14502 Муж - глава семьи? А если нет?

Муж -глава семьи?

Муж -глава семьи, я была бы счастлива, если было так, но что делать, если это не так. Батюшки говорят"А ты не решай проблемы. Пусть он решает.«Я так и делала, пока не было детей.«Но сейчас я не могу себе это позволить, от решения, или не решения проблем, зависит качество жизни детей. Он хорошо решает проблемы, когда это касается лично его, но проблемы детей не замечает. Иллюстрация: он купит в магазине продукты.но только, что он ест, а то, что, будут это дети есть, нет, могут это есть, нет, это проблемы детей. Формально он -глава семьи, и он считает, что он глава семьи, и он командует, но все, кроме него, и даже старшие дети, понимают, что это н так. Его устраивает такое положение вещей, а я устала, и его, не то что не люблю, даже не уважаю, хотя внешнее почтение стараюсь соблюдать. Когда надеялась что-то изменить, доказывала, ругалась, а сейчас отчаялась и просто терплю. И еще, он соблюдает, все посты и каноны, очень воцерковленный человек, поэтому я в свое время и пошла за него, а сейчас мне так неприятно это фарисейство, что я отошла от церкви. Знаю, что это не правильно, но….16 лет замужем,5 детей. Простите Батюшка, знаю, что мое состояние грех, но я очень устала и физически и еще больше морально. Ксения.

Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий Гармаев


Мир вам Ксения! В ответе на вопрос № 14500 приведено два образа семьи — качели и лодка. А у вас похоже баржа, которую вдоль берега тянет за лямки одна бурлачка. Все остальные — муж и дети — плывут на барже. Так будет, пока баржа не сядет на мель. Придётся тогда всем вылезать на берег и тянуть её. А бывает — одна тянет, а рядом с нею с обеих сторон два ангела. При этом та, что одна тянет, всегда радостная, устаёт конечно, но только физически. Морально не устаёт — ангелы поддерживают. Поэтому, что скажу? Не надо бы вам оставлять церковную жизнь. Только в ней нужно быть правильно устроенной, чтобы не повторить церковный опыт мужа.

Если человеку дать всё, что поддерживает его телесную жизнь — тепло, уют, одежду, пищу… — он будет пользоваться всем этим и думать, что сила дающая ему жизнь, находится в этих физических явлениях и предметах. И он совсем упустит из вида, что без настроенности его тела на эти силы, они не смогут ему помочь. Когда желудок расстроен, его будет тошнить от пищи, она может стать даже отравой для него. Иногда у человека возникают такие состояния, когда даже чайная ложка бульона или воды выбрасывается назад из желудка.

То же бывает и с телом. Во время озноба может быть так, что не помогает никакое внешнее тепло, или у стариков бывает, что ничто из вне их не может согреть, им постоянно холодно или зябко, хотя они могут сидеть в горячей парной.

Но если с телом всё в порядке, то и малое количество пищи будет достаточно человеку, чтобы у него были силы. И малое количество тепла дома или на улице будет восприниматься как комфорт.

То же и с душевными силами. Нам кажется, что внешние явления и предметы придают силы душе. Так, например, дети приносят радость, фильм или книга могут воодушевить, общение с кем-нибудь может наполнить силами. И мы часто не отдаём себе отчёта в том, что для восстановления душевных сил душа должна быть определённым образом настроена. Настроена на отклик. То есть в душе есть что-то от Бога, что готово на отклик. А когда отклик есть, то силы пробуждаются, они возникают внутри этого отклика души, внутри того, что даёт этот отклик.

И наоборот, если нет отклика, человек в мрачном настроении, подавлен, холоден, равнодушен, то ни дети, ни фильм, ни книга, ни общение никаких сил ему дать не могут. Это значит, то, что должно и могло бы откликаться, оно помрачено. Есть психические — душевные заболевания, при которых ничто извне не может повлиять на настроение человека. Тогда дают ему психотропные таблетки, которые меняют его внутреннее нервно-психическое состояние и он начинает реагировать на внешние события, начинает откликаться на них, оживая в каких-то силах.

В то же время, если душа у человека всегда настроена на отклик, более того, всегда, всем и всему радуется, ко всем великодушна, милостива, участлива, добра, нет скупости, напротив, много щедрости, поразительно, она, такая душа, всегда в силах. Предметы, люди, события только побуждают её на проявление сил, но не они источник сил для души. В самой душе силы — в этих её добрых свойствах, настроениях, нравственных чертах характера неистощимый источник сил. Есть люди, которые перечисленные выше качества имеют неизменными по многу лет подряд, десятки лет и даже до старости, и до смерти. При этом не иссякают, напротив год от года делаясь добрее, милостивее, щедрее, радостнее.

Видите, значит у тела есть ресурс здоровья, когда оно настроено на приём пищи, тепла в скромных, но для него достаточных объёмах. И оно силами и живёт. Но и душа в своих нравственных свойствах имеет силы, которые с годами не иссякают, но всегда есть. И это независимо от внешних условий, обстоятельств и характеров близких.

Но как для поддержки здоровья тела нужно сохранять распорядок жизни суточный, недельный и годовой, сохранять режим сна, питания и тепла, при этом закалять и вовремя лечить, так и для души нужна поддержка здоровья.

Только в отличие от тела душа сама по себе уже повреждена с самого зачатия. Нераскаянные родовые грехи отяжеляют и без того уже падшее в Раю естество человека. Из поколения в поколение оно делается всё более повреждённым и бессильным. Повреждённым, значит к добрым её свойствам примешивается зло, корысть. В душевных своих проявлениях человек, духовно испорченный самолюбием, самоугодием и влечением к миру, делается подсознательно корыстным. Он и самолюбив, и самоугоден, а из-за своего влечения к миру земному он нечуток и нечувствителен к миру Божьему, к жизни в Церкви. Внешний её строй соблюдает, и даже имеет вид «очень воцерковлённого человека», а внутреннюю жизнь Церкви не чувствует и чуткости к ней не имеет. Если он таков, то и нет в нём милости, любви, веры живой нет и покаяния.

Делается бессильным, значит, теряет своё внутреннее благочестие — нравственного человека. Гаснет совесть, исчезают основания добра — целомудрие, страх Божий и благоразумие, происходит подмена жизненных призваний любви: сыновства, супружества, родительства, патриотического и религиозного призваний. Все они вроде есть в человеке, но не в том виде, в каком их дал человеку Бог.

Для наглядности, приведу здесь описание крестьян XVIII века, которое пишет тоже крестьянин, одарённый самоучка Иван Ивин. «Неужели можно допустить, — пишет Ивин, — что наш народ, при всём его глубоком разуме и мудрости, выразившейся в его пословицах, при всём его художественном чутье и поэтическом творчестве, сказавшихся в создании таких прекрасных песен, былин и сказок, при всех его нравственных достоинствах и чисто христианских идеалов, выразившихся в его жизни „по-Божьи“, — его вере, терпении, кротости, мягкости и доброте, в любви к Отечеству и государю, в его покорности судьбе, трудолюбии и готовности щедро благотворить всем нуждающимся, хотя бы и преступникам, — неужели, говорю я, возможно допустить, чтобы этот народ читал и слушал (в виде современных книжиц) сущую пошлость и дрянь. Весь этот многомиллионный верующий народ во все времена своей исторической (до XVIII века) жизни заботился о религии, о жизни „по-Божьи“, об устроении церквей и спасении души гораздо больше, чем о политико-экономическом или общественном благоустройстве. Любить ближнего и делать для него добро, по убеждению этого народа, можно только для Бога, для спасения души». (М. М. Громыко. Мир русской деревни. М. Молодая гвардия. 1991, стр. 302–303). И это пишет и говорит крестьянин-самоучка.

Вернёмся к здоровью души. Что нужно ей для этого? Если для тела нужны распорядок, режим и закалка, то для души что? Для души нужны патриархальность, церковная жизнь и нравственно-трудовой уклад.

О патриархальности отцовства и материнства много уже мною написано в ответе на вопрос № 14216 — «КАК ВОЗРАСТИ ИЗ ПАПЫ В ОТЦА?».

О Церковной жизни можно сказать одно — без неё не управиться с падшим естеством, т. е. с самолюбием, самоугодием и влечением к миру. И не встать в тот правдивый — характер, который описан в русских крестьянах.

О нравственно-трудовом укладе кратко скажем — это лад в семье, это труд, не деятельность, потому что деятельность подвигается у человека нашего времени самолюбием, самоугодием и влечением к миру, а труд, который подвигается совестью, добром и призваниями семейными — супружеским, родительским и сыновним.

Читая всё написанное, вы можете подумать, что в наше время это невозможно, а для вас лично и неподъёмно. Но и ученики Христовы, слушая Его, воскликнули: «кто же может спастись? Но Он (Христос) сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 26–27). Опыт искренних христиан эти слова Господни подтверждает. Если искренне принять то, что на первый взгляд кажется невозможным, принять и согласиться, памятуя слова Христа: «всё возможно Богу», согласиться и решиться так делать, по написанному жить, тогда Господь входит в жизнь и начинает поддерживать человека. Шаг за шагом, благословление за благословлением начнет устраиваться жизнь. Порой не сразу, иногда месяцами и годами. Но она устраивается. Так и у вас будет. А мужу нужно бы прочитать и этот ответ и особенно ответ на вопрос № 14216 — «Как возрасти из папы в отца».

Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев