Продолжение ответа на вопрос № 13666

Подвижники Церкви и брань падшего естества
Где же в современных сыновьях эти удивительные пять свойств? Нет их. Многое за последние два с половиной столетия сделано во всём мире и особенно у нас в России, чтобы сыновство и остальные четыре жизненных призвания, в том числе религиозное призвание, потеряли свою Богом данную основу, и по сути стали чем-то другим, враждебным Богом данной природе человека и через то враждебной самому Богу. Об этой враждебности падшего естества, из которого сегодня сложен человек, святые подвижники Церкви говорят как о внутренней брани, которая начинается на определенном этапе следования за Евангелием. Новоначальные подвижники, т. е. вступившие на путь монашества, не сразу узнают её как брань, как искушения. Тем более, что падшее естество не сразу заявляет себя после того, как подвижник отказался от внешних видимых грехов. Знаком этого отказа от видимого является перемена образа жизни или вход его в сугубый церковный уклад: принял монашество, начал скитническое жительство, ушёл в одиночное отшельничество, — когда внешнее отсечение греха сделано, то есть, когда мир сей внешне отсечён, тогда подвижник обнаруживает, что вступив в монашество, скитничество, отшельничество он этот мир сей принёс с собой, в новый уклад жизни, принёс в себе самом. И спустя какое-то время мир этот поднимается разными греховными желаниями, стремлениями, привязанностями мира и деятельными позывами. Они оказываются настолько соприродны ему, что он вначале безотчётно, а то и вполне искренне увлекается ими и начинает двигаться или устраивать обстоятельства и самую жизнь свою в согласии с ними. Влекомый ими, убеждаемый ими, что так и именно так ему надо поступать. При этом иногда ясно сознавая, что то или иное в нём в действительности есть грех, в то же время природой своего желания, стремления, привязанности или деятельного позыва будет жить ими, ими, а не сознанием, что это грех. Сознание греха окажется бессильным перед реальной жизненностью греха, и по этой причине будет самим человеком умаляться, отодвигаться, завешиваться объяснениями, оправданиями. Сколько пройдёт времени, какие за это время сменятся и произойдут обстоятельства — неизвестно. С трудом в сознании своём человек начнет догадываться, что происходящее в нём — это искушение. Так называют святые отцы начало внутренней брани, когда падшее в человеке заявляет себя с силою и с правом на своё существование. За осознанием, что пробудившееся в нём есть грех, начнётся медленное склонение его на сторону сознания и тем удаление от ожившего и уже живущего в нём греха. А дальше появятся силы на действия борьбы с падшим, потом придет на помощь покаяние, молитва и силы и желание на подвижнический уклад жизни, т. е. жизни по Евангелию. Тогда любовь ко Христу начинает порождать следование Евангелию. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, — говорит Господь, — тот любит меня… и я возлюблю его» (Ин. 14,21). «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам… Не вы Меня избрали, а Я вас избрал… Я избрал вас от мира… Сие Я сказал вам, чтобы вы не соблазнились» (Ин. 15,10,14,16,19; 16,1). То есть с появлением падшего естества вступали с нею в решительную брань. Так говорит Господь, пришедший к нам, чтобы нас спасти.

    • Но не только тех, кто вступил на сугубый подвижнический путь, но и тех, кто остался мирянином. Всех спасти. Что же тогда делать мирянам и людям мира сего, не знающим в себе такого призвания на брань с падшим в себе, если подвижники, оставившие мир, никак спастись не могут, кроме как вступив в сугубую войну с самими собою. Тем более, что делать подросткам и молодым парням, попавшим в сети современной цивилизации и утопающим в её губительных воронках. При том, что жизнь греха в них сильнее, чем сознание, что я грешу. И, тем не менее, как подвижники встают на брань с падшим естеством, так и мирянам нужно вступать в брань с ним же ради восстановления своей нравственной природы. Это восстановление невозможно без Христа и без таинств Его Церкви. Но здесь, здесь ещё задолго до революции в Церкви случился сбой. Внимание и труды религиозного народа обратились на одну сторону жизни и совсем, почти совсем оставили другую. Постепенно и незаметно для народа церковная религиозная жизнь стала происходить сама по себе, а повседневная жизнь людей с постепенным, все большим погружением в падшее естество — сама по себе. В результате влияние церковных таинств на человека, очищающее и освящающее действие благодати в Церкви стало сужаться в отдельное самостоятельное от всего существа и от природы человека пространство жизни. Через школьное богословие и тонко, незаметно входящий католический подход к устроению духовного образования вот уже три столетия идет подмена православного человека. Человек идет за православным образованием, преподаваемом в духовных школах, и незаметно для себя перемещается из внутреннего человека во внешнего. В сознании своем, ревнуя о православной истине, эту ревность и принимает за свою православную жизнь. Чем дальше, тем больше удаляется от разумения, что духом и внутренним устроением оставаясь падшим человеком, он мало делает или ничего не делает для своего покаяния. Чтобы каяться, не достаточно знать о покаянии. А так как поляризация между внешним человеком и внутренним делалась все более реальной не в пользу внутреннего человека, то и дух и стиль жизни католического характера, дух внешнего человека стал укрепляться в России. В результате в жизнь православных людей стали входить превратно понятые из Евангелия и прямолинейно внедряющиеся слова, но внедряющиеся уже как католический принцип жизни: «Богу богово, кесарю кесарево». В результате в каждом дне, в каждой неделе, и в каждом годе разделились между собою действия религиозные и повседневная жизнь. К этому приложилась, под влиянием католических образцов, привозимых с запада, как принцип, не туда примененная русская поговорка: «сделал дело, гуляй смело». Делом стали религиозные действия дня недели, года, а гулянием стала повседневная жизнь. «Ты помолился? — Да. — Тогда пойдем по распорядку дня». Это касательно, утреннего и вечернего правила дня. «Ты был на службе? — Да. — Хорошо, на законных основаниях теперь можно и к делам недели приступить». Это касательно недели. Религиозный долг воскресного дня исполнен, будем дальше жить. Тоже и в году, где в самостоятельное время года, стали выделяться как религиозный долг, многодневные посты и святые дни святок, светлой седмицы, троицкой сплошной, с тем, что остальное время года люди жили, как хотели. В результате два пространства жизни разделились: религиозные действия в виде долга и остальная жизнь. Разорвалось их взаимовлияние. А народ вместе с врагом рода человеческого неожиданно вздохнул свободно. Всё более умножающееся число людей стали сокращать объемы религиозных действий. Долг начал сокращаться. Следствие не заставило себя ждать. Падшее естество в человеке начало быстро расширяться и брать под свою власть всё в человеке, внутри него. Об этом забил тревогу святитель Игнатий Брянчанинов, много написавший о падшем естестве, т. е. о повреждённой природе человека, которой мы живём, и при этом охраняем независимость ее в нас от наших религиозных действий. Вот что пишет святитель Игнатий: «Милости хощу, а не жертвы» — говорит Господь. Слова эти значат, что «вы не можете приносить жертв, все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, смешаны с ним. Познайте глубину вашего падения, познайте лютость повреждения вашего. Окаменевшие сердца! Смягчитесь. Создания несчастные, пресмыкающиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада, создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею. Признайте, что самое естество ваше извращено грехом, что правды, рождающиеся в нем и исходящие из него, соответственны обезображенному, искаженному естеству. Естеству падшему. Правды ваши сочтите грехами, сочтите их не приобретениями, а величайшим ущербом для себя. Эти правды, в желающих удержать их за собою, служат непреодолимым препятствием к получению правды Божией». (Св. Игнатий, Аскетическая проповедь, т. IV, Правило веры 1993 г.м.стр. 183). Так много еще подобным образом взывал святитель. Но внешне православный народ его быстро отодвинул от себя и всё возрастающей толпой начал двигаться к 17 году, а когда случилась смена власти, с одержимым торжеством народ этот бросился в обновленчество. Приветствуя новую власть и как бы открывающиеся новые возможности. Богоборческая власть поддержала обновленческие силы в Церкви, обрушила гонения и физическое уничтожение на подлинную Церковь и, за 20 лет расправившись с нею, предложила, а в лице патриарха Сергия (Старгородского) и нового Синода утвердила нечто среднее. Суть среднего заключается в том, что оно продолжает раздельное существование религиозных действий и жизни падшего естества. Католический принцип «Богу богово, кесарю кесарево» и подвязанная к нему народная поговорка «сделал дело — гуляй смело» стали уверенно формировать всю жизнь православных людей. Постепенно и вполне реально окатоличивая их. А чтобы это было не очень заметно, сегодня инициируется активное служение Церкви в четырех направлениях, рождаемых как раз тем самым падшим естеством, с выходом из церковной ограды в массы неверующих людей России. При этом падшее естество торжествует свою неприкосновенность. Таинства и все освящающие действия Церкви в этом выходе в массы неверующих не достигают не успевают достичь до причастника. Наоборот, хотя бы чуть-чуть воспринятые, пока люди в Храме, при выходе из него в падшей активности и восторгах рассеиваются как не бывшие. И уже не таинствам, но падшему как раз и дано осуществлять все служения Церкви. Даже то, что казалось бы должно служить таинству, т. е. вся современная катехизация и воцерковление увы, заняты отдельно религиозным призванием человека мимо его природы, т. е. мимо падшего естества. Этим, кстати, русское православие отличается от греческого. Но идет время. Чем дольше мы живем, тем более очевидно становиться, что развивать нужно не одно только религиозное призвание, никак не трогая падшую природу, но и природу нужно очищать и восстанавливать в тот образ, который вложил Бог в человека. Церковная жизнь, как она сегодня есть, с ее внешними приоритетами одна недостаточна. Нужно повседневную жизнь восстанавливать до праведности, об этом у нас и речь.

    Что же делать?
    Один из путей, частный по своему значению, но который возможен сегодня через интернетное и книжное общение — это расширять и укреплять сознание, для этого подробнее и глубже узнавать о самом себе. Чтобы дальше с помощью знаемого учиться извлекать уроки из жизненных собственных обстоятельств, делать выводы и менять направление жизни. Другой путь — это прибиваться к тем взрослым, которые живут ближе к своим жизненным призваниям и которые согласны были бы взять под своё крыло и руководство, и рядом с ними делать то, чем заняты они. В итоге собирались бы группы разных инициатив, каких, наверное, и сейчас есть какое-то число в стране. Одна из таких инициатив, которая родилась у нас в Волгограде, это военно-патриотическое учение «Горлица». Оно начинает осваиваться уже по разным регионам страны, проводится третий год и в Германии. Информацию о ней и фильмы можно узнать и посмотреть на сайте Otrada-volga.ru и на Ютубе «Отрада православная» — учение горлица.
    Разрушение сыновства
    Вернёмся к вопросу: что же произошло с сыновством в наше время? Против него враг рода человеческого вместе со всем народом советской страны применили два самых мощных средства современной цивилизации — это всеобщее образование и «детям счастливое детство». Первое средство вывело детей из семьи в школу, а детей дошкольников в детские сады. Началось общественное, а не семейное воспитание следующего поколения. Началось отречение от семьи, т. е. от Богом положенных оснований в человеке. Основания эти — совесть, добро, жизненные призвания, включая призвание религиозное. Среди жизненных призваний искомое нами призвание сыновства. В школе и в детском саде, тем более в профессионально-технических и высших учебных заведениях ничто из выше названного не востребовано. Здесь совесть заменена моральным кодексом и правилами поведения. Добро переведено в знания о добре, а само добро в жизни заменено дисциплиной, организованными в прописанных нормах отношениями между людьми и чувством порядочности, которое полностью ориентировано не на домашних, а на людей вне семьи и посажено на тщеславие и самолюбие. Сыновство в детских и юношеских учебных учреждениях нигде не нужно. Если и остаётся к молодому человеку отношение как к сыну такого-то отца, то под отцом имеется в виду какое-нибудь влиятельное лицо или какой-нибудь богатый человек. Ни о каких других свойствах отца, тем более свойствах сыновства речи вообще нет. О семье, из какой вышел молодой человек, никто интересоваться не будет. Потому что отношение к человеку у нас в стране давно уже как к отдельному лицу, за которым никого нет — ни семьи, ни рода, ни Отечества. Сам по себе, сам за себя и сам собой. Я самостоятельный. И это, мол звучит гордо. Увы, если бы только звучало. Всё, что делается в учебных заведениях и в детских садах, всё основано на самолюбии. Даже добро и приличное поведение, которое требуют в этих заведениях, оно всё основано на самолюбии. Одарённые, успешные в учёбе, наши таланты, школа лидеров, элитная школа, фестивали талантов, олимпиады, смотры — везде невиданный в прежние времена масштаб соревнования, неслыханный подъём духа самолюбия. Совесть ли на этом духе развивается? Никак. Ей претит этот дух. Добро ли искренне живёт в этом духе? Нет. Не может действительное добро выходить из самолюбия. Но ведь много и в советские время было и сейчас есть добрых людей. Много. Но и это добро имеет самолюбивый характер. Самолюбием охвачен дух человека, а добро, если оно продолжает оставаться ещё, оно остаётся в его душе. Душою человек добрый, а духом — и гордый и самолюбивый. Контраст между подростком до 12 лет и после 12 лет именно это и открывает. Контраст между человеком когда он трезвый, и когда пьяный тоже об этом. Душой один, а духом — полиция и та не всегда управит. Контраст между супругами до развода и теми, какие они на суде по разводу, что говорят друг о друге и как говорят — тоже об этом. Контраст между родственниками до того, как делится наследство и в момент, когда оно делится — всё о том же. Всё это и есть как это ни покажется странным и непривычным, но плод всеобщего образования. Им за 100 лет произведен полный переворот всего патриархального уклада жизни, через него совершилось отсечение детей от семьи и отречение от Богом положенных оснований сыновства. Само всеобщее образование своим духом и устроением, особенно высшее, — это уже деятельное отрицание семьи, рода, Отечества. Да, ради цивилизованного гражданства. Но в нём от Отечества лишь одна видимость.
      • В результате сегодняшнее торжество самолюбия вылилось в два полюса людей в стране. На одном полюсе — успешность, прогресс, богатство, слава, власть. На другом полюсе — наркомания, компьютерные игры, фильмы, болельщики, новости. Это то же самолюбие, но ищущее для себя компенсации. Посредине — люди, перебивающиеся с одного на другое. Все вместе они зовутся интеллигенция, рабочие, служащие. Среди них есть руководители, работники торговли и банков, юристы и полицейские, которые задают сегодня характер жизни в стране. Есть ли среди них сыновья? Какая-то часть от всего населения страны, а именно 2% имеют пробуждённое религиозное чувство, религиозное призвание. Им они вошли в ограду Церкви, наполняют храмы. Из них на 100 женщин в среднем по всей стране приходится 3–5 редко где 10 мужчин, и того меньше молодых людей. Во всём остальном — это те же и такие же люди, что живут в России, которые недавно были неверующими. Это те же интеллигенция, рабочие, служащие. Кто-то из них теперь работники и служители Церкви. Много ли среди них сыновей?

      Восстановление сыновства
      В то же время в Великую Отечественную войну, когда беда грянула на страну, именно отцы, матери, сыновья и дочери встали на защиту Отечества. Всё, что основано было на самолюбии, отряслось, обрушилось, и не до самолюбия было. Совесть, долг жизненных призваний — отцов, матерей, мужей и жён, сыновей и дочерей, а вместе долг и честь сынов и дочерей Отечества, т. е. сила отечественного призвания — они подняли народ и дали победу. Мы знаем теперь, что Небо встало на защиту народа России. Участие Матери Божией, святых, ангелов, благословление Господа нашего Иисуса Христа — это было решающим на всех фронтах и в тылу. Мало было в то время верующих и нельзя сказать, что они, верующие, одержали победу. Тем более нельзя сказать, что они верующие, восстановили после войны огромную страну. Народ сделал то и другое. И Небо поддержало и благословило народ. Тех из них, кто на это время отряхнулись, отряслись от самолюбивых накоплений предыдущих лет. Одни на фронте встали в ратную силу отечественного призвания, другие в тылу встали в силу трудовую. Богом данная природа человека, в Богом попущенных отрясениях и восстановленное естество человека вывело народ в торжество победы над фашизмом, а после войны, в торжество восстановления всей страны.
      Трагизм истории
      Но вместе с восстановленным хозяйством в стране была восстановлена вновь вся система всеобщего образования. Атеистическая по духу, по действию обессмысливающая земную жизнь, обезнравливающая её, выдвигающая и закладывающая в характере на первый план самолюбивое лидерство. Два новых поколения, сформировавшиеся за 70 лет после войны в этой системе, в итоге привели страну к сегодняшним распаду, развалу, разврату и бесчинствам.
      Произошла за эти годы не только смена поколений, что естественно, но произошла перемена людей. В прошлом остались люди внутреннего устроения — совести, добра, жизненных призваний: сыновства, Богом данного супружества, родительства, отечественного, религиозного призваний и трудовой силы. Вместо них вышли люди среднего устроения — душевные, деятельные, с активным развитием прикладных способностей (их 16: интеллектуальные, ремесленные, технические, педагогические, врачевательные, музыкальные, изобразительные, зодческие, литературные, ораторские, растениеводческие, животноводческие, организаторские, подражательные (артистические), пластические, классификационные). С отказом от внутреннего человека, вместе с ним от совести, добра и Богом данных призваний в основу среднего человека легло самолюбие, самоугодие и влечение к миру. Вслед за средним человеком в последние десятки лет всё в большем числе входит в жизнь страны внешний человек, имеющий за душой лишь одно-разный уровень образования. Чем сегодня официально измеряется человек. А вместе с ним ведущее место в жизни общества занимает, самолюбивый интеллект. Человек много знает, начитан, имеет обширную информацию обо всём, что в мире. Жизнь его извне устроена, введена в какой-то порядок и дисциплину, но и то и другое в разную меру расслаблено самоугодием и влечением к миру (в наше время к развлечениям). По самолюбию он хочет быть успешным, и выглядеть приличным и даже религиозным человеком и даже бывает таким на какой-то период, но самоугодие и влечения к миру мешают ему, делая его всё чаще непутёвым и беспутным.
      Счастливое детство
      Как и откуда такое множество сегодня внешних людей? От счастливого детства. Летние пионерские лагеря, множество внешкольных детских учреждений — домов пионеров, юных техников, биологов, кружки, студии, спортивные секции, смотры, фестивали, слёты, соревнования, олимпиады, театры, детское кино, книги для детей. Обилие всего этого в жизни каждого ребёнка, с постоянной сменой одного другим, редкой остановкой на чём-либо одном. И везде деятельная сила вместо трудовой. Везде собственные увлечения вместо благословления старших, вместо единения с ними полный отрыв от них, вместо единения с Отечеством, или единения с Церковью бегание по интересам. Мало кто понял, что устроение для всей страны счастливого детства на деле вынули детей из жизни в семье и ввергли в среду сверстников. Этим на корню пресекались сразу три свойства сыновства — преемственность, забота о родителях и жизненный путь. Вместо преемственности началось воцарение в детях, в подростках и юношестве сиюминутных ценностей, которыми жила и живет среда сверстников, авторитетов из числа самих сверстников, характер общения на равных, в котором нет и не востребовано почитание (второе свойство сыновства), а вместо него компанейщина и вольность, где отношения устанавливаются физической силой, или силой характера, или благодаря способностям общения. Вместо заботы о родителях и участия в них появилась беззаботность и иждивенчество, всё большее отдаление от родителей и удаление родителей от себя. Вместо жизненного пути появилась толпа сверстников, группы и группировки, в результате потеря ориентации в жизни, утрата целей, жизненных задач, и к окончанию школы частое незнание, что надо дальше делать, куда идти. У преуспевающих в учёбе вместо жизненного пути формируется ориентированность на профессию и стремление поступить в ВУЗ. Но статистика говорит, что по окончании ВУЗа по вузовской профессии идут дальше работать от 20 до 40% выпускников в зависимости от характера ВУЗа. Остальные устраиваются совсем не там, на что учились. Но и у тех и других нет устойчивости в выбранной профессии. Такая устойчивость возможна была на жизненном пути, а здесь нет пути. Причиной этой устойчивости была бы преданность чаяниям отцов, дедов, а здесь полное пресечение межпоколенных отношений и абсолютная самоопределяемость по интересам, увлечениям, а то и просто по прихотям или стечением обстоятельств. Откуда здесь быть силе, которая выводила бы и держала на жизненном пути. Мы уж и не говорим о пути Господнем.
      «И изгнал (Господь) Адама из сада Едемского (рая) и поставил Херувима, чтобы охранять путь к дереву жизни." (Быт. 3, 24). Теперь это древо жизни крест Господень, а вслед за ним таинство таинств Тела и Крови, в котором заключены и Крест, и Смерть, и Воскресение. А «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 11–12). И был потоп, а после потопа Авраам говорит рабу своему: «Господь [Бог], пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему (Исааку) из родных моих и из дома отца моего» (Быт. 24, 40). Видите — «Ангел благоустроит путь твой». А вот израильский народ в пустыне: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им» (Исх. 13, 21). И много веков спустя царь Давид воспел: «Бог! — непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него. Бог препоясует меня силою, устрояет мне верный путь." (2 Царств. 22, 31,33). Пройдёт время и пророк Иеремия раскрывает последующее: «мы грешили пред Господом Богом нашим, — (говорит народ), мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня» (Иер. 3, 25) И отвечает им Господь: «Пути твои (народ мой) и деяния твои причинили тебе это; от твоего нечестия тебе так горько, что доходит до сердца твоего. Неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют." (Иер. 4, 18,22). «Каждый обращается на свой (им придуманный) путь» (8, 6). Но «не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (10, 23). Пройдет время и народ Господень узнает о сказанном на своём горьком опыте и обратится к Богу, тогда милость Господня повернётся к народу Его и скажет Господь: «возвращу их на место сие и дам им безопасное житие. Они будут Моим народом, а Я буду им Богом. И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них." (Иер. 32, 37–39). И в итоге скажет всем Господь: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Но так для тех, кто живёт уже в Господе.
      Поражение в семье
      Мы же вернемся к тому, что ещё другое сделано было за время советского безбожия и продолжает преследовать нас сейчас. Помимо дел, совершённых за пределами семьи, враг рода человеческого вошёл в семью и поразил людей в последующих поколениях изнутри, из самой семьи. С какого-то времени ещё задолго до революции 17го года мужское население страны начало терять силу супружества, силу «мужа одной жены», и силу отцовства. В итоге к нашему времени отцов не стало. Папы, которые есть, порой души не чают в детях, пока им до 12 лет, а потом приходят в растерянность и не знают, как быть и как себя вести с подростками. Большинство же отцов сегодня и не папы даже. Либо давно развелись, и общаясь с детьми раз в неделю, портят их, либо и не имели семью, либо остаются в семье, но разными способами обходят стороной своих детей-подростков, не вникая в их жизнь, или грубо насаждая свои жесткие нормо-порядки, из-за которых тем более ничего не знают о своих рядом с ними живущих сыновьях, или, всем материальным обеспечив, предоставляют им полную свободу, в которой ни о каком развитии свойств сыновства речи и быть не может. Скорее наоборот идут вседозволенность и разврат. В итоге при таких отцах в детях, подростках и юношах умножается самолюбие, а рядом с ним влечение к миру. В итоге две жабы — дух мира и дух времени — пожирают свою добычу. О таких Господь сказал: «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху» (Иер. 32, 35). Если кто «даст из детей своих Молоху, Я обращу лице Мое на человека того и истреблю его из народа его за то, что он дал из детей своих Молоху, чтоб осквернить святилище Мое и обесчестить святое имя Мое; и если народ земли не обратит очей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, то Я обращу лице Мое на род его и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его." (Лев. 20, 2–5).
      Сыновья таких отцов оказываются либо в числе преуспевающих мира сего и, умножая безбожие и безнравие в себе и в своих детях, т. е. внуках, живут отрицая своим образом жизни внутреннего человека. То же делают и религиозные отцы, которые при внешней церковной жизни на деле далеко отстоят от Бога. Дети современных пап и мам неуправляемо подвижны, могут беспутно и шумно носиться между предметами и людьми, ни с кем не считаясь, ни на кого не обращая внимания. Подрастая, дети эти становятся наркоманами, игроманами и компьютернозависимыми. Это результат самолюбивого задела, полученного в семье чаще через отцов. Нарастает в наше время и шизофреническая болезнь. Она берёт своё начало оттуда же, чаще от отцов. Чтобы здесь не удлинить чтение об отцах укажу № 13972 ответа на вопрос «Как молиться о том, чтобы сын создал семью?». Там прочтёте подробности.
      При таком внутреннем поражении отцовства быстро и опережая началось поражение в жёнах и поражение материнства. Ушли в историю матери и в семьях остались мамы. Одни преуспевающие вне семьи — на работе, в общественных движениях, в спорте, увеселениях, другие — посвятившие себя как бы семье, на деле больше детям. Не семье в целом, не мужьям и детям, но больше и прежде детям. Сами захваченные самоугодием, чувственностью и душевными стремлениями, они привязываются к детям, посвящая им всю свою жизнь до усталости и выматывания. При этом в детях активно и порой с большой силой развивается детское самоугодие. Как это происходит подробности можно прочитать в ответе на вопрос № 13953 «Пьянство мужа». Там много об этом. В итоге эта близость между мамами и сыновьями развивает в молодых людях всепоглощающее самоугодие. То есть всё себе и для себя. В современных условиях жизни при соединении с малодушием оно приводит к быстро развивающему отчаянию, а в итоге к суициду. Есть ответ на вопрос № 13923 «Если человек пытался покончить с собой». Где раскрывается внутренний ход к суицидным настроениям. Если продолжить дальше о самоугодии, оно причина ещё одного явления. В соединении с привязанностью к мамам оно ведет к глубоким задержкам развития. В итоге сыновья либо никак не хотят или не могут, и не знают как жениться, имея при этом возраст и 30 и 40 лет, либо женятся, но не умеют сохранить семью, не зная, как быть мужьями и отцами и, в итоге, оставляют её, возвращаясь к своим мамам. С ними им комфортнее. Большинство же сыновей и до сих пор живущих под маминой опекой делаются пьяницами. Пьянство — это болезнь самоугодия и обильной женской опеки с младенченства. За спившихся своих сыновей и мужей очень и прежде всех других страдают их же мамы и самоугодием прилепившиеся к мужьям жёны. Они много делают, чтобы спасти своих сыновей и мужей. Тут и наркобольницы и реабилитационные центры, и лекарства, и у верующих много молитв, служб, молебнов. Но почти невозможно донести до них, что вырваться из пьянства не дают сыновьям они же сами — мамы и жёны. По сознанию они готовы всем пожертвовать ради спасения дорогого им человека от пьянства. А всем самоугодием маминой привязанности к сыну и привязанности жены к мужу, т. е. своим подсознанием они ни за что не хотят отпустить его от себя. Свободным для своего жизненного пути он станет тогда, когда придёт к трезвому образу жизни. Но тогда он уйдет от неё, мамы. Всей болью своей утробной привязанности мама подсознательно отвечает: нет, нет, ни за что. И сын продолжает спиваться.
      Завершение ответа
      Простите, И. и Д., что такое большое письмо вышло. Д., прости, что не всегда тебе писал, невольно склонялся к маме, а где-то к отцу твоему (папе). В итоге получилось письмо — ответ всем троим. Может быть все трое и будете читать и вместе делиться, что понятно, что нет, что ясно, что не ясно. И как вам теперь всем троим быть. Мне бы хотелось, чтобы у вас получился многодневный семейный совет по поводу этого ответа. Дай Бог, чтобы получился.
      Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев