пред Господом Богом нашим, — (говорит народ), мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня» (Иер. 3, 25) И отвечает им Господь: «Пути твои (народ мой) и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего. Неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют." (Иер. 4, 18,22). «Каждый обращается на свой (им придуманный) путь» (8, 6). Но «не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (10, 23). Пройдет время и народ Господень узнает о сказанном на своём горьком опыте и обратится к Богу, тогда милость Господня повернётся к народу Его и скажет Господь: «возвращу их на место сие и дам им безопасное житие. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них." (Иер. 32, 37–39). И в итоге скажет всем Господь: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Но так для тех, кто живёт уже в Господе.
Поражение в семье
Мы же вернемся к тому, что ещё другое сделано было за время советского безбожия и продолжает преследовать нас сейчас. Помимо дел, совершённых за пределами семьи, враг рода человеческого вошёл в семью и поразил людей в последующих поколениях изнутри, из самой семьи. С
Сыновья таких отцов оказываются либо в числе преуспевающих мира сего и, умножая безбожие и безнравие в себе и в своих детях,
При таком внутреннем поражении отцовства быстро и опережая началось поражение в жёнах и поражение материнства. Ушли в историю матери и в семьях остались мамы. Одни преуспевающие вне семьи — на работе, в общественных движениях, в спорте, увеселениях, другие — посвятившие себя как бы семье, на деле больше детям. Не семье в целом, не мужьям и детям, но больше и прежде детям. Сами захваченные самоугодием, чувственностью и душевными стремлениями, они привязываются к детям, посвящая им всю свою жизнь до усталости и выматывания. При этом в детях активно и порой с большой силой развивается детское самоугодие. Как это происходит подробности можно прочитать в ответе на вопрос № 13953 «Пьянство мужа». Там много об этом. В итоге эта близость между мамами и сыновьями развивает в молодых людях всепоглощающее самоугодие. То есть всё себе и для себя. В современных условиях жизни при соединении с малодушием оно приводит к быстро развивающему отчаянию, а в итоге к суициду. Есть ответ на вопрос № 13923 «Если человек пытался покончить с собой». Где раскрывается внутренний ход к суицидным настроениям. Если продолжить дальше о самоугодии, оно причина ещё одного явления. В соединении с привязанностью к мамам оно ведет к глубоким задержкам развития. В итоге сыновья либо никак не хотят или не могут, и не знают как жениться, имея при этом возраст и 30 и 40 лет, либо женятся, но не умеют сохранить семью, не зная, как быть мужьями и отцами и, в итоге, оставляют её, возвращаясь к своим мамам. С ними им комфортнее. Большинство же сыновей и до сих пор живущих под маминой опекой делаются пьяницами. Пьянство — это болезнь самоугодия и обильной женской опеки с младенченства. За спившихся своих сыновей и мужей очень и прежде всех других страдают их же мамы и самоугодием прилепившиеся к мужьям жёны. Они много делают, чтобы спасти своих сыновей и мужей. Тут и наркобольницы и реабилитационные центры, и лекарства, и у верующих много молитв, служб, молебнов. Но почти невозможно донести до них, что вырваться из пьянства не дают сыновьям они же сами — мамы и жёны. По сознанию они готовы всем пожертвовать ради спасения дорогого им человека от пьянства. А всем самоугодием маминой привязанности к сыну и привязанности жены к мужу,
Завершение ответа
Простите, И. и Д., что такое большое письмо вышло. Д., прости, что не всегда тебе писал, невольно склонялся к маме, а
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев